В Гессене и Северной Рейн-Вестфалии всего за пару дней на рельсы под поезда столкнули несколько человек. Что говорят эксперты о частоте таких преступлений и о мотивах преступников?
В этом году зафиксировано уже три подобных случая: январской ночью на перроне одной из станций городской железной дороги в Нюрнберге произошла потасовка среди подростков. При этом двух 16-летних юношей толкнули на рельсы, где она попали под колеса проезжающего поезда и получили смертельные ранения. 20 июля на вокзале в Северной Рейн-Вестфалии молодой человек толкнул 34-летнюю женщину под поезд, в результате чего та погибла. Преступник и жертва не знали друг друга, и конфликта между ними тоже не было. Это убийство напоминает преступление, произошедшее в понедельник во Франкфурте-на-Майне. Живущий в кантоне Цюрих эритреец толкнул на вокзале женщину с сыном под скорый поезд. Женщине удалось спастись, а ребенок попал под колеса и погиб.
Четверо погибших при нападениях на перронах немецких вокзалов в течение семи месяцев: по ощущениям такие случаи участились, но эксперты придерживаются другого мнения. Как говорит Райнер Вендт (Rainer Wendt), федеральный председатель Немецкого профсоюза полицейских, это еще вопрос, действительно ли таких случаев становится больше. По его оценкам подобные преступления время от времени происходят. Например, в 2016 году в Берлине мужчина толкнул женщину под поезд метро, в результате чего та погибла. «Преступники, толкающие людей под поезда, были всегда, но часто о них не сообщается по всей стране», — говорит Карл-Петер Науман (Karl-Peter Naumann), почетных председатель Союза пассажиров «Про Берлин».
Возможно, это статистическая случайность
Не так однозначно мнение Йорга Радека (Jörg Radek), заместителя председателя профсоюза полицейских. И он считается недавние случаи единичными, но в то же время говорит, что ничего не слышал о подобных преступлениях в 80-е и 90-е. Федеральная уголовная полиция не выделяет такие преступления на вокзалах в отдельную категорию. Поэтому нельзя сделать каких-либо выводов о возможном росте, сообщила официальная представительница полицейского управления. Ответственная за преступления на вокзалах федеральная полиция также не смогла назвать никаких цифр.
С научной точки зрения нельзя установить однозначного увеличения числа подобных преступлений. «Статистически эти три нападения со смертельным исходом с начала года можно рассматривать как случайность», — говорит Ульрих Вагнер (Ulrich Wagner), профессор социальной психологии и конфликтологии университета Марбурга. По его словам, случаев слишком мало, чтобы говорить о статистическом росте. То, что он ощущается на эмоциональном уровне, — это проявление искаженного восприятия: если определенный вид преступления регистрируется крайне редко, то достаточно даже самого небольшого увеличения числа подобных случаев, чтобы создалась иллюзия большого роста.
Причина в дебатах о миграции?
В двух последних случаях утверждалось, что преступники выбрали жертв чисто случайно. Но по оценке Вагнера с полной определенностью этого сказать нельзя. Оба преступника имеют миграционное прошлое, и как минимум в случае с преступлением в Северной Рейн-Вестфалии точно установлено, что преступник убил немку. По мнению Вагнера, подобные нападения могут быть связаны с излишне эмоциональными дебатами о миграции.
«Постоянное акцентирование принадлежности людей к местных или иностранцам опасно», — говорит социолог Вагнер. По его словам, душевнобольные люди в определенных обстоятельствах могут почувствовать себя вправе нападать на других. При этом происходит «дегуманизация» чуждой группы, которая и делает возможными подобные преступления.
Франкфуртский преступник пока молчит о мотивах своего поступка. А вот человек, толкнувший под поезд молодую женщину в Северной Рейн-Вестфалии, действовал, по мнению полиции и прокуратуры, из чистого желания убивать.