Президент долго думал перед тем, как начать представлять план действий для «возвращения Республики». На протяжении нескольких месяцев он общался с интеллектуалами в частном порядке и проводил собрания, откладывая день выступления. «Я принял много мер предосторожности. Мне хотелось избежать упрощений», — отметил Эммануэль Макрон, выступая во вторник перед лидерами общественных организаций в эльзасском городке Мюлузе. На этот раз время пришло.
Место было выбрано не случайно. Мюлуз представляет собой космополитическую метрополию, где все сильнее дает о себе знать коммунитаризм. «Есть школьники, которые отказываются пожать руку товарищам, и семьи, которые покупают медицинские справки, чтобы их дети не ходили в бассейн», — подчеркнул президент.
Выслушав ряд свидетельств, глава государства повысил тон на последовавшей пресс-конференции. «Наш враг — сепаратизм», бич, который подталкивает некоторых французов к тому, чтобы отгораживаться стенами от остального населения, заявил Макрон. «Нельзя допустить, чтобы законы религии стояли выше законов Республики, или чтобы дети не ходили учиться из-за веры». «Исламистский сепаратизм несовместим с неделимостью Республики», — резко отметил президент.
При этом он больше не собирается осуждать «коммунитаризм» как таковой. Его представления и словарный запас стали другими. «Мне не по душе слово «коммунитаризм», — признает он. «Эти группы добавляются к Республике, они совместимы с ней», — уверен президент.
Собрание за закрытыми дверями
«Множественность идентичностей возможна при соблюдении законов Республики», — заявил он на состоявшейся встрече с жителями городка. С теорией все ясно. Но как вернуть потерянную территорию? Как ответить на обвинения оппозиционеров, которые обвиняют главу государства в том, что он ограничивается словами?
В ответ Эммануэль Макрон обещает покончить с системой «приглашенных имамов»: 300 имамов каждый год отправляют во Францию. Вместо них государству нужны имамы, которые говорят на французским языке и обучались во Франции. Он также обещает покончить в сентябре 2020 года с системой обучения языку и культуре, которое ведется иностранными, в частности турецкими преподавателями. Закрытие нарушающих закон школ и религиозных объектов будет продолжено, добавил президент.
Объявленные меры главы государства
До настоящего времени ученики французских школ и профессиональных училищ учили язык своей родной страны по системе Elco. С 1977 года был подписан ряд двусторонних соглашений с рядом стран, в частности с Турцией, Испанией, Италией, Португалией, Сербией, Алжиром, Тунисом, Марокко и Хорватией. Президент отмечает, что в последнее время все больше преподавателей, направляемых по программе во Францию, не говорят по-французски, а Министерство образования не может контролировать содержание их уроков. Никаких отношения между ними и французской образовательной системой не предусматривалось. Президент считает такое положение дел неприемлемым (в первую очередь это касается учителей из Турции).
Он считает, что систему следует попросту упразднить. И заменить другой. В сентябре 2020 года Elco перестанет работать, уступив место международной системе обучения иностранных языков (EIL): преподаватели должны будут всегда говорить по-французски, и их работу можно будет проверить. С реформой согласились все страны, за исключением Турции. Если она не изменит позицию, занятия будут вести французские учителя.
Эммануэль Макрон также сообщил, что Франция постепенно перестанет принимать имамов из других стран, в частности из Турции и Алжира, параллельно увеличивая число имамов, подготовленных во Франции. Он также сказал, что Франция больше не будет принимать 300 проповедников, которые приезжают ежегодно во время Рамадана.