Телеканал 112 (Украина): воспоминания о былой славе. Почему украинская космическая отрасль пришла в упадок

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Советская Украина славилась своей космической отраслью. С обретением независимости страна сохранила статус космической державы, однако проблемы в экономике привели к тому, что с каждым годом Украина начала отдаляться от космоса, а космос — от Украины. Парадокс, но Украина до сих пор обладает передовыми технологиями в космической отрасли и не имеет на орбите ни одного спутника.

Во времена СССР Украина славилась своей ракетно-космической отраслью. С обретением независимости страна сохранила престижный статус космической державы, однако проблемы в экономике привели к тому, что с каждым годом Украина начала отдаляться от космоса, а космос — от Украины. Предприятия ракетно-космического комплекса остались в собственности государства, но оно не финансирует их. И это при том, что на один доллар инвестиций эта отрасль может выдавать 13-14 долларов прибыли. В результате этого уникальные предприятия КБ «Южное» и «Южмаш» вынуждены сами искать источники финансирования, заказы на свою продукцию в других странах. Парадокс, но Украина до сих пор обладает передовыми технологиями в космической отрасли, при этом не имея на орбите ни одного спутника. И если все останется в таком же положении, то даже технологии уже будут никому не нужны, так как окончательно устареют. В то время как космос осваивают частные «монстры» типа SpaceX и Blue Origin, украинские предприятия застряли в плену у государства — без денег и без особых перспектив.

Славное космическое прошлое

В Украине была развернута значительная часть ракетно-космического комплекса бывшего СССР, а после его развала осталось около трети всего научного, технического и производственного потенциала в области ракетно-космических технологий. В частности, это одно из лучших конструкторских бюро в мире — «Южное» и ракетостроительное предприятие «Южный машиностроительный завод» (Днепр), специализирующийся на производстве межконтинентальных баллистических ракет, космических ракет-носителей и космических аппаратов. В 1990 году «Южмаш» производил около 100 ракет в год: как боевых, так и гражданских. КБ «Южное» занималось конструированием ракет-носителей и космических аппаратов. За годы существования КБ было создано и запущено в космос более 400 космических аппаратов, среди них спутники дистанционного зондирования Земли, научные спутники, рассказывает 112.ua советник председателя Государственного космического агентства Украины Эдуард Кузнецов.

Также в Украине была группа предприятий, которые занимались системами управления: «Хартрон» (Харьков) — разработка систем управления для ракет-носителей, межконтинентальных баллистических ракет и космических аппаратов; ПО «Коммунар» (Харьков) — производство аппаратуры автоматизированных систем управления войсками и систем управления ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет; КБ «Курс» (Киев) — разработка систем управления ракет-носителей; «Киевприбор» — занимался производством бортовой системы управления космических кораблей «Союз»; Киевский радиозавод — производство сложных систем управления летательными аппаратами; ЧеЗаРа (Чернигов) — изготовление бортового оборудования космических аппаратов связи и бортовых телеметрических систем ракет-носителей.

«Киевскому радиозаводу обязана своим созданием система „Курс", которая обеспечивает сближение космического корабля с МКС, стыковку и возможность перехода астронавтов с корабля на борт станции и обратно тех, кто возвращался на Землю», — рассказывает Кузнецов.

Еще до недавнего времени украинские ракеты летали с 6 космодромов мира. Украина была на пятом месте среди стран с космической отраслью. На наше государство приходилось около 10% в общем удельном весе ракетных пусков в мире. Украина была участницей проекта масштабного запуска спутников «Global Star» в 1994-1995 гг. «За последние 27 лет был осуществлен пуск 160 ракет-носителей, укомплектованных при участии украинских предприятий ракетно-космической отрасли. Запущено более 380 космических аппаратов по заказу 24 стран. Это принесло миллионные поступления в украинский бюджет», — говорит Кузнецов.

Основная часть космической деятельности Украины — запуски космических ракет-носителей — осуществлялась в рамках совместных, в том числе с Россией, проектов, отмечает Валерий Боровик, глава правления Альянса «Новая энергия Украины», основанного в 2006 году с целью реализации инновационных технологий в энергетическом, космическом и оборонном секторах (в 2008 году Альянс создал первую в Украине негосударственную Лабораторию перспективных двигателей для практической реализации космических и оборонных проектов, а в 2015 году украинским двигателем, произведенным в Лаборатории, был оснащен сингапурский спутник).

Среди совместных с РФ проектов стоит отметить:

— «Морской старт» — Украина поставляла ракету-носитель «Зенит-2SL» и «Зенит-2SLB» для запуска с морской стартовой платформы и с космодрома «Байконур». Для сборки ракеты-носителя российские предприятия поставляли маршевые двигатели 1-й ступени, составные части двигателя 2-й ступени, систему управления в сборе (большую номенклатуру приборов для СУ поставляло ПО «Коммунар»), конструкционные материалы для изготовления ракеты-носителя (в первую очередь — алюминий), датчики;

— проект «Циклон-2» и «Циклон-3» — включал эксплуатацию штатных ракетных космических комплексов с космодромов «Байконур» (Циклон-2) и Плесецк (Циклон-3). Все ракеты-носители разрабатывались в КБ «Южное» и изготавливались на ПО «Южмаш».

— запуск ракет-носителей типа «Союз» и «Протон». Ракеты оснащались системами управления, изготовленными на ПО «Коммунар»;

— проект «Днепр» — базировался на конверсионном использовании межконтинентальной баллистической ракеты 15А18 «Сатана» (SS-18) для запуска космических аппаратов на низкую околоземную орбиту с космодрома «Байконур» и с пусковой базы «Ясный». Все ракеты изготавливались на ПО «Южмаш» во времена СССР. Систему управления разрабатывал «Хартрон».

— проект «Рокот» — проект конверсионного использования межконтинентальных баллистических ракет 25А35 для запуска космических аппаратов на низкую околоземную орбиту с космодрома Плесецк. Разработчик системы управления — «Хартрон»;

— обеспечение эксплуатации Международной космической станции — оснащение космических кораблей типа «Союз» (для экипажа) и «Прогресс» (транспортный космический корабль) системами автоматической стыковки и системами управления бортовым оборудованием.

Как видим, проектов было немало. И окончательно расстаться с Россией Украина не смогла до сих пор. «В 2014 году, когда разрывались отношения с РФ, был подготовлен указ президента Петра Порошенко о том, что ограничения не должны касаться международных космических проектов. Если бы такого документа не было, это могло бы негативно сказаться на многих проектах, в частности, транспортировка грузов и пребывание космонавтов на МКС были бы невозможны», — рассказал 112.ua Эдуард Кузнецов.

Сейчас Украина прилагает усилия для сохранения сотрудничества с Россией в проекте «Морской старт», который может реально обеспечить работой «Южмаш» и загрузить его производственные мощности.

«Морской старт» — надежда «Южмаша»

«Морской старт» функционирует с 1999 года. Этот космический проект на Международном конгрессе в Южной Корее в 2009 году был признан научно-техническим прорывом года. Проект предполагает запуски ракеты-носителя «Зенит 3SL» на экологически чистом топливе с морской платформы «Одиссей».

Производство ракет-носителей «Зенит» наиболее выгодно для «Южмаша», отмечается в презентации Альянса «Новая энергия Украины». Согласно приведенным в ней данным, цена продажи одной ракеты составляет 32 млн долл. Для сравнения, цена ракеты «Циклон-4» (для проекта «Алькантара-Циклон-Спейс», совместный проект с Бразилией) составляла 27 млн долл., а изготовление первой ступени для американской ракеты «Антарес» (без двигателя РД-181, который изготавливается в России на ПО «Энергомаш») составлял всего 10 млн долл. Ракета «Зенит» — основная продукция «Южмаша», на производство которой настроены все производственные и технологические циклы завода.

«Зенит 3SL может нести полезную нагрузку для высоких орбит (геостационарная орбита для телекоммуникационных спутников) до 7 тонн, говорит Эдуард Кузнецов. Также была создана ракета «Зенит — 3SLB» для наземного старта, который осуществлялся с «Байконура». Последний пуск в рамках «Наземного старта» был выполнен в 2017 году. «Илон Маск характеризовал украинскую ракету „Зенит" как одну из лучших в мире в соотношении цена/качество. В мире есть автомобили класса „Мерседес", а есть, и не менее востребована, „Шкода", с ее надежными рабочими качествами. „Зенит" — это хорошая рабочая космическая лошадка. Нужно ее не потерять и искать других заказчиков (в случае, если с „Морским стартом" не сложится)», — сказал Боровик.

В целом в рамках проекта «Морской старт» было осуществлено 36 пусков ракет «Зенит-3SL», 33 из них были успешными. Последний пуск состоялся 26 мая 2014 года.

Изначально учредителями проекта выступали американская Boeing Commercial Space Company (получила самую большую долю в проекте — 40%), российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25%), норвежская Aker Solutions (отвечала за вопросы, связанные с судном, 20%), украинские «Южмаш» (10%) и КБ «Южное» (5%). Boeing проект был нужен, чтобы обеспечить запуск собственных аппаратов: компания владела «дочкой», выпускающей спутники для телекоммуникационных компаний, но не имела ракет, чтобы запускать свои аппараты.

В 2009 году Sea Launch Company, компания-собственник проекта, объявила о банкротстве. Ее долг (финансирование привлекалось под гарантии Boeing) составлял 1 млрд долл. (общее финансирование, по разным оценкам, составляло 2-3,5 млрд долл.). Одной из причин, которые привели к банкротству, стало то, что технические возможности проекта не позволяли производить больше запусков, чем производилось — 3-4 в год. Впрочем, настоящая причина может крыться и в ином аспекте: Boeing еще в 2006 году вместе с компанией Lockheed Martin создала United Launch Alliance, которая выводит со стартовых площадок американских ВВС спутники для Министерства обороны США и NASA. В «Морском старте» отпала необходимость.

Судебные разбирательства по этому делу длились вплоть до 2017 года. Boeing через суд потребовала с РКК «Энергия» и украинских предприятий выплаты их части долга сообразно долям в старой компании. В итоге стороны подписали мировое соглашение. По данным российского агентства РБК, в качестве компенсации долга Boeing получила бесплатные места для американских астронавтов на российских кораблях «Союз»: два места в 2017 и 2018 годах, еще три — в 2019-м. NASA выкупило их у Boeing за 373 млн долл.

В 2010 году была проведена реорганизация, в результате которой 95-процентную долю в проекте «Морской старт» получила «дочка» российской «Энергии» — Energia Overseas Ltd, 3% отошло Boeing, 2% — норвежской Aker. После трех успешных запусков в 2011-2012 гг. проект постигла крупная неудача. 1 февраля 2013 года ракета-носитель «Зенит 3SL» с американским спутником Intelsat-27 страховой стоимостью 406 миллионов долларов совершила аварийное выключение двигателей и упала в океан.

После инцидента «Морской старт» стал испытывать сложности с поиском заказов. Кроме того, в это время рынок начала агрессивно осваивать американская SpaceX, которая предложила цены на порядок ниже, чем предлагали конкуренты. Цена запуска спутника весом 5-6 т в среднем на рынке составляла от 85 до 110 млн долл. SpaceX предложила цену в 60-65 млн долл. Была безусловно и политическая составляющая. Поскольку проект был российско-украинско-американским, на фоне происходивших событий (войны на Донбассе, аннексии Крыма, разрыва экономических связей между Россией и Украиной, введения санкций в отношении РФ), у потенциальных заказчиков возникли большие сомнения в отношении бесперебойного функционирования проекта.

До 2016 года велись переговоры о продаже проекта. В числе прочих рассматривался и вариант порезать платформу-космодром на металлолом. «Мы поехали к ним, уговорили не резать. Уговорили этого не делать», — вспоминал на пресс-конференции по случаю 70-летия КБ «Южное» его гендиректор Александр Дегтярев.

Спасением для проекта стала его продажа частной российской компании S7 Group (главным активом которой является авиакомпания S7 Airlines). По данным российских СМИ, компания приобрела плавучий космодром в 2016 году за 160 млн долл. В 2017 году S7 Sea Launch Limited заключила с украинским «Южмашем» контракт на изготовление 12 ракет-носителей «Зенит».

С какой целью компания S7 приобрела платформу и каковы были ее коммерческие ожидания от эксплуатации, до конца не ясно. Совладельцами компании являлись супруги Владислав и Наталия Филевы. Владислав Филев — выпускник Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского, восемь лет прослужил в ракетных войсках на спутниковой системе стратегической связи «Кристалл», после чего ушел в бизнес.

«Я был изначально удивлен, что такой проект (государственно-частного партнерства в ракетно-космической сфере РФ) возможен», — сказал 112.ua Валерий Боровик. По его словам, в современной России сохраняется государственная монополия во многих отраслях. «Это видно и на примере „Газпрома", который не позволяет другим российским компаниям выйти на европейский рынок. Все преграды, которые можно создать частным компаниям в России, таким как S7, государственная машина создает», — говорит Боровик. По его словам, было бы странно, если бы «Роскосмос» допустил конкуренцию со стороны частной компании.

По словам Боровика, вероятно, Филевы оказались заложниками ситуации. «В одном из интервью руководство S7 заявляло, что их, как частную компанию, которая может составить конкуренцию „Роскосмосу", подставляют с этим проектом. Не дают ему развиваться, несмотря на то, что Украина вывела сотрудничество в космической отрасли из-под санкций. Да, S7 передали проект, но содействия никакого не оказывали. Хотя наверняка перед вхождением компании давали определенные обещания, гарантии. Вряд ли кто-то согласился бы делать такие крупные инвестиции, не имея серьезных оснований на их возврат», — говорит Боровик.

Отметим, что помимо покупки плавучего космодрома, S7 была готова инвестировать в проект еще порядка 220 миллионов долларов.

По информации Эдуарда Кузнецова, S7 — это американо-российская компания. Из 12 ракет, которые согласно заключенному в 2017 году контракту, должен был изготовить «Южмаш», три уже были оплачены. Сейчас на мощностях украинского предприятия ведется их сборка. «Если все будет идти по плану, в 2020 году могут состояться первые запуски этих ракет. Есть надежда, что проект продолжится, и S7 будет размещать заказы на изготовление не менее 5-6 ракет „Зенит 3SL" на „Южмаше". Это выгодное сотрудничество, так как в условиях ограниченного финансирования со стороны государства украинские ракетно-космические предприятия давно бы умерли, если бы не имели международных контрактов», — говорит Эдуард Кузнецов.

Насколько это реально и будет ли реализован контракт, пока не ясно. Весной совладелица и председатель совета директоров S7 Group Наталия Филева заявила, что S7 планирует расторгнуть контракт с «Южмашем» и договориться с «Роскосмосом» о разработке ракеты «Союз-5», которая заменит «Зенит». Отметим, что накануне этого заявления, в конце февраля, компанию покинул гендиректор Сергей Сопов, который поддерживал идею закупать «Зенит» на «Южмаше».

Как на практике S7 планирует осуществить замену ракет, также пока не ясно. «Установка новой ракеты-носителя — это серьезная модернизация стартовой платформы и командного судна, поскольку они „привязаны" к ракете-носителю „Зенит-3SL". Фактически на стартовую платформу нужно будет установить полностью новый комплекс стартового и технологического оборудования», — отметил Валерий Боровик.

31 марта Наталия Филева погибла в авиакатастрофе. Гендиректор КБ «Южное» Александр Дегтярев, отвечая на вопрос о перспективах дальнейшего сотрудничества с S7, заявил, что после трагедии до сих пор не известно, «как все будет развиваться». По его словам, КБЮ «продолжает выпускать технические документы и поборется за этот проект».

Для «Южмаша» производство ракет по заказу S7 могло быть хорошим выходом, считает Валерий Боровик: «С патриотической точки зрения, со страной, с которой воюешь, лучше не торговать, особенно космическими технологиями. Но с другой стороны, если не будет таких контрактов, завод просто перестанет существовать. Поэтому лучше, чтобы заказчиками были не россияне, но других пока нет».

«Южмаш»: нет заказов — нет ракет

В настоящее время «Южмаш» находится в достаточно сложном экономическом положении, в том числе и по причине, что его основной продукцией остаются ракеты-носители «Зенит-2SL», «Зенит-2SLB», сообщили в Альянсе «Новая энергия Украины»: «Завод строился как серийный завод для сборки ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет. Во времена СССР завод изготавливал до 100 ракет в год. Украина отказалась от своего ядерного оружия, ликвидировала группировку межконтинентальных баллистических ракет. «Южмашу» осталось искать заказчиков на гражданские ракеты.

Большие надежды возлагались на возобновление производства ракеты-носителя «Циклон-4» для запусков с космодрома «Алькантара» (Бразилия), разрабатывавшегося на базе ракет-носителей «Циклон-2» и «Циклон-3», но этот проект был остановлен.

По словам Эдуарда Кузнецова, в рамках сотрудничества с Бразилией предполагалось строительство в этой стране космодрома: «Это было нужно, чтобы не зависеть от стран, с космодромов которых осуществляются запуски. Цель — независимый выход Украины в космос». Проектная документация на космодром была разработана КБ «Южное». Также была разработана ракета-носитель «Циклон-4». В рамках проекта была привлечена компания на условиях государственно-частного партнерства — она занималась строительством наземной инфраструктуры, которая была частично построена и сейчас буквально ржавеет.

«Проект в Бразилии буксовал в связи с бюрократией: требовалось множество разрешений бразильских госорганов, в частности, Министерства обороны, заключений экологической инспекции и т. д. Таким образом, процесс затянулся до 2006 года, когда была создана БРИКС (группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). По нашей информации, это дало возможность России достучаться до бразильской стороны и убедить их, что с ними реализовывать такой проект будет намного выгодней, чем с Украиной. Украинский МИД тогда не сработал как следует, и бразильцы приняли решение выйти из проекта. Судебные разбирательства длятся до сих пор», — рассказал Кузнецов.

По его словам, Государственному космическому агентству Украины и КБ «Южное» удалось найти партнера в Канаде — это компания Martime Launch Services Ltd: «Канадским партнерам была предложена модернизированная ракета „Циклон — 4М". В этом году будет дан старт созданию космодрома и в течение года-полутора он будет построен в районе Новой Шотландии. Украина и Канада для реализации проекта совместно привлекают заемные средства».

В начале мая на «Южмаше» была изготовлена и отправлена на огневые испытания третья ступень ракеты-носителя среднего класса «Циклон-4». В состав третьей степени входит жидкостный ракетный двигатель РД-861К, предназначенный для создания тяги и маневрирования. В дальнейшем будет исследована возможность установки изделия на ракету-носитель «Циклон-4М» в качестве второй ступени. «Впервые в истории „Южмаша" все узлы и агрегаты такой составляющей ракеты-носителя были изготовлены собственными силами без вовлечения других предприятий», — говорилось в сообщении предприятия. Изготовление узлов и сборки были выполнены по конструкторской документации КБ «Южное».

Точной информации о том, сколько ракет будут заказывать канадцы в Украине и сможет ли это дать 100%-ю загрузку мощностям «Южмаша», пока нет.

«Южмаш» также изготавливает комплектующие для европейской ракеты-носителя VEGA. Кроме того, делает половину комплектующих для американской ракеты-носителя «Антарес». Последний запуск ракеты состоялся 17 апреля 2019 года.

Выходом из сложившейся экономической ситуации для «Южмаша» может быть его загрузка профильной серийной продукцией и организация на свободных производственных площадях производства новой, непрофильной продукции, считает Боровик: «К примеру, завод имеет практически замороженное тракторное производство, которое может быть использовано для целей сборки или ремонта бронетанковой техники. Но здесь есть корпоративная политика концерна «Укроборонпром».

КБ «Южное»: от разработок к производству

«КБ «Южное» и «Южмаш» в прошлом были единым производственным, испытательным комплексом с замкнутым циклом разработки и производства. В последние годы бюро работало над собственной производственной и испытательной базой, чтобы отделиться от «Южмаша». Важным негативным фактором, влияющим на результаты совместной деятельности КБЮ и «Южмаша», является личностный фактор — взаимоотношения руководителей двух предприятий.

Полученные от инозаказов средства КБ «Южное» инвестирует в собственную производственную базу. В частности, им приобретен современный 3D-принтер FORTUS 900 MC для построения крупногабаритных деталей, новая окрасочно-сушильная камера для нанесения на поверхность узлов лакокрасочных и напыляемых теплозащитных покрытий, установка для плетения углеродных армирующих каркасов 3D-структуры.

КБЮ вкладывает средства в разработку жидкостных маршевых двигателей для ракет-носителей среднего и легкого класса.

Недавно бюро сообщило о намерении создать ракету легкого класса «Циклон 1М» (сможет выводить на солнечно-синхронную орбиту до 750 кг). В частности, сообщалось, что именно эта ракета будет летать с космодрома в Украине.

Вопрос коммерческой выгоды от разработки ракеты легкого класса является достаточно спорным и сложным. «С одной стороны, прогнозы спроса на услуги запуска малых и сверхмалых космических аппаратов на ближайшее время являются многообещающими. К примеру, в течение ближайших 10 лет ожидается запуск более 2800 космических аппаратов такого класса. И эта цифра не учитывает мегагруппировки спутников от Илона Маска — проект StarLink (до 10 000 космических аппаратов) и от компании OneWeb (до 2400 космических аппаратов). Но с другой стороны, на сегодня на различных стадиях разработки находятся примерно 60 проектов ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса», — говорит Валерий Боровик.

Эксперт подчеркнул, что при разработке легкой ракеты-носителя, одним из ключевых факторов является цена вывода на орбиту полезной нагрузки.

«На сегодня выведение 1 кг полезного груза на низкую околоземную орбиту высотой 500 км оценивается приблизительно в 20-30 тыс. долл. Тенденцией является снижение этого показателя до 10 тыс. долл., то есть запуск легкой ракеты-носителя с полезным грузом в 500 кг не должен превышать пять миллионов долларов. Именно об этом, как о своей цели, заявили разработчики ракеты-носителя „Электрон" (американо-новозеландский проект компании Rocket Lab). Для того чтобы обеспечить успех коммерческого применения, необходимо ориентироваться на этот показатель», — говорит Боровик.

На рынке сегодня играют несколько игроков: США (ракеты Falcon-9, Delta-IV, Atlas-V), Евросоюз (ракеты Arian-V, Arian-VI), Китай, Индия, Россия (ракеты «Протон», «Ангара»). Драйвером, который определяет направление развития в этом сегменте рынка, является компания SpaceX с ракетой-носителем Falcon Heavy. Показателем является цена запуска космического аппарата на геостационарную орбиту. Для ракеты Falcon-9 эта цена составляет порядка 60 млн долл., в то время, как для Arian-V (для запуска двух космических аппаратов одновременно) эта цена составляет приблизительно 150 миллионов евро.

«Тренд понятен. Есть еще один фактор — традиционная „привязанность" разработчиков космических аппаратов к ракетам-носителям. Так, все китайские изготовители геостационарных космических аппаратов предпочитают использовать китайские ракеты-носители. Американские производители Boeing, SS/Loral, Orbital ATC ориентированы на Falcon-9 и реже на Delta-IV или Atlas-V. Европейский Airbus предпочитает Arian-V. Кстати, до замораживания проекта „Морской старт" ракета „Зенит-3SL" пользовалась популярностью», — рассказал Боровик.

Используя свой опыт, КБЮ разрабатывает и пытается предложить свои наработки также и оборонному комплексу. В частности, ведет работы над созданием боеприпасов для систем залпового огня «Град» и «Смерч» (системы есть на вооружении как украинской, так и российской армии, при этом боеприпасы к ним производятся в России, а те запасы, которые имелись в Украине, катастрофически истощились).

Серийная сборка ракет может осуществляться на Павлоградском механическом заводе, который был передан в управление МЭРТ, что также свидетельствует о конкуренции между государственными ведомствами и достаточно напряженных отношениях между их кураторами. Пока шли только разговоры о возможности производства в Украине изделий для систем залпового огня, завод оставался в сфере управления космического агентства. Но когда были отработаны технология и подготовлено опытное производство — завод перевели под управление Минэкономразвития, поближе к «Укроборонпрому», говорят эксперты.

На КБЮ разработали (уже есть и исследовательский образец) оперативно-тактический комплекс «Гром-2». «В интересах обороны Украины продукция КБ практически не применяется. Даже создание разрекламированного ракетного комплекса „Гром" идет за счет привлеченных средств, а не за счет госзаказа. Основными заказчиками КБ являются инозаказчики», — рассказал Валерий Боровик.

Украина без спутников

Одним из перспективных направлений для КБЮ нынче является создание спутников. Стоимость аппарата сегодня может доходить до 200-300 млн долл., и, безусловно, в случае изготовления спутников для сторонних заказчиков, предприятие получало бы большую выгоду.

Однако несмотря на то что КБЮ имеет современную «чистую» лабораторию для строительства спутников с восьмым уровнем чистоты, крайний запуск украинского спутника дистанционного зондирования земли (может применяться для разведки в интересах оборонного комплекса) был осуществлен в 2011 году. С того времени ни одного спутника запущено не было.

В то же время только малых спутников в 2005-2014 гг. по всему миру было запущено 620 (или в среднем 62 спутника в год). С 2015 по 2019 год было запущено и запланировано к запуску 510 малых спутников (около 100 в год). Об этом говорится в статье Валерия Боровика, опубликованной в «Зеркале недели». Объем рынка запусков SMALLSATS (малых спутников) оценивается в примерно 1,5 миллиарда долларов.

Украина сейчас имеет на орбите единственный спутник, который был создан студентами и преподавателями Киевского политехнического института им. Игоря Сикорского, — наноспутник PolyITAN-2-SAU. Он выполняет единственную функцию — подает сигнал. «Для страны с такой развитой отраслью, как Украина, это слабовато. Такой спутник мог бы радовать лишь страны, никогда не имевшие своей космической промышленности. С другой стороны, кейс „Политана" — доказательство стабильно высокого уровня инженерно-космического образования в Украине», — говорит глава правления Днепровского космического кластера Евгений Рокитский.

Спутник запущен на орбиту в 2013 году вместе со спутниками других университетов мира. Из 38 выведенных на орбиту он единственный продолжает функционировать.

Чистый цех для изготовления спутников был построен за средства самого КБЮ. «Южное» участвует во всех тендерах по изготовлению летных аппаратов. Сегодня мы находимся в деловых предконтрактных отношениях со многими странами. Я не хотел бы называть их до тех пор, пока мы не подпишем контракт. Но в любом случае я вам скажу так: построив этот цех, мы продемонстрируем заказчикам свои потенциальные возможности. И надеемся, это позволит заключать договора не только со странами Латинской Америки, но и со странами ЕС, нам есть что предложить и Европейскому содружеству«, — рассказал главный конструктор космических систем космических аппаратов КБ «Южное» Владимир Маслей.

По его словам, все аппараты, которые производятся в мире, для КБ не являются ноу-хау, но проблема для предприятия в другом.

«Мы знаем, как такие аппараты делаются, будь они геостационарные, низкоорбитальные спутники связи, геолокационные, оптические. Мы знаем, как их делать. Наша беда в другом. У нас нет соответствующего финансирования: ни государственного, ни собственных возможностей КБЮ, чтобы создавать такие дорогостоящие аппараты. Например, аппарат геостационарный среднего класса до 5 тонн может стоить порядка 350 миллионов долларов. Также необходимы инвестиции в соответствующее технологическое оснащение», — сетует Маслей.

По причине отсутствия собственных спутников Украина вынуждена покупать информацию у других стран. «Разведывательная информация, поступает в Украину по специальным соглашениям (со спутников других стран), но ее недостаточно», — говорит Боровик. По его словам, для решения задач оборонного комплекса в полном объеме Украине, как воюющей стране, необходим на орбите спутник дистанционного зондирования Земли с разрешением менее 1 м. КБ «Южное» не располагает техническими возможностями построить спутник с таким разрешением, сказал Боровик. Эту информацию подтвердили и в КБ. «Мы решаем проблему создания спутника с разрешением 0,87 м», — сказал Владимир Маслей, отметив, что переговоры о создании такого спутника ведутся с одной из стран.

Отметим, что спутник «Сич 2-1», который КБ сейчас разрабатывает в интересах как силовых структур, так и для решения гражданских задач, обладает разрешением 8 м. «Такой спутник для силовых структур не нужен. Это желаемое, выдаваемое за действительное. Очень четко силовые структуры ответили Космическому агентству и бюро, что с разрешением ниже 1 м спутник не нужен. Сейчас нужна информация с разрешением минимум 0,8 м. 1 м это уже критически», — сказал Боровик.

По его словам, Альянс «Новая энергия Украины», который в 2015 году изготовил двигатель для сингапурского спутника, 4 года назад в сотрудничестве с немецкими, английскими и итальянскими компаниями предложил создание спутника дистанционного зондирования, который бы мог давать разрешение 0,7-0,8 м. При этом его стоимость могла составить 30 млн евро. Примечательно, что КБЮ планирует создать совместно с китайской компанией спутник Sat с разрешением 1 м за 100 млн евро. Также Альянс предлагал создать спутник с разрешением 1,4-1,5 м за 18,8 млн евро против проекта КБП «Сич» (с разрешением 2 м) по цене 74 млн евро.

По словам Боровика, почти 50% средств, выделенных государством на создание в партнерстве Альянса с немецкой компанией спутников New Energy Sat и New Energy Sat-2, оставались бы в Украине. Системы управления для него мог делать «Хартрон» (с ними была предварительная договоренность), также была перспектива сотрудничества с «Южмашем». «КБЮ было очень против, потому что это ломало бы их монополию на производство спутников и их ценовую политику», — сказал Боровик.

О проекте было известно и СНБО, куда практически все силовые ведомства направили письма с выражением поддержки проекту. С учетом того, что частные компании не могут быть допущены к изготовлению спутников дистанционного зондирования, что относится к сфере технологий двойного назначения, было необходимо соответствующее решение государства. «Мы подготовили проект решения СНБО. Господин Гладковский, как заместитель главы СНБО, несколько раз обещал его вынести, но так оно никуда и не прошло», — сказал Боровик.

По его словам, вместо космоса деньги бросались на «Укроборонпром»: «С космических проектов снимались все деньги и перебрасывались на оборонку. Они говорили, что это важнее. Железобетонный аргумент. Давайте убьем космическую отрасль, но распилим оборонку».

«В конечном итоге это все привело в никуда. Если бы тогда, в 2014 году, было принято решение, мы бы уже два года имели спутник на орбите, который мог бы передавать информацию силовым структурам, а также продавать информацию другим странам, компаниям, обмениваться данными», — заключил глава правления Альянса «Новая энергия Украины».

В экосистеме Днепровского космического кластера сейчас также ведется работа над инновационной технологией по созданию распределенного телекоммуникационного спутника, рассказал 112.ua Евгений Рокитский: «Это созвездие кубсатов, которые выполняют задачи одного крупного спутника. Такая конфигурация лучше моноблока, способного находиться на орбите 3-7 лет, который затем уходит с орбиты с потерей оборудования. Созвездие распределенных спутников может находиться на орбите 20-30 лет (с заменой выходящих из эксплуатации наноспутников), выполняя задачу, что намного удешевляет процесс. Опять же, при выведении на орбиту риск операционной несостоятельности «моноспутника» выше, нежели у распределенного.

Рокитский уточнил, что о распределенном спутнике пока еще нельзя говорить как об окончательно сформулированном проекте. «Он находится на этапе готовности алгоритмов, модели спутника, но точные сроки реализации пока не известны. Есть прорывные решения, как такие спутники стабилизируются в отношении Земли, как они между собой коммуницируют. Наша задача — найти инвестиции на создание такого спутника», — сказал он.

На украинский бюджет космический кластер не рассчитывает: в качестве возможных заказчиков рассматривает Microsoft и крупнейшие мировые космические корпорации.

Дело в деньгах. Или в их отсутствии

Не допуская частные компании ни к созданию спутников дистанционного зондирования, ни к ракетно-космическим технологиям (на которые сохраняется монополия — недавно Рада отклонила законопроект, предлагавший закрепить ее отмену на законодательном уровне), государство и само не финансирует украинскую космическую отрасль.

«Несмотря на то, что предприятия космической отрасли ежегодно уплачивают в бюджет страны около 600-800 миллионов гривен в виде налогов, космическая программа из бюджета не финансируется уже два года. В прошлом году на финансирование отрасли необходимо было выделить 889 млн грн, но реально дали 89 млн грн, остальные деньги, по инициативе негласных кураторов „Укроборонпрома", были переброшены на МЭРТ, и там след этих средств потерялся. Государство должно понимать — ракетно-космическая отрасль имеет огромную стратегическую важность для страны, это не только имидж страны, но и развитие высоких технологий, участие в престижных международных проектах. На один доллар вложения в космическую отрасль приходится 12-14 долларов прибыли», — сетует советник председателя Государственного космического агентства Украины Эдуард Кузнецов.

По его словам, в 2018 году была подготовлена новая «Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа Украины на 2019-2023 гг.», которая сейчас находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины. Кроме обеспечения государственных интересов на национальном и международном уровне и достижения прямого эффекта для экономики страны от космической деятельности путем привлечения иностранных инвестиций (в результате коммерческой деятельности предприятий) вместе с прямой финансовой поддержкой со стороны государства, реализация программы обеспечит повышение уровня обороноспособности государства и национальной безопасности путем выполнения государственного заказа; углубление взаимовыгодного международного сотрудничества, в частности с Европейским космическим агентством.

Советник председателя Государственного космического агентства уточнил, что выполнение Программы позволит обеспечить реализацию общегосударственных интересов Украины в сфере космической деятельности, в частности обеспечить создание, запуск космических аппаратов и эффективную эксплуатацию таких космических систем, как система научно-технологического назначения «Микросат-М» (2021); система дистанционного зондирования Земли, которая включает в свой состав космические аппараты различного разрешения — «Сич-2-1» (пуск на орбиту запланирован на 2021 год), «Сич-2-2» (2022), Sat4EO (2023), «Сич-2м «(2025); система связи „Лыбидь" (запуск предполагается в 2020 году). Сейчас продолжается разработка нового космического аппарата YuzhSat-1, который создается на основе микроспутниковой платформы YuzhSat. Этот спутник создается КБ „Южное" в инициативном порядке и предназначен для проведения космического эксперимента по исследованию атмосферных аэрозолей с помощью научных приборов AerosolUA, разработанных Главной астрономической обсерваторией НАН Украины. Еще один инициативный проект КБ „Южное" — наноспутник GS1 класса CubeSat. Его назначение — отработка в условиях космического пространства двигательной установки малой тяги на малотоксичном (так называемом „зеленом") монотопливе», — рассказал Кузнецов.

Отметим, что в 2018 году Кабмин утвердил Концепцию Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины на 2018-2022 годы, в которой было предусмотрено финансирование ракетно-космической отрасли в объеме около 25 миллиарда гривен. Ни копейки из этих средств выделено не было.

Надлежащее финансирование не выделялось и ранее. Недофинансирование по Национальной космической программе на 2013-2017 годы составляло около 800 миллионов гривен. Было выделено только 30% необходимой суммы. Из бюджетного запроса Космического агентства на 2017 год в 225 миллионов гривен для реализации проектов в соответствии с Космической программой и 200 миллионов гривен для оплаты пусковых услуг было выделено только 29 миллионов гривен (один миллион долларов), что несравнимо меньше, чем выделяется другими странами, пишет Боровик в статье для «Зеркала недели».

Если сравнивать объемы бюджетных капиталовложений других стран в космический сектор в соотношении с их ВВП, можно увидеть, что США тратят рекордные 18 млрд долл. (0,1% ВВП страны), Европа — 5 млрд долл. (0,03% ВВП), Япония — более два миллиарда долларов (0,07% ВВП). При этом Россия, которая инвестирует в космическое направление 2,5 млрд долл, тратит рекордные 0,23% ВВП, что существенно бьет по ее экономике. Инвестиции Китая в космическую отрасль засекречены.

Технологии устаревают, люди уходят

Украине следует поторопиться с инвестициями в свою ракетно-космическую отрасль, пока она еще не устарела безнадежно, подчеркивают эксперты. «Украина с каждым годом теряет свой потенциал. Если на старте мы владели технологиями, которые на 10-20 лет опережали других игроков, то сейчас все больше игроков с финансовым потенциалом начинают скупать технологии или разрабатывать их самостоятельно», — говорит Евгений Рокитский. По его словам, Украина все еще сохраняет лидерство в некоторых вопросах, касающихся спутниковых технологий, ракетных двигателей. По ряду вопросов наша страна все еще опережает и США, и европейские страны.

Но эти страны упорно работают над тем, чтобы разрыв устранить, инвестируя, в отличие от Украины, миллиарды долларов. «У нас есть еще два года максимум, чтобы провести реструктуризацию отрасли, дать ей старт, чтобы она сохраняла свое конкурентное преимущество», — считает Рокитский.

И Боровик, и Рокитский сказали 112.ua, что предприятиям украинской космической отрасли необходима корпоратизация. «Должна быть перспектива, что в течение 3-5 лет можно будет продать часть (например, миноритарный пакет) акций, что даст возможность привлечь стратегического инвестора(ов), которые были бы мотивированы в привлечении выгодного заемного финансирования, нахождении крупных заказов», — сказал Рокитский, отметив, что корпоратизация помогла бы улучшить систему корпоративного управления на государственных предприятиях космической отрасли.

По его словам, если бы на предприятиях были созданы набсоветы, которые отвечали бы за назначение гендиректора, за отчетность, это снимало бы многие вопросы по поводу эффективности управления. Нынешняя система оценки эффективности управления предприятиями отрасли непрозрачна.

Впрочем, судя по всему, Космическое агентство реализовать это предложение на практике не торопится. «Корпоратизация предприятий космической отрасли проводится давно, еще с 1996 года. Акционерными обществами стали предприятия „Хартрон", „Элмиз", „Коммунар", „Киевский радиозавод", частное АТ „Курс". Но есть предприятия, которым в силу специфики необходимо сохранить статус государственных. К примеру, „Арсенал", которое имеет статус казенного предприятия», — сказал 112.ua Эдуард Кузнецов, комментируя перспективу возможной корпоратизации.

Государственное космическое агентство выступает и против отмены госмонополии на ракетно-космические технологии. «Последствия могут быть самыми серьезными, в том числе и утечка секретных технологий. Агентство выступает за принятие более гибкого законопроекта, который бы законодательно упорядочил и создал условия для проектов государственно-частного партнерства в этой сфере», — сказал Эдуард Кузнецов.

В условиях безденежья ракетно-космическая отрасль, как и авиационная, продолжает терять специалистов. По словам главного конструктора космических систем и аппаратов КБЮ Владимира Маслея, для тех задач, что стоят нынче, специалистов достаточно: «Но задач должно быть раза в три больше».

Из конструкторского бюро люди уходят, набрать новых — проблема. Раньше на предприятие принимали только краснодипломников и обучали их 5-10 лет только для того, чтобы они вникли во все тонкости работы. В советское время была налажена система подготовки и отбора специалистов из школы. Отбирались ребята с математическими способностями, одаренные в физике. Тогда отрасль давала работу десяткам тысячам специалистов, сказал Евгений Рокитский.

Сейчас на КБЮ средняя зарплата составляет 15 тысяч гривен. «За такие деньги специалистов не удержишь. Большая часть людей уходят в IT-компании, где тем, кто себя проявил, со старта предлагают не менее одной тысячи долларов», — рассказал Маслей.

Отметим, в прошлом году в Киевском политехническом университете имени Сикорского ликвидировали факультет авиационных и космических систем, который выпускал специалистов ракетно-космической отрасли Украины.

«Украинская космическая отрасль последние 27 лет работала на старых кадрах. И на кадрах, которые по инерции готовились еще в нескольких вузах: Харьковский авиационно-космический университет, КПИ, Днепровский государственный университет (физико-технический факультет) и Национальный авиационный университет. Поскольку работы по специальности не было, люди шли в смежные специальности, уезжали за границу. Сейчас мы уже пожинаем негативные плоды того, что профильные факультеты все эти годы усыхали, а квалифицированные преподаватели уезжали за рубеж», — говорит Рокитский, добавив, что Днепровский космический кластер учредил стипендии для одаренных студентов.

Днепровский космический кластер — общественная организация, основанная в прошлом году с целью содействия предприятиям космической отрасли в привлечении финансирования и продвижении их продукции на зарубежные рынки. Также для поиска и поддержки талантливой молодежи, разработки инновационных проектов в космической отрасли. Среди учредителей кластера — «Южмаш», а его партнерами являются група «Ноосфера», Национальный университет «Киевский политехнический институт» им. Игоря Сикорского и ряд профильных учебных и научно-исследовательских учреждений.

В целом в космической индустрии по всему миру занято около 700 тыс. сотрудников (в Украине около 20 тыс. и их численность ежегодно сокращается примерно на 10%). При этом во многих странах (Польше, ОАЭ, Турции, Саудовской Аравии и других, которые включаются в космическую гонку) спрос на специалистов отрасли растет огромными темпами. Не реализовавшись в Украине, специалисты уезжают за границу, и они там востребованы. К примеру, один из разработчиков программного обеспечения для системы управления ракеты Falcon-9 (США) — украинец, недавний эмигрант.

Космодрома в Украине не будет

Не будет в Украине и собственного космодрома, о планах на который ранее заявляли в Космическом агентстве. Говорил об этом и гендиректор КБ «Южное» на пресс-конференции по случаю 70-летия бюро. В качестве потенциальных мест размещения комплекса в Украине рассматривали Херсонскую область и побережье Бугского и Днепровского лиманов.

«Нет места для падения отработавшей ступени. Также это связано с безопасностью соседних стран», — говорит Эдуард Кузнецов о перспективах постройки собственного космодрома.

Реализация проекта космодрома в Украине действительно сопряжена с большими сложностями. Украина расположена в регионе с достаточно высокой плотностью населения. При эксплуатации ракетно-космической техники всегда есть риск возникновения аварийных ситуаций. Если посмотреть на места размещения основных космодромов, то они расположены либо в пустынных районах, либо на побережье океанов. В Украине таких мест практически нет. Кроме того, для функционирования космодрома необходимы специальные поля для падения отработавших ступеней ракет-носителей. В СССР этот вопрос решался за счет пустынных заполярных территорий или Алтайского края. Так же этот вопрос решается и в Китае. США и ЕКА (Европейское космическое агентство) используют космодромы, расположенные на побережье океанов или на океанских островах. В этом случае отработавшие ступени ракет-носителей падают в акваторию океана.

В данный момент ведется конкурс на выбор генподрядчиков на строительство и эксплуатацию космодрома на Азорских островах, и в Днепровском космическом кластере считают этот проект более перспективным, нежели «украинский» космодром. В частности, с целью облегчения потенциального участия украинских предприятий и организаций в этом проекте в декабре 2018 году в Лиссабоне председателем правления ДКК и главой португальской Ассоциации аэрокосмической и оборонной промышленности был подписан меморандум о сотрудничестве.

Обсудить
Рекомендуем