В мае во всех государствах — членах ЕС пройдут выборы депутатов в Европарламент. Своих представителей будут избирать и поляки. Впервые по спискам нескольких польских партий будут баллотироваться также мигранты из Украины.
Были проанализированы списки четырех влиятельных избирательных объединений — тех, которые зарегистрировали своих кандидатов по всем тринадцати избирательным округам Польши. Это «Право и справедливость» (действующая партия власти), «Европейская коалиция» (объединила оппозиционные партии PO, PSL, SLD, Nowoczesna, Zieloni), список «Левые вместе» (на базе партии Razem) и широкая коалиция националистов «Konfederacja KORWiN Braun Liroy Narodowcy».
Каждое объединение предложило по 10 кандидатов на каждый из округов, при этом в списках двух партий оказались признанные выходцы из Украины — то есть те, кто имеет гражданство Польши и право быть избранным. Вы удивитесь, когда прочитаете их биографии. Это — совсем не те «украинцы в Польше», о которых мы слышим чаще всего.
Интересно то, что украинцев в свои списки включили даже партии, стоящие на диаметрально противоположных полюсах польской политики — левая «Весна» и праворадикальная «Конфедерация».
Польские националисты Путина
В списках националистической «Конфедерации» оказалась уроженка Донецка Лилия Мошечкова. Она баллотируется в округе, в который входят Подляское и Варминско-Мазурское воеводства. Украинской общине в Польше ее фамилия известна со времен начала российской оккупации. И характеризуется она не с лучшей стороны. Мошечкова у Варшавского православного кафедрального собора собирала помощь для оккупированных районов Донецкой и Луганской областей. Еще тогда возникали вопросы: эта помощь предназначается только мирным жителям, или пророссийским боевикам (издание украинской диаспоры в Польше писало об этом в 2016 году)? А сама она тогда не стеснялась российской риторики вроде «гражданской войны».
Польские медиа заинтересовались Мошечковой, когда обнаружили ее фотографию с байкером «Хирургом»-Залдостановым, другом Путина и лидером «Ночных волков». Также фотоархивы подтвердили, что она вместе со скандально известным европарламентарием Янушем Корвин-Микке (сложил мандат в прошлом году) ездила в оккупированный Крым — в нарушение законодательства Украины. А во время визита в Варшаву президента Порошенко ее заметили в толпе… с флагом России.
Сейчас Мошечкова комментирует польские и украинские события для российских правительственных медиа, создавая информационные вбросы для сепаратистских СМИ на востоке Украины. А агентство «Новороссия» распространило ее заявление о том, что якобы Польша готовится к «реприватизации» Западной Украины (что, конечно же, было фейком). Фигурирует она и в польских медиа, где комментирует, в частности, крымскую тематику.
Другим мигрантом из Украины, который баллотируется от польских националистов, есть «кресовый» (украинский, cresy, с польск. — окраины, прим. перев.) деятель из Люблина Владимир Осадчий. Его политическая карьера также преуспела после оккупации Крыма — до 2014 года Осадчий жил в Польше, но был значительно менее заметен в «кресовой среде». В отличие от госпожи Мошечковой, Осадчий, как утверждается, уроженец Западной Украины, но откуда именно — неизвестно. Есть версии, что из Львова или Волыни. В течение нескольких лет медиа, которые продвигают политика (а это «Радио Мария» и портал Kresy.pl), написали для него хорошую «польскую кресовую биографию», но до сих пор есть предположение, что его «буйная молодость» является фикцией.
Но для нас самое интересное другое. Осадчий так же, как и Мошечкова, сотрудничает с аффилированными с Кремлем учреждениями и выступает в прокремлевских медиа. А еще нынешний кандидат в Европарламент был соавтором «украинской» части, принятой в прошлом году скандальной поправки к Закону об институте национальной памяти, что стало еще одним толчком к обострению отношений между Варшавой и Киевом. Несмотря как будто бы на безупречное происхождение, Осадчего и Мошечкову объединяет постоянное повторение тезиса, что Украина является неофашистским государством, с которым Варшава должна вести себя строго.
Левый фланг диаспоры
И перейдем к двум другим кандидатам, вернее, кандидаткам, которые идут в Европарламент по спискам левой «Весны».
Оксана Литвиненко родом из Луганска, переехала в Польшу из Киева в 2003 году, когда ее муж получил работу в Университете Николая Коперника. Поселилась в Торуни (город в центральной Польше, неподалеку от Быдгоша). Сейчас она — одна из самых известных борцов за права женщин в Торуни. Да и отношение к Украине с ее стороны другое, чем у предыдущих героев. Надпись «#FreeSentsov» на одной из фейсбук-аватарок уже является определенным индикатором.
В беседе с изданием «Газета выборча» (Gazeta Wyborcza), комментируя «польское гостеприимство» к украинцам, Оксана Литвиненко вспомнила, как однажды ее ребенок вернулся домой с карточкой, прикрепленной к рюкзаку, с надписью «украинская обезьяна». «Мой муж пошел в школу. А там от бабушки автора этой надписи — культурной и интеллигентной старушки — услышал слова: «беспринципные потрошители» (речь идет о намеке на «волынскую резню», — прим. автора)», — вспоминала Оксана.
Размышляя о своей 16-летней истории украинской мигрантки в Польше, Литвиненко отметила: сначала украинцам говорили, что среди них могут быть только преступники и проститутки, а теперь говорят, что они — националисты и бандеровцы. Сейчас Оксана реализуется в Польше в сфере деятельности, которая абсолютно не связана с украинством (хотя и здесь ей нередко случается слышать «окончательный аргумент» о Бандере). Она-одна из организаторов иронического протеста «Хрия под Радио Мария». Это пикет феминисток в Торуни, который впервые состоялся в прошлом году.
Его участники протестуют против финансирования государством деятельности Тадеуша Ридзика и против вмешательства католического духовенства в тему женщин или меньшинств. В этом году против мероприятия, который проводят с достаточно большим чувством юмора, взбунтовались местные деятели партии власти, пытаясь запретить протест. Суд встал на сторону активисток.
Второй украинской мигранткой в списках «Весны» была Лилия Твардош, которая в интервью для украинского портала UAinKrakow.pl заявила: «У меня есть две родины — Одесса и Краков. Сейчас я могу сделать что-то хорошее для Польши, а в будущем — и для Украины». Лилия говорит, что в команде «Весны» она — единственный нотариус. Женщина живет в Польше большую часть своей жизни, начиная с 1997 года. В студенческие времена сотрудничала с Галиной Неч, известной краковской ученой, занимавшейся защитой беженцев (умерла в 2002 году). Лилия также хочет защищать права человека на форуме ЕС.
Она рассказала, что пыталась войти в польскую политику, начиная с 2013 года, несколько раз выдвигала свою кандидатуру на различных выборах, но пока неудачно. «Много лет я вообще не занималась политической деятельностью, просто не могла найти партию, которую хотела бы поддерживать, в которой бы я себя видела. А потом познакомилась с Робертом Бедронем (лидер «Весны»)».
…а в центре — пустота
Описанные здесь кандидаты на избрание в Европарламент мало похожи друг на друга и отличаются от большинства тех украинцев, которые принимали участие в других польских выборах — парламентских и особенно местных. Ни один из этих кандидатов не апеллировал к организациям диаспоры о поддержке для этого баллотирования, а те, которые идут по списку националистов, откровенно критикуют украинцев, как общину. Однако, это не минимизирует факт, что такие люди есть среди мигрантов, приехавших из Украины.
И отдельно огорчает то, что в списках двух ключевых политических объединений, которые, скорее всего, получат больше всего мест в Европарламенте — то есть «Европейской коалиции» и «Права и справедливость» — не нашлось места ни одному гражданину Польши украинского происхождения. Учитывая изменение структуры польского общества и то, что деятели-мигранты становятся все активнее в Польше, это кажется определенным анахронизмом.