Россия по-прежнему отказывается признать, что это она сбила самолет над Украиной шесть лет назад. «Мы были готовы к подобному сценарию и здесь».
Почти шесть лет назад, летом 2014 года, над Украиной сбили малайзийский пассажирский самолет. Погибли почти 300 человек. Никто не взял на себя ответственность за катастрофу в тот июльский день, хотя есть подозрения, что за ней стоит Россия.
Сегодня иранские лидеры признали, что по ошибке сбили украинский самолет.
«Это резко контрастирует с тем, как Россия спустя шесть лет и после бесчисленных расследований до сих пор утверждает, что не сбивала самолет. Мы были готовы к подобному же сценарию и здесь. Но сейчас семьи пострадавших по крайней мере смогут оставить произошедшее позади», — написал в Твиттере Ник Уотерс (Nick Waters), один из экспертов Bellingcat.
Потеря престижа
Профессор Норвежского университета естественных и технических наук Ю Якобсен (Jo Jakobsen) считает признание Ирана одновременно неожиданным и понятным.
«Это неожиданно, потому что обычно Иран не признает ошибок. Но иранцы, вероятно, поняли, что если будут и дальше все отрицать, это вызовет дополнительные проблемы с Украиной, Швецией и Канадой. И США», — говорит Якобсен.
Иранские власти практически никогда не признают, что допустили ошибку. Но в этот раз из-за видеозаписи, которая свидетельствует, что самолет действительно был сбит, вину было трудно отрицать. Как и то, что до этого с самолетом все было в порядке.
«Поначалу Иран все отрицал и пытался замести следы. Но потом иранцы, видимо, поняли, что им грозит масса проблем в будущем. Особенно дипломатических и связанных с престижем. Поэтому они и решили, что проще признаться, — говорит Якобсен. — Они, вероятно, взвесили все плюсы и минусы и в итоге решили выложить все карты на стол, чтобы немного облегчить давление на себя».
Опасная ситуация
По мнению профессора, авария самолета свидетельствует, насколько высоки риски, когда политическая ситуация между США и Ираном так накалена, как в последние несколько недель.
«В таких ситуациях могут происходить подобные вещи. Все в напряжении и ужасно нервничают. В то же время иранцы возлагают вину на США: да, Иран совершил ужасную ошибку, но их спровоцировали американцы и неспокойная обстановка», — говорит Якобсен.
Ему очень интересно, продолжит ли Иран придерживаться этого нового открытого курса.
«Будет очень интересно увидеть, в какой мере они привлекут к расследованию Канаду, Украину и Швецию, но едва ли стоит ожидать стопроцентной открытости», — говорит Якобсен.
Режим укрепился
Профессор сомневается, что признание Ираном ошибки как-то скажется на его конфликте с США.
«Прямо сейчас ситуация немного успокоилась, но основной конфликт между странами продолжается, и ничего не решено. Авиакатастрофа служит жестоким примером того, что может произойти при таком уровне напряженности», — говорит Якобсен.
А конфликт между США и Ираном очень значителен. Пока, считает Якобсен, он идет на пользу иранскому религиозному режиму и укрепляет его.
О столкновении США с Ираном после ликвидации Касема Сулеймани слушайте наш подкаст
«Спонсор терроризма» vs «кровожадный дьявол». Третья мировая близко?
«Иранские власти очень усилили свои позиции после нелегкого для них периода, когда в конце прошлого года люди в стране выходили на демонстрации. Сейчас же иранцы сплотились против общего внешнего врага — большого страшного волка США».
Конфликты будут и дальше
По словам Якобсена, в 2020 году стоит ждать от иранцев активной деятельности.
«Они будут использовать своих союзников в регионе: шиитское ополчение в Ираке, Хезболлу в Ливане и хуситов в Йемене. Все они — союзники Ирана, но когда они предпринимают какие-то действия, их довольно сложно связать непосредственно с этой страной. Иранцы же должны показать, что давление, которое на них оказывается, будет иметь последствия для американцев, — говорит Якобсен. — Вопрос в том, как американцы на это ответят. Так что суть конфликта между двумя странами — та же, что и в 2019 году. Ничего не изменилось».
Поэтому в 2020 году миру еще предстоит в страхе затаивать дыхание.
«Многое может пойти не так. Иран захочет выйти из-под давления и совершенно не заинтересован делать то, что ему говорят США, то есть уходить из Сирии, Ирака и Йемена. Так что в будущем это тоже еще вызовет кризисы», — говорит Якобсен.