«Как-то раз на одном из стамбульских базаров я увидел танец восьмидесяти суфийских дервишей, которым аккомпанировал певец, чей печальный голос был похож на голоса муэдзинов. Это напомнило мне блюз», — рассказал Питер Калшоу британской газете The Guardian.
В статье «Божественный вихрь» Калшоу написал, что видел мистический танец дервишей во всех мусульманских регионах: Индии, Пакистане, Йемене, Марокко, Сенегале, Центральной Азии и Индонезии. Тем не менее, общие черты, которое он обнаружил между суфиями и блюзом, поразили его. Сходство чисто случайное или это игра его воображения?
В другой статье под названием «Что ислам дал блюзу?» профессор социальной истории в Университете Брауна Сильвиана Диуф рассказала, что блюз вызывает образы хлопковых плантаций в дельте Миссисипи, угнетаемых рабов, боли и одиночества. Однако корни блюза уходят не только в дельту Миссисипи, но и за тысячи миль от нее — в мусульманский регион Западной Африки.
По словам Диуф, ислам начал обретать популярность в Западной Африке с VIII века благодаря контактам с берберами, арабскими купцами и миссионерам с севера. Ислам начал распространяться в Сенегале и Мали в начале XI века из-за местных торговцев, ученых и миссионеров. Вскоре он распространился от берегов реки Сенегал на западе до озера Чад на востоке. Малийские торговцы и миссионеры принесли ислам в северную Нигерию в XIV веке.
«Мусульманский мир, который в разное время простирался от Португалии до Китая, был глобальным рынком идей и товаров, и Западная Африка была его частью», — говорит Диуф.
Какая связь между азаном и чтением Корана и музыкой в Африке?
Как и во многих мусульманских странах, суфизм широко распространился в Западной Африке. Одной из его отличительных черт была и остается музыка, которая используется как средство приблизить человека или группу людей к Богу. Таким образом, музыка является неотъемлемой частью суфийской жизни. Следуя наставлению суры «Аль-Муззаммиль», где говорится «читай Коран размеренным чтением», члены суфийских орденов регулярно поют Коран или религиозные гимны. Суфийские молитвы — это те же самые молитвы, только их пропевают эмоциональными нашидами.
Сильные дрожащие голоса, мелизма, интонирование, удлиненные ноты, длинные паузы между предложениями, глисандо и носовой тванг — характерные черты чтения и пения в исламском мире. Или, как описал этномузыколог Бруно Неттл, «пение на Ближнем Востоке звучит напряженно и имеет резкое, хриплое, носовое звучание с некоторой монотонностью».
Неудивительно, что музыка стала одним из средств культурного обмена между Северной Африкой и западом Сахеля (регион от Сенегала/Гамбии до северной Нигерии). Музыка в Северной Африке сильно отличается от музыки на Ближнем Востоке, так как на нее оказало влияние коренное чернокожее население из южных регионов Магриба, а позже и немусульманские жертвы транссахарской работорговли.
Диуф рассказывает, что часто рабы-музыканты привозили свою музыку и ритмы в Северную Африку. На западе Сахеля, особенно в городах, мусульмане приняли, адаптировали и преобразовали исламский музыкальный стиль. Они многое позаимствовали у африканских музыкальных стилей, чтобы показать связь двух концов Сахары.
В мусульманских районах Западной Африки, музыканты работали во дворцах или на богатые семьи, создавая для них панегирики и эпические песни. Они пели соло —иногда в группах — в лирической манере с интонированием, мелизмой, тремоло или вибрато под аккомпанемент музыкантов, играющих на струнных инструментах, таких как лютня, скрипка с одной струной, кора или ксилофон.
Со своей стороны, профессор музыки в Майнцском университете Герхард Кубик в книге «Африка и блюз» пишет, что в музыке, которую играют в Западной Африке, особенно на некоторых струнных инструментах, превалирует пентоническая структура с пульсирующими, резкими звуками и интонированием.
Даже когда в этой музыке звучат барабаны, она все равно заметно отличается от музыки африканского побережья или лесных районов. Ее характерными чертами является использование барабанов и коллективное пение, напоминающее игру в «вопрос-ответ», когда один человек задает вопрос на одном инструменте, а другой отвечает ему на другом.
Африканская диаспора и афроамериканская музыка
Согласно статье Диуф, начиная с XVI века миграция и трансатлантическая работорговля стали причиной переселения 12,5 млн. мужчин, женщин и детей из Западной и Центральной Африки. И среди них были сотни тысяч мусульман. Всюду, куда бы их не забрасывала судьба, африканцы приносили свою музыку и смешивали ее с другими стилями по всему Карибскому бассейну и Южной Америке: от Бразилии до Кубы; от Уругвая до Перу; от Гаити до Гваделупы, Колумбии и Венесуэлы.
И хотя африканская музыка была известна благодаря барабанам и групповому пению, эти элементы исчезли в традиционной африканской музыке в США, где африканцы предпочитали использовать струнные (банджо, скрипка и позже гитара), а не ударные инструменты.
Эта специфика афроамериканской музыки особенно ярко проявляется в блюзе. Эксперты сходятся во мнении, что она восходит к мусульманской музыке Западной Африки, то есть она пришла не из лесов, а из саванны. По мнению английского историка Пола Оливера, корни блюза находятся в районе от Сенегала до Мали, Буркина-Фасо, Северной Ганы, Нигера и Северной Нигерии. В свою очередь Герхард Кубик считает, что блюз зародился в центрально-западном Судане, в то время как историки Роберт Палмер и Самюэль Курц утверждают, что он родом из Сенегала.
Тем не менее, африканские мусульмане проживали на обоих американских континентах, как мы можем объяснить распространение их музыки именно в США, а не где-либо еще?
В сентябре 1937 года рабы из Королевства Конго устроили восстание под барабанную дробь в Южной Каролине. Они хотели добраться до св. Августины в испанской Флориде, чтобы получить свободу. В следующем году в штате Южная Каролина был принят закон, который запрещал «неграм собираться в выходные или праздничные дни, а также носить деревянные мечи (барабанные палочки) или любое другое опасное оружие, такое как барабаны, горны или другие громкие инструменты, которые могут дать сигнал для общего сбора для осуществления злых замыслов».
Следует обратить внимание, что, несмотря на запрет играть на барабанах, музыканты продолжили играть на струнных инструментах, прежде всего на банджо, чьи четыре нижние струны напоминают гитару. Сам инструмент родом из Гамбии, но он стал первым африканским инструментом на обоих американских континентах.
В 1800-х годах произошла беспрецедентная миграция рабов в южные штаты США, которые сопровождали своих хозяев на хлопковые или сахарные плантации. Юг Америки был заселен мужчинами, женщинами и детьми, которых безжалостно разлучили с их семьями. Они не надеялись когда-либо воссоединиться с ними. Африканские рабы были вынуждены работать на плантациях, даже те, кто были хорошими музыкантами или певцами до рабства.
Ислам и блюз
Слово «The Holler» означает протяжное пение на высоких тонах, иногда без слов.
В дельте Миссисипи появился новый жанр — «The Holler». Его исполняли соло, в медленном темпе и свободном ритме, используя характерные паузы, вздохи или стоны.
Американский этномузыколог Алан Ломакс утверждает, что до шести десятилетий истории блюза «высокая жалоба одиночества» была обычным явлением в Западной и Северной Африке, на юге Средиземноморья и на Ближнем Востоке. По его мнению, все это и породило блюз в Америке. Африканские рабы хранили свои мусульманские молитвы в тайне, но некоторые из них не были мусульманами, поэтому они стали невольными свидетелями этих ритуалов, даже не подозревая о них. Ломакс полагает, что грустные песни могут происходить от чтения Корана, суфийских песнопений или азана.
Интересно, что произведение «Levee Camp Holler», записанное Ломаксом в конце 1947 года, могло быть призывом на молитву в Западной Африке.
По поводу точек соприкосновения блюза и азана сирийский композитор Анвар Джарбу говорит, что, несмотря на разнообразие, африканский музыкальный стиль базируется на пяти составляющих, как и блюз. По его мнению, первые азаны были созданы под влиянием африканского стиля, поэтому это сходство проявляется в блюзе.
Блюз — это не религиозная музыка, но она отражает потерю или поражение, то есть духовный аспект. Она бросает вызов боли, или, как выразился афроамериканский писатель Ральф Эллисон, «насмехается над миром и тайнами наследия». И именно в этом можно обнаружить отзвук исламской музыки.
Диуф утверждает, что блюз — это не исламская или африканская музыка. Это афроамериканское творение, созданное из страданий, которые рабы-африканцы испытали в Америке. Тем не менее, уникальность блюза состоит в том, что он сочетает в себе сахельские и исламские элементы, а также призыв к свободе от рабства, о котором люди кричали через блюз.