50 лет назад Вилли Брандт (Willy Brandt) перевернул взгляд демократического мира на Россию с ног на голову. Его «восточная политика» сделала возможными реалистичные отношения с Москвой. Впечатленные этим опытом, Ричард Никсон и Генри Киссинджер разработали собственную версию «политики разрядки». 40 лет назад она наладила отношения с Китаем и тем самым изменила всю мировую политику.
К настоящему моменту Европа осталась без лидера: пока Германия готовится к «жизни после Меркель», а Великобритания, сделав выбор в пользу Брексита, избавилась от необходимости геополитических размышлений на эту тему, президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует готовность мыслить долгосрочными категориями. Он постоянно поднимает вопрос о проблемах безопасности Европы и требует разработать «новую архитектуру безопасности между ЕС и Россией». Однако создание европейской архитектуры безопасности, в которую была бы интегрирована российская оборона, означала бы конец НАТО.
Недавний флирт Макрона с Владимиром Путиным, его провокационный диагноз «смерти мозга» Североатлантического альянса и высказанные вслух сомнения, что члены НАТО по-прежнему помнят о своих обязательствах по коллективной поддержке друг друга в случае конфликта — все это было проявлением его беспокойства, что американцы в случае возникновения нового кризиса в Европе не смогут поддержать ее.
Тем самым у Дональда Трампа появился шанс разработать новую «восточную политику» США — реалистичную, а не утопичную. Поскольку он не является ни идеологом, ни интервенционистом, ему следовало бы решиться на исторический шаг и пригласить Россию в НАТО. Путин же, в свою очередь, должен обязаться прекратить агрессию против Украины.
Инициируя новую «восточную политику», президент Трамп мог бы открыть новую главу в американо-российских отношениях и создать новый «альянс за мир» с участием России, в рамках которого американцы и русские сообща взяли бы на себя ответственность за европейскую безопасность. Кроме того, США тем самым начали бы процесс перераспределения баланса в глобальной системе безопасности.
Новый «альянс мира» в первую очередь означал бы трансформацию НАТО в трансатлантическую организацию безопасности от Владивостока до Лиссабона. Во-вторых, в таком случае стали бы возможными новые переговоры о ядерном разоружении. А в-третьих, оборонительный альянс, который объединил бы трансатлантические страны с Россией, помог бы налаживанию трехстороннего диалога между Вашингтоном, Москвой и Пекином, поскольку именно эти три ядерные державы несут особую ответственность за мир в XXI веке.
Как может выглядеть «альянс за мир»
Если президент США хочет повести этот новый альянс к успеху, потребуется смелая дипломатия с так называемым нормандским форматом. При этом обязательно должны выполняться Минские соглашения от 2015 года.
Президенту Украины Владимиру Зеленскому следовало бы подать сигнал, что Киев готов признать поглощение Крыма Россией в ответ на согласие России с воссоединением Донбасса с Украиной без придания ему особого статуса. Это открыло бы путь к отмене антироссийских санкций, а Россия смогла бы вернуться в «большую семерку», которая вновь стала бы «восьмеркой».
Новый «альянс за мир» возложил бы на Вашингтон и Москву совместную ответственность за европейскую безопасность, а также прописал бы принципы взаимного уважения, паритета и равноправия. Сам договор включал бы в себя все пункты договора НАТО, с которыми согласились бы члены нового альянса. Статья 5 была бы обязательна к исполнению для всех. Также договор должен включать в себя оговорку, позволяющую Вашингтону, Москве и всем европейским странам иметь разные мнения по вопросам безопасности за пределами Европы.
Брюссель остался бы столицей нового альянса безопасности, при этом в дополнение к нему можно было бы организовать вторую штаб-квартиру в России. Во главе каждой штаб-квартиры должен стоять американский или российский «четырехзвездный» генерал. Генеральным секретарем и далее остался бы европеец.
Создание нового «альянса безопасности» отвечало бы стратегическим интересам США, Европы и России: он укрепил бы Североатлантический блок, потому что Москва воспринималась бы не как противник, а как держава-гарант европейской безопасности, а «политика разрядки» между Вашингтоном и Москвой стала бы одновременно противовесом для сближения России с Китаем и заставила бы Пекин согласиться на трехсторонний диалог о ядерном разоружении.
Как Ричард Никсон когда-то помог миру сделать шаг вперед, начав «политику разрядки» в отношениях с Китаем, так и Дональд Трамп может сейчас начать новую «восточную политику» и сделать мир в XXI веке более мирным и безопасным.