В Польше на днях несколько тысяч человек вышли на акции протеста против законопроекта, запрещающего сексуальное просвещение в школе. Согласно этому документу, учителям, которые осмелятся нарушить запрет, будет грозить наказание до трех лет лишения свободы. Правда, принятие закона пока заблокировано Верховным судом, но депутаты правящей партии «Право и справедливость» проголосовали за то, чтобы продолжить работу над законопроектом.
В этом нет ничего удивительного. Польша расколота на части. На одной стороне находятся люди, выступающие за соблюдение прав человека, за свободу слова и Европу — они рады за писательницу Ольгу Токарчук (Olga Tokarczuk), получившую на днях Нобелевскую премию по литературе. На другой стороне — консервативные, националистические, ксенофобские силы, которые после недавней очередной победы партии «Право и справедливость» находятся на подъеме, а Токарчук они считают «антиполькой», ведь она осмеливается говорить о преступлениях, совершенных ее соотечественниками.
Сексуальное просвещение — это не только о сексе как действии
Прежде чем возрадуются те, кто постоянно пишет мне, что следовало бы «сначала побеспокоиться о Польше», прежде чем критиковать что-то в Германии, надо сказать, что аналогичные попытки борьбы с сексуальным просвещением все чаще предпринимаются и в Германии.
Правые и консервативные силы наряду с «гендерным безумием» охотно пользуются термином «ранняя сексуализация», за которым кроется страх, что дети или молодые люди, которые узнают, что существует такая вещь, как гомосексуальность, и что детей не приносит аист, тут же начнут набрасываться друг на друга. Тем самым они выражают не только странное недоверие к своей мнимой строгой гетеросексуальности, но и в первую очередь стремятся подавить сексуальное многообразие и свободу — а вместе с тем поставить под угрозу здоровье и безопасность. Ведь под сексуальном просвещением подразумеваются рассказы молодым людям не только о сексе, но и о менструации, венерических заболеваниях, сексуальном насилии.
В Польше есть школьный предмет под названием «подготовка к семейной жизни», который преподают, в частности, священники. Нетрудно себе представить, чему там можно научиться. Польская модель и автор просветительской книги Аня Рубик (Anja Rubik) рассказала в интервью нашему изданию, как молодые люди и девушки сообщали ей, что им известно о сексуальности: «они попадут в ад, если будут трогать себя», «когда у девушки месячные, ее матка плачет оттого, что внутри нее не растет ребенок».
Она тоже была среди участников акции протеста перед зданием Сейма. «Я не перестану бороться за сексуальное просвещение», заверила она.
Закрепощенность сама по себе не признак правых убеждений
В наше время есть стереотип, что люди, придерживающиеся правых убеждений, якобы все чопорные и закрепощенные. Что нацисты «боятся поглаживаний», как пели участники группы Die Ärzte в своей песне «Крик и любовь» (Schrei und Liebe). И да, иногда возникает ощущение, что они буквально умоляют, чтобы их воспринимали именно так.
Когда исследовательница Мадита Эминг (Madita Oeming) недавно объявила в Твиттере, что будет вести в университете семинары, посвященные порнографии, поднялась целая буря негодования. Среди инициаторов обнаружилась представительница партии «Альтернатива для Германии» Беатрикс фон Шторх (Beatrix von Storch), написавшая, в частности, в Твиттере: «Китайцы учат сотни миллионов инженеров и программистов, а в немецких университетах смотрят порнуху». Примечательно, кстати, что именно фон Шторх предложила «интересный» метод контрацепции: «Предохраняйтесь воздержанием».
И действительно, у правых идеологий всегда были проблемы со свободной сексуальностью. Клаус Тевеляйт (Klaus Theweleit) описал в своих «Мужских фантазиях», как фашисты в «панцирях» старались защититься от всего, что казалось им «слишком грязным», «слишком возбуждающим» и «слишком женским» («Любовь к женщинам и любовь к отечеству — две противоположности»).
В то же время верно и то, что закрепощенность сама по себе не является признаком правых убеждений, равно как и нельзя говорить, что все правые настроены «против секса». В своей книге «Политизация удовольствия» (Die Politisierung der Lust) историк Дагмар Херцог (Dagmar Herzog) описала, как рассказы о сексуальности способствуют росту самосознания в обществе и в то же время помогают формулировать воспоминания о других временах и служат для манипулирования. Так, среди участников протестов 1968 года времена национал-социализма и последующие два десятилетия считались временами сексуальных репрессий. Кстати, в одном из номеров нашего журнала за 1966 год было опубликовано фото Адольфа Гитлера с подписью «Сексуальный критик Гитлер».
Нацисты, конечно, выступают за определенные виды размножения
Нацисты, в принципе, ничего против секса не имеют, но хотят загнать сексуальность в определенные рамки, соответствующие их политическим представлениям. Дагмар Херцог пишет, что «Третий рейх можно описать как ужасающую попытку по управлению размножением»: гетеросексуальные арийцы без физических недостатков должны были размножаться между собой, другие же не имели на это права.
Правые и правые радикалы и сегодня противостоят не сексуальности в целом, а свободной, самоопределяющейся сексуальности — всему «квиру» и всему, что не связано с размножением.
Соответственно, нет ничего удивительного в том, что польская кампания по «защите детей и молодежи от сексуальной испорченности» была инициирована Ассоциацией противников абортов. Логично же, что те, кто хочет заставить женщин до конца выносить любую, даже начавшуюся при неблагоприятных обстоятельствах беременность, заинтересованы и в том, чтобы молодые люди имели как можно меньше представления о сексуальном самоопределении, — и делают вид, что в мире нет ничего другого, кроме гетеросексуальности. В Польше, к примеру, есть такие движения, участники которых выступают за объявление целых регионов «зонами, свободными от ЛГБТ».
Те, кто распространяет клише о нацистах, принципиально настроенных против секса, к сожалению, тем самым помогают правым и правым радикалам. Они не просто могут легко защититься, говоря, что выступают за определенные виды размножения. При этом еще и никоим образом не учитываются интересы тех, кто больше всех страдает от правой политики в области секса, — девушек, женщин и людей-«квиров».