По мнению западной прессы и некоторых западных политиков, прошедшие весной выборы в Израиле, являются подтверждением того, что он стал менее демократичным и более расистским, шовинистским. Имидж демократического еврейского государства подорван. Как сообщила в этом контексте газета The New York Times, левые считают, что израильская демократия заняла оборонительную позицию. Что касается правых, которым в прошлом году удалось добиться определения Израиля как национального государства для евреев (в конституции), на их взгляд, эта демократия должна быть скорректирована.
Поставлена под сомнение публично заявленная способность Израиля уравновешивать два своих идеала и основных принципа, которые отражены в идее «еврейского демократического государства». По мнению некоторых, этот так называемый баланс нарушился благодаря нынешней поддержке правого крыла.
Идея этнической чистки
Эта гипотеза игнорирует очень важный факт — «демократия» для израильских евреев стала реальностью после того, как сионисты изгнали 90% палестинского населения во время создания государства Израиль в 1948 году. В одночасье они превратили евреев в большинство, подвергнув страну этнической чистке. Сионисты сделали выбор в пользу либерально-демократического правления для еврейского колониального большинства, а в отношении палестинцев, которых не смогли изгнать, была установлена правовая система апартеида.
На самом деле, такая приверженность идеям этнической чистки и правления еврейского большинства была краеугольным камнем идеологии сионистского движения с момента его зарождения. Так, отец сионизма Теодор Герцль строил планы в отношении коренных палестинцев. В своей основополагающей книге 1896 года «Еврейское государство» Герцль предостерегал от принятия каких-либо демократических обязательств, заявляя, что переселение евреев в Палестину закончится катастрофой. Это будет продолжаться до неизбежного момента, когда коренной народ не окажется под угрозой и не заставит существующее правительство остановить приток евреев. Поэтому миграция, не основанная на принципе гарантированного превосходства, является совершенно бесполезной.
В своих мемуарах Герцль пишет, что еврейские колонисты должны пытаться вытеснить обанкротившееся население к границе, чтобы оно нашло работу в соседних странах, и отказывать им в любой работе в своей стране. Процесс избавления от бедных должен осуществляться тайно и аккуратно: «Пусть владельцы недвижимости думают, что обманывают нас и продают нам вещи по более высокой цене, но мы не будем продавать им ничего взамен». Поскольку число еврейских колоний удвоилось, увеличился и масштаб изгнания палестинцев.
В 1920 году польский агроном, управляющий Еврейского колонизационного общества Хаим Маргалит-Кальварийский сообщил, что как человек, который с 1890-х годов лишал палестинцев имущества на их земле, он понял, впервые он осознал серьезность проблемы после первой покупки земли в Палестине: «Я должен был изгнать арабское население со своей земли, чтобы поселить на ней наших братьев».
Маргалит-Кальварийский жаловался, что печальная участь тех, кого он вытеснял, не переставала беспокоить его ещё долгое время.
Сильное сопротивление
Страх сионистов перед глобальной демократией и их приверженность этнической чистке были настолько сильны, что, когда британцы хотели после Первой мировой войны потребовать от США частичного взятия на себя ответственности за Палестину, евреи категорически выступили против.
Так, Всемирная сионистская организация решительно возражала против вовлечения Соединенных Штатов, отмечая, что демократия в Америке слишком широко понимает правление большинства, не принимая во внимание тот факт, что существуют разные культуры и уровни развития. Как заявила организация на тот момент: «Сегодня в Палестине численное большинство составляют арабы, а не евреи. Однако правда заключается в том, что с точки зрения качества в Палестине доминируют евреи и при надлежащих условиях они станут большинством в следующем поколении».
Всемирная сионистская организация заняла чёткую позицию: «Если первоначальное количественное понимание демократии будет реализовано сегодня или в скором будущем в нынешних условиях, то, разумеется, победу одержит арабское большинство, и задача создания и развития сильной еврейской Палестины окажется гораздо сложнее».
При этом организация проигнорировала тот факт, что коренные американцы, афроамериканцы и некоторые другие группы населения не включены в рамки американской версии демократии.
В том же году еврейский конгрессмен Джулиус Кан выступил с заявлением (при поддержке примерно 300 раввинов и светских деятелей) перед президентом Вудро Вильсоном, администрация которого поддерживала сионистов.
Это заявление осудило сионистов за попытку сегрегировать евреев и обратить вспять историческую тенденцию освобождения народов, а также выступило против создания еврейского государства в Палестине как противоречащего принципам демократии.
«Принудительный трансфер»
Последователи Герцля переняли его фундаментальный страх перед демократией. Если говорить о правом крыле, то в 1923 году основатель ревизионистского сионизма Владимир Жаботинский выступил против левых сионистов, которые хотели изгнать палестинское население обманными методами. По мнению Жаботинского, это можно было сделать только насильственным способом; еврейская колонизация и вытеснение палестинцев — части одного и того же процесса.
«Каждый туземный народ… не только новых хозяев, но и новых соучастников или партнеров по хозяйству он добровольно не допустит. Это относится и к арабам, — писал Жаботинский. — Примирители в нашей среде пытаются уговорить нас, будто арабы — или глупцы, которых, можно обмануть «смягченной» формулировкой наших истинных целей, или продажное племя, которое уступит нам свое первенство в Палестине за культурные и экономические выгоды. Отказываюсь наотрез принять этот взгляд на палестинских арабов».
В течение 1920-х и 1930-х годов сионисты разработали план этнической чистки палестинцев, или так называемого «трансфера».
Соглашаясь с Жаботинским, лидер рабочего сионистского движения Давид Бен-Гурион, в июне 1938 года заявил: «Я поддерживаю принудительное перемещение и не вижу в нем ничего аморального». Его заявление прозвучало в рамках политики, принятой Еврейским агентством, которое учредило свой первый комитет по перемещению населения в ноябре 1937 года для разработки стратегии принудительного переселения палестинцев. В 1941 и 1948 годах были учреждены два дополнительных комитета.
Враги палестинцев
В 1941 году президент Всемирной сионистской организации Хаим Вейцман планировал выслать миллион палестинцев в Ирак и принять на их место пять миллионов польских и других европейских евреев. Вейцман изложил свои планы послу СССР в Великобритании Ивану Майскому в надежде получить советскую поддержку. Когда Майский выразил удивление, Вейцман использовал аргумент, подобный тому, который использовали фашисты против европейских евреев в тот же период: «Его лень и примитивизм способны превратить цветущий сад в пустыню. Дайте мне страну, населенную миллионом арабов, и я легко поселю здесь пять миллионов евреев».
Многие защитники Израиля полагают, что формула «еврейского демократического государства» сейчас находится в опасности. Она всегда основывалась на еврейском превосходстве и этнической чистке, подобно либеральным демократиям, построенным на превосходстве белых, в Соединенных Штатах, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
Однако если другие колонистские общества сумели навязать демографическое превосходство белых, (несмотря на то, что нынешняя миграционная политика в Соединенных Штатах свидетельствует о хрупкости такой модели), еврейские поселенцы в Израиле снова являются меньшинством. Палестинское большинство продолжает сопротивляться этнической чистке и еврейскому правлению, которое сторонники Израиля и враги палестинцев называют «еврейским демократическим государством».
Джозеф Массад (جوزيف مسعد), профессор современной арабской политики и истории идей в Колумбийском университете в Нью-Йорке.