Решение администрации Трампа запретить американским компаниям поставлять свои технологии китайскому телекоммуникационному гиганту «Хуавэй» можно расценить как очередной тактический прием в торговой войне США против Китая.
А еще это может быть переход от тайной до сего дня стратегии к совершенно открытой, которая будет иметь очень серьезные последствия для отношений между США, Китаем, а также союзниками и торговыми партнерами Америки.
Администрация ввела пошлины на китайский экспорт в США в объеме 200 миллиардов долларов, а также пригрозила дополнительными тарифами на товары на сумму 300 миллиардов долларов. Дональд Трамп назвал это решение ответом на активное сальдо торгового баланса КНР и на несправедливую практику в торговле, но меры в отношении «Хуавэй» могут означать нечто более важное и враждебное.
Трамп смотрит на торговлю упрощенно (и ошибочно), считая, что страны, у которых положительное сальдо в торговле с США, грабят его страну. Но в его администрации есть люди, которые стремятся воспользоваться эскалацией напряженности в торговле с Китаем, чтобы помешать его экономическим амбициям и попыткам бросить вызов экономическому и технологическому превосходству Америки.
В таком свете запрет на поставки американских технологий является серьезнейшей угрозой для лидера китайской телекоммуникационной отрасли и мощным ударам по его масштабным планам и устремлениям.
Беспроводные технологии «Хуавэй» 5G лидируют в мире, но их использование в американских (и австралийских) сетях под запретом по соображениям национальной безопасности. А теперь Соединенные Штаты по сути дела пытаются уничтожить бизнес «Хуавэй» по изготовлению и продаже смартфонов.
Все внимание СМИ сегодня приковано к компании «Гугл», которая объявила об ограничении поставок программного обеспечения на базе системы «Андроид» «Хуавэй», которая занимает второе место в мире по производству мобильных устройств.
Ограничив доступ к операционной системе «Андроид», «Гугл», в чьей экосистеме работает Джи-мейл (Gmail), Ютюб, Гугл мэпс и еще 2,5 миллиона приложений, неизбежно уничтожит бизнес «Хуавэй» за пределами Китая.
Но поставки для «Хуавэй» осуществляет не только «Гугл». Запрет коснется и изготовителей чипов, таких как «Куалком», «Бродком», «Интел» и так далее, а также «Майкрософт», которая осуществляет поставки для планшетов и ноутбуков «Хуавэй».
Соединенные Штаты в 2017 году ввели аналогичный запрет против другой китайской телекоммуникационной компании «Зед-Ти-И» (ZTE), обвинив ее в экспорте американских технологий в Северную Корею и Иран в нарушение американских санкций.
Этот запрет едва не уничтожил «Зед-Ти-И», но вскоре США в качестве «жеста доброй воли» отменили его, сделав это в самом начале торговых переговоров.
Принятое против «Хуавэй» решение вызвало потрясения на американском фондовом рынке, поскольку инвесторы поняли, насколько обширна американская составляющая цепочки поставок для китайского гиганта, и начали готовиться к ответу Китая. Акции всех крупных технологических фирм, и особенно изготовителей чипов, существенно понизились.
Распродажа акций со скидкой охватила даже те компании, которые не имеют к этому скандалу прямого отношения (например, «Эппл», чьи акции упали на три с лишним процента).
Цепочки поставок для китайского и американского сектора информационных технологий тесно взаимосвязаны, как и рынки их продукции.
Например, в Китае находится крупная производственная база по изготовлению мобильных телефонов «Эппл». Он же является важным рынком для этой продукции. «Хуавэй» использует в своих продуктах американские микросхемы, и одновременно является крупным поставщиком для американских изготовителей чипов.
Если Китай нанесет ответный удар (а почему бы и нет?), американский технологический сектор понесет существенный сопутствующий ущерб, и винить в этом ему придется себя самого.
Технологический фронт в этой торговой войне может расшириться, не ограничиваясь мобильными телефонами и технологиями 5G.
Уже появились предположения, что Китай, будучи ведущим в мире поставщиком редкоземельных металлов, без которых не обходится производство современных вооружений, сотовых телефонов, ветряных турбин, светодиодных ламп, гибридных автомобилей и электрокаров (австралийская корпорация «Линас» является крупным поставщиком этого сырья за пределами Китая), может прекратить свои поставки в США и другие страны. Это будет очень болезненный удар.
Вполне возможно, что администрация Трампа увидела в запрете против «Хуавэй» очередной рычаг давления на Китай в ходе торговых переговоров, которые терпят неудачу, посчитав, что этот механизм принудит Пекин к возобновлению переговорного процесса на американских условиях.
Если это так, то это очень грубая и рискованная тактика, которая бумерангом ударит по Америке, так как Китай может усмотреть в этом объявление тотальной войны.
А если в этом решении таится нечто большее — если оно отражает амбиции антикитайских ястребов из администрации, пытающихся сдержать экономический рост и технологическое развитие КНР посредством блокирования доступа к американским технологиям, то оно приведет к более глубокому структурному расхождению двух самых крупных в мире экономик. Это будет означать возведение «цифрового железного занавеса», как выразилась «Нью-Йорк таймс».
Это будет иметь многосторонние и очень неприятные последствия для остального мира, и особенно для Австралии из-за ее экономической зависимости от Китая, и стратегической зависимости и исторического альянса с США.
Стивен Бартоломеуш — один из наиболее авторитетных экономических обозревателей в Австралии. Недавно он стал соучредителем и заместителем главного редактора вебсайта «Бизнес спектейтор» (Business Spectator). Он также является заместителем главного редактора и старшим обозревателем газеты «Острейлиен» (The Australian).