Эксперты журнала «Экономист», между прочим, замечают тот факт, что пока финансовые рынки практически не реагируют на «военные действия» двух стран. Так, торговые переговоры в начале мая между США и Китаем фактически провалились, однако это слабо отразилось на настроении финансовых рынков. Сегодня большая часть компаний и инвесторов рассчитывают на то, что борьба между сверхдержавами будет длительной, и это долговременное противостояние не приведёт к какому-то неожиданному и внезапному кризису или панике в финансовом секторе.
Британские эксперты, однако, не согласны с таким видением ситуации и считают подобную точку зрения, по крайней мере, сомнительной, — ведь налицо эскалация конфликта. Министерство торговли США 15 мая сделало заявление о том, что компаниям, которые намерены сотрудничать с китайским технологическим гигантом «Хуавэй» (Huawei), потребуется специальная лицензия, поскольку, дескать, этот крупнейший в мире производитель телекоммуникационного оборудования представляет собой угрозу безопасности США. Естественно, что рынок сразу же отреагировал на это заявление, и опасения по поводу включения других китайских технологических компаний в «черный список» обрушили их акции. Отрасль ещё только готовится к потрясениям, а цепная реакция на рынке высоких технологий уже началась.
Ястребы в Белом доме рассчитывают, что политика изоляции в техно-индустрии в долгосрочной перспективе приведёт к замедлению развития Китая. Они пребывают в уверенности, что изоляция — хорошая переговорная тактика, и за короткий срок Китай потеряет больше, чем США. Однако британские эксперты полагают, что в реальности финансовые рынки, мировой потребительский рынок, равно как и союзники США, очень быстро ощутят на себе тяжёлые последствия полномасштабной технологической войны. Более того, по мнению экспертов, в конечном итоге именно политика изоляции поможет Китаю превратиться во вполне самодостаточное государство.
Всерьёз технологическое противостояние началось в апреле 2018 года, когда США включили в «черный список» компанию «Зет-ти-и» (ZTE), — китайского производителя телекоммуникационного оборудования. Поводом стало якобы нарушение Китаем санкций в отношении Ирана и КНДР и сокрытие данной информации. Не имея возможности закупать американские полупроводники и другие комплектующие, а также взаимодействовать с западными банками, «Зет-ти-и» оказалась на грани коллапса. Тогда президент Дональд Трамп отменил эти запреты. Но с тех пор масштаб американских действий возрос, при этом необходимость предоставления доказательств в оправдании своих действий снизилась.
Запрет на работу с «Хуавэй» последовал за кампанией, направленной на то, чтобы союзники США прекратили покупку и внедрение 5G оборудования компании. Нельзя исключать новой волны запретов на работу с китайскими высокотехнологичными компаниями. Согласно информации «Нью-Йорк таймс», в «черный список» будет внесена компания «Хиквижн» (Hikvision), чье оборудование якобы используется для слежки за уйгурским меньшинством в провинции Синьцзян, которое, дескать, преследуется китайским руководством. Естественно, что поставщики и потребители разрывают связи с этими компаниями. Компании «Гугл» и «Эй-ар-эм» (ARM, британский разработчик процессоров) заявили об ограничении поставок оборудования «Хуавэй», вслед за ними и телекоммуникационные компании Великобритании и Японии сообщили о прекращении продажи телефонов «Хуавэй».
«Экономист» пишет: существующая конфронтация служит напоминанием о сокрушительной мощи США. Ведь по сути, Штаты могут вытеснить с рынка любые компании, ограничив их доступ к использованию американской интеллектуальной собственности и финансовой системы. В Белом доме конечно правы относительно асимметричности платы поначалу за войну высоких технологий. Американские компании, возможно, будут терять 10 миллиардов долларов в год от введения лицензирования чипов и комплектующих. При этом большинство китайских производителей телекоммуникационного оборудования зависит от американских комплектующих, которые непросто достать где-либо еще или произвести в Китае. У «Хуавэй» 188 тысяч сотрудников и всего 80 дней на проведение инвентаризации, а остановка торговли высокотехнологичными товарами приведет к массовой потере рабочих мест в китайских прибрежных городах.
Однако отрасль высоких технологий не похожа на другие, такие как производство стали или сои, которыми одержимы торговые бойцы в Белом доме. Система поставок настолько сложна, что скорее напоминает взаимосвязанную финансовую систему до кризиса 2007-2008 годов. Совокупная рыночная стоимость телекоммуникационных компаний по всему миру, зависящих более всего от производства в Китае, составляет 5 триллионов долларов США. Так, например, американская компания «Эппл» (Apple), которая получает пятую часть своего совокупного дохода в Китае, рискует и сама оказаться под запретом, а её продукция может быть попросту бойкотирована. Стоит ли говорить о том, что сотни мелких поставщиков с неустойчивыми финансовыми возможностями рискуют обанкротиться.
Эксперты не без основания считают, что цепная реакция затянет и чувствительно ударит по американским союзникам в Азии, где зарегистрированы действующие в Китае компании и располагаются заводы — поставщики китайских технологических сборочных центров. Например, в октябре 2017 года комплектующие для смартфонов составляли 16% экспорта Малайзии и Сингапура и более 33% — Тайваня. Два тайваньских супергиганта, «Ти-эс-эм-си» (TSMC) — производитель процессоров и «Фоксконн (Foxconn) — крупнейший в мире производитель комплектующих, осуществляющий сборку высокотехнологичной продукции для других компаний, действуют по обе стороны фронта технологической холодной войны. У них производственные мощности и клиенты как в США, так и в Китае. Это также относится к южнокорейскому лидеру — компании «Самсунг» (Samsung), которая будучи верным американским союзником, столкнулась с немыслимой «проверкой на верность».
Британские эксперты убеждены, что потребители тоже пострадают. До нынешнего момента издержки за торговую войну были скрыты, потому что таможенные пошлины оплачивают производители, которые либо сами покрывают расходы, либо скрытно перекладывают их на потребителей. Теперь эти расходы могут стать заметны. Компания «Хуавэй» в последние пять лет продала 300 миллионов мобильных телефонов за пределами Китая. Те, кто их приобрёл, могут вскоре обнаружить, что телефоны не работают должным образом. Даже представить себе страшно, пишут авторы статьи, что американцы вдруг не смогут покупать «айфоны», произведённые в Китае.
Эксперты «Экономист» делают заключение: высокая цена этого раскола означает, что обе стороны могут отступить. Вместе с тем битва подхлестнёт гонку развития внутреннего потенциала, что позволит обеспечивать себя всеми жизненно важными технологиями в Китае, да и во всех честолюбивых странах, включая Индию. Сегодня господство США на поле цифровой экономики позволяет ей навязывать всем свою волю. Но США приближают конец собственного господства, так неуклюже используя свою мощь.