Suomen Kuvalehti (Финляндия): когда Сталин дал миллионам украинцев умереть от голода, западные журналисты молчали

Один смельчак все же решился плыть против течения

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Польский кинорежиссер Агнешка Холланд сняла фильм о британском журналисте, который, рискнув бросить вызов Сталину, запечатлел Голодомор на Украине. Этот фильм — проект британской, польской и украинской сторон, сценаристка фильма имеет украинские корни, сообщает автор статьи. При таких условиях «критическое мнение» в фильме об исторических событиях и о современной России не удивляет.

В 1932 году на Украине начался голод, в результате которого умерли миллионы людей. Позже эти события были признаны геноцидом украинского народа.

По мнению многих историков, руководитель Советского Союза Иосиф Сталин сознательно позволил случиться катастрофе. В 2008 году Европейский парламент принял резолюцию, в которой серия событий, называемая Голодомором, была признана преступлением против народа Украины и человечности.

Голодомор случился, в том числе, потому, что о нем не было известно даже в соседних странах. Сталин контролировал не только вопросы внутренней политики СССР, но и работу западных журналистов, находившихся в Советском Союзе.

Обнародование правды можно назвать заслугой одного человека, набравшегося смелости идти против течения. Таковы тезисы фильма «Мистер Джонс» (Mr. Jones), в котором запечатлена работа журналиста Гарета Джонса (Gareth Jones) в Москве и на Украине. Главную роль исполняет Джеймс Нортон (James Norton).

«Правду знал не только Джонс», — поясняет режиссер фильма Агнешка Холланд (Agnieszka Holland).

«Правительство Польши тоже знало о голоде. Украинские поляки приходили в консульство толпами и рассказывали о происходящем в селах. Поляки им верили, но не решались что-то сделать».

Сталина ужасно боялись. Согласиться с официальной правдой было проще.

«Никто не хотел раскачивать лодку. Со времени Первой мировой войны не прошло и 20 лет. Только что начался мировой экономический кризис. Владельцы крупного капитала уже поддерживали Гитлера. У всех стран были свои проблемы, так что мир повернулся к Украине спиной».

В фильме Джонс на Украине сбегает от сопровождающих с угрозой для собственной жизни и становится свидетелем неописуемого. Он видит умирающих детей, каннибализм, ужасающую жестокость. Он делает фоторепортаж, который в свое время становится популярным в западных странах.

Большая часть сюжета посвящена «полезным идиотам», живущим в Москве. Постепенно Джонсу открывается сеть полуправды и заблуждений.

Главным злодеем кинокартины оказывается не Сталин, к которому честолюбивый журналист сначала отправляется, чтобы взять интервью.

Ложь начинает распространяться по вине журналиста и руководителя московского бюро газеты «Нью-Йорк таймс» (New York Times) Уолтера Дюранти (Walter Duranty). В 1932 году он выиграл Пулитцеровскую премию за серию репортажей о Советском Союзе. В фильме роль Дюранти исполняет Питер Сарсгаард (Peter Sarsgaard). Представителя московского бюро и журналистку Аду Брукс (Ada Brooks), помогающую Джонсу, играет Ванесса Кирби (Vanessa Kirby), известная по сериалу «Корона» (The Crown).

В фильме Агнешки Холланд журналист Дюранти и другие московские корреспонденты живут в роскошных условиях, им предлагаются праздники, наркотики и проститутки. В качестве бартера или по принуждению они писали статьи, угодные Сталину. Дюранти в этом фильме — пронырливый человек и в то же время разложившаяся личность, плывущая по течению и зависимая от наркотиков.

Проблема была не только в журналистах.

«Посол США в Советском Союзе был фактически агентом Сталина. Переданная им информация, как и взгляды Дюранти, оказала влияние на Рузвельта», — говорит Холланд.

В качестве примера информационного влияния Агнешка Холланд также приводит голливудский фильм «Миссия в Москву» (Mission to Moscow) 1943 года. Майкл Кертис (Michael Curtiz) снял его через год после «Касабланки» (Casablanca).

«Это чисто сталинская пропаганда, сделанная голливудской студией. Судебные процессы Сталина показываются в фильме в положительном свете как победа над преступной оппозицией».

Так формировалось мировоззрение многих людей.

«Говорят, что вмешательство Путина в американские выборы — это что-то новое. Ха! Сталин оказывал воздействие на США еще в 1930-е и 1940-е годы».

Для Дюранти было важно, чтобы Советский Союз признали членом Лиги Наций. Для его программы не подходят данные о том, что хлеб у миллионов украинцев был украден, а их самих оставили умирать голодной смертью.

Фильм «Мистер Джонс» — проект британской, польской и украинской сторон. В фильме присутствует критическое мнение не только об исторических событиях, но и о современной России, которое проходит через весь сюжет, доходя до решительного осуждения. Сценаристка фильма Андреа Халупа (Andrea Chalupa) имеет украинские корни.

С другой стороны, даже одна только манера, в которой изображают стиль правления Сталина и его личность, сделает фильм запрещенным к показу в России.

«Я считаю, что прошлое и наши дни нельзя отделять друг от друга, — говорит Холланд. — Прошлое присутствует и в сегодняшнем дне».

Существует конкретная причина, почему фильм о Голодоморе делают только сейчас. Еще 20 лет назад об этих событиях было известно мало. Научные труды по этой теме появились лишь спустя десятилетия после катастрофы.

«Жертвами Сталина были преимущественно русские. Миллионы умерли и пропали в лагерях Гулага. Русские просто приняли это. Сейчас Сталина выбирают в опросах главным руководителем нации. От этого мороз по коже, — говорит Холланд. — Отрава находится глубоко в системе».

Фильм напоминает и об оптимистичном взгляде на будущее, свойственном тому времени. С Советским Союзом и социализмом были связаны большие надежды. Об ужасах, подобных Голодомору и сталинским репрессиям, не говорили, в том числе, потому, что в них не хотели верить.

В фильме Джонс встречается с Джорджем Оруэллом (George Orwell), который считает, что такие проблемы являются признаком роста нового государства.

«Оруэлл говорит, что ошибки — часть развития, и в тяжелых условиях во имя общего блага можно принимать и жестокие решения. Эти настроения сохранялись до распада Советского Союза, поскольку многие западные влиятельные интеллектуалы и люди искусства входили в этот круг влияния», — говорит Холланд.

Она считает, что зерно ее фильма упадет на благодатную почву, поскольку после окончания холодной войны критические фильмы об истории Советского Союза не выпускались.

«Запад чувствует вину за Гитлера, не за Сталина».

70-летняя полька Холланд сначала много работала в Польше, затем — в разных странах Европы, иногда и в Голливуде. Ее самые известные фильмы — «Европа, Европа» (Europa Europa, 1991) и «Таинственный сад», продюсером которого был Френсис Форд Коппола (Francis Ford Coppola) (The Secret Garden, 1993). Для компании «Эйч-би-оу» (HBO) Холланд снимала как фильмы, так и сериалы «Прослушка» (The Wire) и «Тримей» (Treme), для компании «Нетфликс» (Netflix) ‒ сериал «Карточный домик» (House of Cards).

«В США в области кино не слишком развернешься. Мне больше нравится снимать фильмы, а не сериалы», — говорит Холланд.

«Меня интересует Европа как часть света. Ее изменения касаются моей жизни. Ее изменения касаются жизни моих родителей. Я несу ответственность перед Европой как гражданин».

«В наши времена важно рассматривать сложные и тяжелые темы. Из американского кинематографа они исчезли».

Холланд вернулась в Польшу, хотя в стране бушует правый популизм. Она подчеркивает, что государство не является тоталитарным. Власть в Польше является авторитарной — крайне консервативной и популистской, но не удушающей.

«У нас сохраняется проведение свободных выборов, так что народ может принимать решения», — говорит Холланд и усмехается.

«Польское правительство подчинило себе СМИ и использует прессу для пропаганды. Церковь связана с правительством, и она по-прежнему играет очень важную роль в сельской местности».

С другой стороны, Холланд огорчена желанием более либеральных СМИ создавать вражеские образы и разжигать ненависть к своим соперникам. В пространстве между идеологическими противниками остается мало сил, стремящихся к объективной передаче информации.

«Это самая большая трагедия: обе стороны занимаются манипуляцией. А тех, кто находится посередине, бьют и те, и другие».

Это и мотивировало Агнешку Холланд снять фильм «Мистер Джонс». Она хочет отдать должное исследовательской журналистике. Главный герой фильма разочаровывается, в том числе, и в Западе, когда о Голодоморе просто не хотят слушать.

«Объективная журналистика находится в большой опасности, большей, чем когда-либо. В век социальных сетей манипулировать мнением других людей стало очень легко. Фейковые новости распространяются быстро. Распространение фейковых новостей во время проведения кампании Трампа обошлось в миллион долларов».

«В это же время на исследовательскую журналистику и на зарплаты корреспондентам не хватает денег».

Фильм «Мистер Джонс» не является документальной драмой. Он не претендует на документальную точность.

Насколько известно, Джонс и Оруэлл на самом деле никогда не встречались. О гедонистической группе коррумпированных журналистов, работавших в Москве в 1930-е годы, тоже нет точных данных. Отрывок с переживаниями Джонса на Украине намеренно представлен как гротеск.

В фильме создан предположительный образ Гаррета Джонса. Журналист оставил после себя главным образом свои статьи, о его характере известно мало.

«В фильме факты расположены в другом порядке, чтобы история казалась более драматичной. Я не считаю это проблемой», —говорит Холланд.

Зрителю, интересующемуся именно историческими фактами, режиссер советует вместо просмотра фильма почитать книги. Например, произведение Энн Эпплбаум (Anne Applebaum) «Красный голод: Война Сталина на Украине» (Red Famine: Stalin's War on Ukraine).

«С процессом создания фильма всегда связаны догадки. Никогда нельзя знать наверняка, о чем другой человек думал или что он чувствовал в определенный момент. Глобальные факты сохраняются, а с деталями нам приходится играть».

Джонс умер спустя почти год после сделанного им репортажа во время рабочей поездки в Монголию.

В 1990 году газета «Нью-Йорк таймс» признала, что освещение Голодомора на Украине корреспондентом Дюранти было худшей журналистской работой в истории газеты.

Интервью состоялось на Берлинском кинофестивале в феврале 2019 года. Дата премьеры фильма «Мистер Джонс» в Финляндии пока неизвестна.

Обсудить
Рекомендуем