Пусть у себя на Украине президент Украины Владимир Зеленский даже популярнее Путина в России, но сейчас ему грозит первый кризис с момента вступления в должность в мае. На кону его рейтинг как дома, так и за рубежом. Загвоздка в миллиардере Игоре Коломойском, владельце телеканала, который крутил шоу с Зеленским в бытность того юмористом.
Все очевиднее, что Коломойский явно рассчитывает при Зеленском вернуться «по-крупному». Но его возвращение будет означать преждевременный и бесславный конец предвыборным клятвам Зеленского, — а он сулил Украине, одной из самых коррумпированных стран Европы, новую жизнь.
При прошлом президенте Петре Порошенко Коломойский проиграл едва ли не больше всех. Получив пост губернатора области на юго-востоке Украины, он финансировал добровольческие батальоны, которые помогли остановить продвижение пророссийского сепаратизма в минуту слабости украинской армии. Взамен Коломойский рассчитывал получить больше власти и доступ к прибыльным государственным активам — больше, чем Порошенко, такой же миллиардер, готов был ему дать. Вышло так, что они поссорились. Кульминация ссоры пришлась на конец 2016 года, когда Киев национализировал «Приватбанк» Коломойского, где хранили сбережение большинство украинцев.
Коломойскому, владельцу нескольких паспортов, пришлось скрываться в Израиле, — он своих граждан не выдает. Однако от притязаний на свой банк он не отказался, — подавая на Украине бесчисленные иски, чтобы обратить вспять процесс национализации. При Порошенко его перспективы были не слишком радужными (украинские суды, мягко говоря, несвободны от политического влияния). Но когда президентское кресло светило уже Зеленскому, — тот обошел Порошенко в первом туре выборов, — Киевский суд вынес решение в пользу Коломойского. Международный валютный фонд, крупнейший кредитор Украины, ответил пресс-релизом в защиту национализации 2016 года, и решение обжаловал Национальный банк, но Коломойский стоит на своем. После победы Зеленского 21 апреля он вернулся на Украину.
Вскоре после этого с Валерией Гонтаревой, главой Национального банка и ярой сторонницей национализации, начали происходить разные странности. В июльском интервью она заявила, что получает от Коломойского угрозы и вынуждена скрываться в Лондоне. В августе на лондонской улице ее сбила машина, и она попала в больницу. А в понедельник вечером дом Гонтаревой под Киевом сгорел — вероятнее всего, это поджог. Гонтарева предположила, что за обоими инцидентами стоит Коломойский, он же свою причастность отрицает. Тем временем Национальный банк выступил с заявлением, осуждающим «террор» как против Гонтаревой, так и против всех украинских реформаторов, бывших и сущих.
Между тем, в кабинете Зеленского Коломойский — желанный гость. 10 сентября он встретился с президентом и представителями администрации и правительства. По официальным данным, обсуждались забастовки на заводах Коломойского и тарифы на электроэнергию. Но во вторник «Файнэншл таймс» сообщила со ссылкой на присутствовавшего на встрече премьер-министра Алексея Гончарука, что президент хочет договориться с Коломойским насчет «Приватбанка». «Я крайне приветствую всякую риторику, направленную на поиск компромисса», — заявил Гончарук газете.
Премьер-министр спешно заявил в ответ на эту историю, что его правительство «тщательно изучает ситуацию с „Приватбанком"», однако «никаких переговоров ни с кем не ведет». Опровержением это считать нельзя, учитывая, что, по сообщению «Файнэншл таймс», решения добивается сам президент. На должность премьер-министра Гончарука предложил руководитель аппарата Зеленского Андрей Богдан, бывший адвокат Коломойского.
Дело «Приватбанка» — запутанный юридический клубок. Что бы там ни утверждал доклад «Кролла», далеко не факт, что Коломойский виновен во всем, что на него пытался повесить Национальный банк при Гонтаревой. Однако его возвращение в Киев, отличные контакты с новой администрацией, внезапно открывшиеся радужные перспективы и злоключения Гонтаревой складываются в цепочку, которая все сильнее грозит испортить Зеленскому репутацию.
Пока что новому президенту везет. Украина переживает экономический подъем благодаря рекордному урожаю зерна, недавнее решение суда Европейского союза укрепило ее позиции на энергетических переговорах с Россией, а успешный обмен пленными с Москвой подготовил почву для прекращения конфликта на востоке Украины. Похоже, Зеленский надеется, что его первые успехи и благие намерения его администрации затмят в глазах большинства избирателей вопрос Коломойского, даже если они с олигархом ударят по рукам. Но любая сделка, которая либо отменит национализацию «Приватбанка» либо позволит Коломойскому сойти с крючка, не покрыв долговых обязательств, станет если не всему миру, то большинству украинцев сигналом, что Зеленский ничем не отличается от прежних лидеров Украины. А те были либо не чисты на руку, либо сильно зависели от олигархов. А то и то, и другое сразу.
Когда к власти приходишь с платформой всеобъемлющих перемен, это накладывает определенные обязательства. Коломойский — не тот, кто охотно начнет играть по новым правилам, и уже из-за одного этого Зеленскому и его назначенцам следует быть настороже и избегать с ним всяких контактов. Украинская политика — кривая дорожка, и президент, и его команда и глазом не моргнут, как окажутся запятнанными не меньше предшественников. Зеленский должен доказать, что не собирается злоупотреблять властью ради помощи дружкам и партнерам. Для начала следует перекрыть Коломойскому доступ и начать публичное расследование затруднений Гонтаревой.