Укрiнформ (Украина): Россия готовит новый «газовый ультиматум». Слухи или реальная угроза

Вынося на рассмотрение нормандской четверки требования по транзиту газа, РФ навредит сам себе. Украина должна этим воспользоваться

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Некоторые украинские эксперты, комментируя сообщения о российских «пакетных» газовых предложениях предостерегают от преждевременной паники. Другие же наоборот просят и украинских граждан, и власть как можно серьезнее отнестись к этим сигналам и подготовиться «держать удар».

Киев — Россия официально и полуофициально выдвигает все новые и новые условия проведения встречи глав государств в нормандском формате. Причем, большинство этих требований никак не касаются интересов «ЛДНР», не говоря уже о мирных жителях временно оккупированных украинских территорий, которых Путин якобы хочет защитить от возможных притеснений и преследований в случае возвращения захваченных районов под контроль Киева. Речь идет и о призыве «забыть обиды» и требование «простить» 22 миллиарда долларов, которые Украина хочет взыскать с Газпрома (почти 3 миллиарда долларов в пользу Нафтогаза по решению Стокгольмского арбитража, исковые претензии на 12 миллиарда долларов и 7 миллиарда долларов штрафа, наложенного Антимонопольным комитетом), и о кремлевских «поучениях» по достижению нашей страной параметров Третьего энергопакета ЕС. Кремль уже вбрасывал в информационное пространство все эти «идеи» по одной. А недавно появилась информация о якобы «пакетном» предложении Москвы к повестке дня предстоящей встречи. Речь идет о следующем:

1. «Полюбовное» урегулирования судебных споров между Газпромом и Нафтогазом, взаимный отказ от претензий и прекращение судебных разбирательств по контрактам на поставку и транзит российского газа, а также восстановление баланса кoммерческих интересов сторон;

2. Отмена решения Антимонопольного кoмитета Украины о взыскании с Газпрома штрафа за злоупотребление монопольным положением на украинском рынке транзита газа и «восстановление нарушенных имущественных прав кoмпании на Украине»;

3. Готовность Украины к прямым закупкам рoссийского газа с 2020 года и утверждение объемов такого импорта;

4. Обеспечение Киевом в рамках имплементации положений Третьего энергопакета ЕС реальной независимости национального регулятора и создание сертифицированного независимого газотранспортного оператора. Если Украина не успеет закончить эту работу до 1 января, Газпром «готов к продолжению на переходный период действующего транзитного контракта с учетом актуальных рыночных условий».

Должна ли наша страна соглашаться на такие предложения? На какие компромиссы можно пойти, чтобы не потерять поступления от газового транзита и — главное — отстоять при этом каждый важный для нас пункт будущего соглашения по деоккупации Донбасса?

«Мухи и котлеты — отдельно»: вопросы войны и газа надо разделить

Некоторые украинские политики и эксперты, комментируя сообщения о кремлевских «пакетных» газовых предложениях, — которое, кстати, активно тиражируют российские СМИ, — успокаивают, мол, без согласия украинской стороны эти вопросы в повестку дня «нормандской» встречи не попадут. И предостерегают от преждевременной паники. Другие же наоборот просят и украинских граждан, и власть как можно серьезнее отнестись к этим сигналам и подготовиться «держать удар».

Ведь попытки Кремля безосновательно расширить круг вопросов, которые вынесут на обсуждение глав государств, может свидетельствовать и о намерении максимально затянуть подготовку к встрече, или же полностью исключить ее (что уже понятно из последних заявлений официальных представителей Путина), и о надеждах на то, что, рассматривая десятки пунктов повестки дня, участники переговоров «заговорят» главные вопросы, связанные с возвращением Украине контроля над оккупированными РФ районами Донбасса.

При этом, тормозя «профильные» переговоры по газовому транзиту (при участии Украины, Евросоюза и России), Кремль делает все для того, чтобы у Киева не было другого выхода, кроме согласия на внесение «транзитного» вопроса в повестку дня встречи на высшем уровне. Тем более, что Украина заявляла об этом и раньше (прогнозируя деструктивные действия Кремля по блокированию трехсторонних газовых переговоров). Ведь все прекрасно понимают: речь идет не только об экономическом вопросе.

«Энергетическое» давление — одна из важных составляющих масштабной гибридной войны, развязанной Кремлем против нашей страны. Поэтому, как сообщил на днях министр иностранных дел Вадим Пристайко, участники нормандской встречи обязательно будут рассматривать «газовый» вопрос — но результаты этого обсуждения никак не отразятся на решении основной проблематики встречи: путей мирного урегулирования ситуации в Донбассе и реинтеграции оккупированных украинских территорий. То есть, ни о каких компромиссах вроде «транзит газа в обмен на ослабление украинской позиции на переговорах», речь идти не может. Экономические же условия транзита должны обсуждаться только на переговорах между субъектами хозяйствования при участии Еврокомиссии. Соответственно, в рамках трехсторонних переговоров будут подписываться и будущие контракты.

Вынося «газовый ультиматум» на встречу глав государств, Россия проигрывает

Пользователи соцсетей и эксперты обещают проконтролировать, чтобы власть соблюдала этих обещания. Тем более, что, по мнению аналитиков, вопрос газа — сфера, где у Украины сейчас гораздо лучшие позиции, чем у РФ. Москве же остается только «надувать щеки» и всячески затягивать решение этого вопроса. Один из инструментов в руках Кремля — ​​психологическое давление на Украину и Европу, в том числе — и путем вброса в прессу своих «идей», которые подаются словно свершившийся факт.

«Газовая игла», с одной стороны — важное оружие в руках Москвы, с другой — это Ахиллесова пята путинского режима», — говорит в комментарии Укринформу политолог, председатель Единого координационного центра «Донбасс» Олег Саакян. И поясняет: «В целом я скептически отношусь к тому, что российская сторона публично предложит такую ​​повестку дня для переговоров в нормандском формате. Эти темы фактически не касаются вопроса Востока Украины, горячей стадии конфликта, но, безусловно, они являются элементом российско-украинской войны. И для России невыгодно публично исходить из позиции скрытой войны („нас там нет"), выставляя себя активной стороной конфликта. Пусть даже и в «узком» энергетическом вопросе, привязывая его напрямую к агрессии на украинском Востоке и поиску путей ее прекращения». Тем более, что речь идет о сугубо деловом вопросе (что постоянно подчеркивает Москва). А в этой области все достаточно прозрачно. Поэтому любая попытка российской стороны «нагнать дыма» сразу же становится заметна и всем ясна. «Поэтому поле для гибридности существенно сужено. А там, где для Москвы нет возможности действовать гибридно, то есть исподтишка, нарушая правила и заявляя одновременно, что ни о каких нарушениях речи нет, у Украины есть все возможности привлекать Россию к ответственности», — считает Саакян.

Но если в Кремле все же решат играть «ва-банк», Украина, по мнению экспертов, должна действовать следующим образом:

1. «Не вестись» на провокации с объединением темы горячего конфликта и вопросов подписания газового контракта. Поскольку в таком случае Киев может потерять свои козыри.

2. Ни при каких обстоятельствах — ни на нормандских переговорах, ни на газовых переговорах в Брюсселе — не соглашаться на отказ от взаимных претензий. Ведь речь идет о разных вещах. С одной стороны, «высосанных из пальца» инсинуациях Газпрома, с другой, полностью обоснованных претензиях украинской стороны, по части из которых уже есть решения уважаемых международных судебных инстанций при хороших шансах добиться таких же решений и по другим искам. Единственная возможная уступка — рассрочка выплат.

3. Украине важно «продержаться» ближайшие месяцы. РФ крайне заинтересована, чтобы ее газ поставлялся в Европу. При этом ситуация с газопроводом «Северный поток — 2» все еще непонятна. Хотя Дания и согласовала прокладку «трубы» через свои территориальные воды, это решение вступит в силу только в конце ноября. Если же будет подготовлена обоснованная апелляция, процесс может затянуться на годы.

4. Даже в случае запуска СП-2 нужно время для налаживания транзита (не менее нескольких месяцев). Тем более, что возможности прокачки газа по этому маршруту ограничены — в частности, решением суда ЕС по иску Польши об ограничении допуска Газпрома к мощностям газопровода Opal. И это фактически делает невозможным полный отказ РФ от прокачки топлива через украинскую ГТС, тем более в зимний период.

5. Если Москва, чтобы «проучить» Украину, откажется от заключения транзитного контракта, речь пойдет о срыве части договоренностей Газпрома с европейскими потребителями. Невыполнение соглашений — это, с одной стороны, огромные штрафные санкции для российского газового монополиста, с другой — катализатор ускорения переориентации Европы на другие источники поставок «голубого топлива».

Обсудить
Рекомендуем