С 16 по 25 августа по приглашению Информационного бюро Государственного совета Китая и Синьцзяна я отправился в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая в составе группы журналистов, которых пригласили посетить три крупных города: Урумчи, Аксу и Кашгар. Наш визит, оплаченный из китайского бюджета, был срежиссирован властями Синьцзяна, которые хотели убедить нас, что в Синьцзяне все хорошо.
Я прибыл в Урумчи 16 августа. С 17 по 19 августа мы посетили несколько лекций представителей Коммунистической партии, посвященных истории, религии и правозащитной практике Синьцзяна. На этих заседаниях китайские официальные лица, такие как Сюй Гуйсян (Xu Guixiang) и Ма Пинян (Ma Pinyan), зачитали официальный доклад по Синьцзяну («Белую книгу»), составленный правительством Китая.
На этих лекциях нам рассказывали, что уйгуры и другие мусульмане тюркского происхождения были переселенцами в этот регион, ислам был насильственно навязан им арабами и турками, а Синьцзян всегда был частью Китая. Во время поездки мы посетили Музей Синьцзян-Уйгурского автономного района в Урумчи, Музей Аксу и Музей Кашгара. С помощью этих музеев китайское правительство транслирует ту же идеологию, что и в «Белой книге»: Синьцзян исторически был китайским, уйгуры и другие тюркские мусульмане являются мигрантами, ислам — чужеземная религия, и его навязали уйгурам силой.
Вдобавок китайцы старались показать гостям, что из-за ислама в Синьцзяне появляется много проблем, поскольку он является источником экстремизма и терроризма. Чтобы решить эти проблемы, правительство Китая построило несколько «Центров профессиональной ориентации и обучения», на базе которых проводило дерадикализацию экстремистов.
20 августа принимающая сторона отправила нас в город Аксу, чтобы мы посетили Центр профессионального обучения округа Онсу. Здесь мы должны были встретиться с «экстремистами и террористами», которых Китай «дерадикализировал».
Однако, когда мы взяли интервью у «обучающихся» этих «Центров профессионального обучения», мы обнаружили, что они были не обучающимися, а заключенными, не террористами, а верующими мусульманами, которых вынудили отказаться от своей веры.
Их преступления заключались в том, что они исповедовали ислам, молились Аллаху, смотрели видео мусульманских проповедников в интернете, читали Священный Коран или статьи об исламе, писали об исламе, читали уйгурскую историю, носили хиджабы, употребляли халяльную пищу, хоронили своих покойников или женились в соответствии с исламом и проповедовали ислам своим родным.
Интервью, которые я записал и загрузил на свой канал в Ютубе, доказывают, что так называемые «Центры профессионального обучения» —это не школы, а концлагеря. Эти центры используются для массовой «промывки мозгов» тюрков-мусульман Китая, будь то уйгуры, казахи, киргизы, узбеки, татары и т. п. Их принуждают отказаться от ислама и своего тюркского национального самосознания и слиться с китайцами-ханьцами.
Пустые заявления
Хотя Китай утверждает, что он борется в Синьцзяне с «тремя пороками» — этническим сепаратизмом, терроризмом и религиозным экстремизмом, — на самом деле он борется с исламской идентичностью уйгуров, которая делает их отдельным народом, не тождественным китайцам-ханьцам.
Китай борется против разнообразия, которое в Синьцзяне представлено исламом. Он хочет уничтожить любые признаки ислама и полностью китаизировать провинцию, которая является важным узловым центром китайского проекта «Пояс и путь».
Китайцы-мусульмане Синьцзяна, которые не представляют сепаратистскую угрозу для Китая, подвергаются таким же испытаниям, как и уйгуры. Под предлогом борьбы с экстремизмом китайские власти объявили ислам экстремистской религией и не хотят, чтобы мусульманское сообщество присутствовало в центре их проекта нового шелкового пути, который простирается от Пекина до Азии, Африки и Европы.
Китайцы запретили проповедовать и исповедовать ислам в Синьцзяне, и всем государственным учреждениям было приказано бороться с любыми признаками религиозной практики («Постановление Синьцзяна о борьбе с экстремизмом», глава IV, статья 18).
Политика в отношении Синьцзяна
Китай рассматривает Синьцзян как оккупированную территорию, и его местное тюркское население считается врагами, которых следует ассимилировать или уничтожить. Власти Синьцзяна разрушают мечети, кладбища и древние исламские здания, а также любые признаки исламской цивилизации, которые только существуют.
Как сказал нам Ма Пинян во время лекций в Урумчи, китайское правительство хочет китаизировать ислам. Оно не хочет мириться с какими-либо признаками арабской или тюркской культуры у своих мусульман. Оно не хочет, чтобы они ежедневно молились, отказывались от алкоголя, чтобы женщины носили платки или вступали в брак в соответствии с Кораном.
Китаизация ислама прописана на законодательном уровне в «Положении о борьбе с растущим экстремизмом» в Синьцзяне (статья 4), а исповедовать ислам полностью запрещено («Постановление о борьбе с терроризмом», глава II, статья 9). Групповое чтение Корана, преподавание ислама детям, разговоры об исламе, хранение или чтение исламской литературы, ношение религиозной одежды, просмотр религиозных программ или пропаганда ислама в каком-либо смысле являются преступлением, наказуемым лишением свободы или длительным и болезненным «перевоспитанием» в «Центрах профессионального обучения».
Запрет соблюдения обрядов
Китайские власти запретили минареты, чтение азана (призыва к молитве), мечети с куполами, и если когда-либо будет построена новая мечеть, она должна быть оформлена в китайском архитектурном стиле, поскольку в соответствии с целенаправленной концепцией китайского правительства ислам должен подвергнуться китаизации и не должен иметь арабской или тюркской символики.
Правительство Китая массово колонизирует Синьцзян китайскими колонистами с 1950-х годов. Китайцев, доля которых среди всего населения в 1950-х годах составляла от 5 до 9%, в 2010 году здесь было уже 40%. Очень агрессивная колонизация продолжается и в наши дни, и ее главная цель — превратить мусульман в меньшинство.
Уйгуров, которых не арестовывают и не отправляют в концентрационные лагеря («Центры профессионального обучения») или тюрьмы, заставляют принимать в своих домах китайских переселенцев, которые день и ночь проводят в одном доме с мусульманскими семьями. Многих уйгурских мусульманок принуждают выходить замуж за китайских мужчин. Многим мусульманам не разрешают поститься во время Рамадана.
Мусульманским ресторанам запрещено отказываться от продажи алкоголя. Уйгуров, замеченных в пении исламских молитв, разлучают с их семьями, а детей забирают и воспитывают китайцы. Повсеместный страх, религиозные преследования и этническая ассимиляция, которую Китай проводит в Восточном Туркестане, равноценны культурному геноциду.
Однако в то время, когда весь мир является свидетелем массовых преследований тюрков-мусульман в Китае, мусульманский мир их игнорирует. К стыду мусульманского мира, 8 июля 2019 года около 22 немусульманских государств подписали письмо на имя президента Совета ООН по правам человека и Верховного комиссара ООН по правам человека, призывающее Китай остановить свою программу массового содержания под стражей в Синьцзяне.
Тогда как большинство мусульманских государств не подписали это письмо, около 20 мусульманских государств вошли в список из 37 стран, поддерживающих действия Китая в Синьцзяне.
В письме, подготовленном китайцами, говорилось следующее: «Мы ценим приверженность Китая открытости и прозрачности. Китай пригласил нескольких дипломатов, представителей международных организаций и журналистов в Синьцзян, чтобы они засвидетельствовали прогресс в деле защиты прав человека и результаты борьбы с терроризмом и дерадикализации в этом регионе. То, что они видели и слышали в Синьцзяне, полностью противоречило сообщениям средств массовой информации. Мы призываем представителей этих стран воздержаться от выдвижения необоснованных обвинений против Китая, основанных на неподтвержденной информации, прежде чем они посетят Синьцзян…»
Вернувшись из Синьцзяна я как мусульманский ученый и журналист хотел бы сказать мусульманскому миру, что «результатами контртеррористических и направленных на дерадикализацию» мер, которые Китай предпринимает в Синьцзяне, стал полный запрет ислама и массовые преследования мусульман.
Китай пригласил меня наряду с «несколькими дипломатами, представителями международных организаций и журналистами в Синьцзян, чтобы они засвидетельствовали прогресс в деле защиты прав человека и результаты борьбы с терроризмом и дерадикализации». Однако сделанные мной выводы говорят о том, что Китай преследует уйгуров лишь за то, что они исповедуют ислам и являются мусульманами.
В этом открытом письме я хотел бы призвать все мусульманские страны, подписавшие письмо в защиту Китая, пересмотреть свою позицию. Я готов свидетельствовать в любой части мусульманского мира о том, что Китай делает со своим мусульманским населением.
Что же делать?
Мусульманские страны должны пересмотреть свою позицию и призвать Китай немедленно прекратить преследование мусульман и ислама в Синьцзяне. Китай должен закрыть свои «Центры профессионального обучения», освободить религиозных и политических заключенных из тюрем и лагерей, отменить исламофобский и преступный «Закон деэкстремизации Синьцзян-Уйгурского автономного района», прекратить отправку китайских поселенцев в дома уйгуров и приказать всем частям государственного аппарата и органам остановить преследование мусульман.
Китай должен прекратить свою исламофобскую политику, направленную против мусульман, их религии, истории, культуры и образа жизни. Он должен остановить насильственную китаизацию тюркских народов (уйгуров, казахов, киргизов, узбеков, татар и т. д.), разрушение мечетей и исторических зданий.
Он должен позволить мусульманам Синьцзяна иметь паспорта, свободно въезжать в Китай и выезжать из него, призывать к молитве из своих мечетей, употреблять халяльную пищу, совершать хадж в Мекку и иметь возможность учить исламу своих детей.
Власти Синьцзяна должны внедрять мультикультурализм и принять уйгуров и других тюркских мусульман Китая как обычных граждан, равных коренным китайцам, а ислам — как одну из религий Китая. Китай должен проанализировать свою историю и принять ислам как неотъемлемую часть культуры Китая, а не как своего врага.
Выдвигая эти требования и напоминая Китаю о том, что мусульманский мир является очень важным для него клиентом, мусульманские страны должны потребовать защиты своих мусульманских братьев, которые в настоящее время подвергаются массовым преследованиям в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.