В четверг, 16 мая, специализированная антикоррупционная прокуратура завела уголовное дело «по подозрению» в том, что в 2016 году Сергей Лещенко, бывший журналист-расследователь, член украинского парламента и активный борец с коррупцией, получил взятку от некоего россиянина, что позволило ему приобрести роскошную квартиру, которую в противном случае он не смог бы себе позволить.
Лещенко отрицает свою вину. Ранее прокуратура уже проверяла обстоятельства покупки упомянутой квартиры, и все обвинения против Лещенко были сняты. Однако теперь информация о том, что Лещенко получил взятку от иностранца, придает этому делу совсем иной оттенок.
В четверг, 16 мая, Лещенко отреагировал на новости об очередном уголовном деле против него. Как он написал в твиттере, это является доказательством того, что его антикоррупционная кампания «очень мешает» генпрокуратуре, чиновники которой стремятся сохранить за собой свои должности при новом президенте. «Ничего не выйдет, трусы», — добавил он.
В декабре прошлого года украинский суд постановил, что Лещенко и глава Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) — агентства, которое было создано по модели американского ФБР, — незаконным образом вмешались в американские президентские выборы 2016 года, обнародовав финансовые документы, которые дискредитировали тогдашнего главу предвыборной кампании Трампа Пола Манафорта (Paul Manafort).
Согласно тем документам, которые были названы «черной бухгалтерией», несколькими годами ранее Манафорт тайно получал деньги от поддерживаемой Россией украинской политической партии. Появление этой информации спровоцировало уход Манафорта из предвыборного штаба Трампа. В конечном счете Манафорт признал себя виновным в лоббистской деятельности и уклонении от налогов, и в настоящее время он находится в тюрьме.
Это постановление украинского суда стало весьма примечательным признанием стремления иностранного государства оказать влияние на американские президентские выборы 2016 года. Однако, очевидно, это была не единственная попытка Лещенко вмешаться в американскую политику. Согласно показаниям, данным под присягой, которые Конгресс США обнародовал несколько недель назад, именно Лещенко был «источником» компромата на Трампа, переданного исследовательской компании Хиллари Клинтон Fusion GPS, подготовившей так называемое досье Стила, которое и послужило поводом для начала двухлетнего «российского расследования». Недавно стало известно, что американскому спецпрокурору не удалось найти веские доказательства сговора Дональда Трампа и президента России Владимира Путина.
Получается, что депутат украинского парламента передал команде Клинтон компромат на Трампа и слил в СМИ информацию, которая навредила предвыборной кампании кандидата от Республиканской партии. Это гораздо больше похоже на сговор, чем то, что спецпрокурор Роберт Мюллер расследовал в течение двух лет.
Но самые любопытные факты в деле Лещенко всплыли в четверг, 16 мая, во время интервью со специальным антикоррупционным прокурором Назаром Холодницким. Он сообщил, что предположительное получение взятки депутатом, а также приобретение упомянутой выше квартиры произошли примерно в то же время, когда Манафорту пришлось покинуть предвыборный штаб Трампа из-за давления, возникшего в результате публикации информации о «черной бухгалтерии».
«Несомненно, это один из тех вопросов, в которых мы будем разбираться», — сказал Холодницкий, отвечая на вопрос о том, мог ли Лещенко получить от россиян деньги в качестве взятки или вознаграждения за вмешательство Лещенко в американские выборы.
По словам специального прокурора, «достоверная» информация, полученная из сообщений СМИ, а также секретная информация, которой располагает правительство, свидетельствуют о том, что Лещенко получал деньги от одного российского бизнесмена и занимался приобретением квартиры в августе и сентябре 2016 года.
«Одним из ключевых вещественных доказательств в этом деле стала его налоговая и финансовая отчетность, согласно которой у Лещенко не было средств на покупку квартиры такой стоимости», — объяснил Холодницкий.
Он предупредил, что Лещенко считается невиновным, пока идет досудебное следствие. Однако публичное заявление, в котором офис специального антикоррупционного прокурора объявил о начале расследования, указывает на серьезность обвинений.
«Согласно опубликованной в СМИ информации, народный депутат систематически получал миллионные взятки от предпринимателя за лоббирование бизнес-интересов последнего, а именно оказания влияния на должностных лиц органов власти и правоохранительных органов, а также формирование необходимых общественных мнений в медиапространстве», — говорится в этом заявлении.
В четверг, 16 мая, украинские источники сообщили мне, что при президенте Бараке Обаме американское посольство на Украине оказывало давление на украинских чиновников, чтобы избавить Лещенко от уголовного преследования. По словам одного источника, в 2016 году Лещенко стал одним из тех людей, против которых посол США на Украине попросил украинскую прокуратуру не заводить уголовные дела.
На Украине ко всему стоит относиться с недоверием, учитывая повсеместную коррупцию в этой стране и привычку властей использовать правоохранительные органы в качестве оружия против политических соперников. Ирония прозвучавшего в четверг объявления об открытии уголовного дела заключается в том, что следствие в отношении Лещенко будут вести детективы из того же агентства — НАБУ — которое, как установил суд в декабре, сотрудничало с ним, чтобы незаконным образом оказать влияние на американские выборы 2016 года.
Что бы дальше ни произошло на Украине, уже сейчас есть масса причин, по которым сам Лещенко и его деятельность в период президентской кампании 2016 года, возможно, заслуживают того, чтобы провести расследование и по эту сторону океана. И эти опасения укрепятся в том случае, если украинские власти обнаружат доказательства того, что Лещенко получал взятки и вознаграждения от России в 2016 году.
В своем интервью «Блумберг ньюс» генеральный прокурор Украины вновь повторил ту мысль, которую он впервые озвучил в интервью «Хилл ТВ» 1 апреля. В ходе того интервью генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что он частично возобновляет расследование в отношении одной украинской газовой компании «Бурисма ходигнс» (Burisma Holdings), в которой сын бывшего вице-президента США Джо Байдена (Joe Biden) был членом совета директоров. По словам Луценко, он не считает, что те 3 миллиона долларов, которые Burisma выплатила компании Хантера Байдена, каким-то образом нарушают украинские законы, однако это дело может заинтересовать американские власти.
В четверг, 16 мая, Луценко сообщил «Блумберг», что ему хотелось бы передать материалы генеральному прокурору США Уильяма Барру (William Barr), чтобы американские власти проверили, платил ли Хантер Байден налоги.