«Тайный мир». В нем найдутся все ответы. Это ключ к успеху финских спортсменов.
Звучит загадочно. Но Марко Малвела (Marko Malvela) говорит, что речь идет преимущественно о биологии и неврологии. А также об изобретательности и творческом подходе. Но давайте вернемся к этому «тайному миру» позже. Сначала нужно узнать, почему тренировки Малвела сильно отличаются от подхода других тренеров.
«Ну, давайте начнем со всей этой философской чепухи. Все началось с „поиска своей души". Я понял, что стал заложником машинной логики, как и большинство тренеров», — рассказывает Малвела.
В 2004 году на Марко Малвела снизошло озарение. Он понял, что его работа со спортсменами не приносит результатов. Малвела, тренер по плаванию, следовал знакомой схеме, которой принято следовать в большом спорте. Он составлял подробные программы тренировок, преподносил себя то как строгого и требовательного мастера, то как дружелюбного учителя. Делал все так, как и было нужно. Только вот результатов не было.
«Я понял, что так нам результатов не добиться. На Олимпиаде в Афинах я осознал, что финские спортсмены со своими ресурсами просто не могут показывать те же результаты, что и спортсмены из США, Австралии, России или Германии. Мы не можем следовать этой машинной логике. Нам все нужно делать иначе», — рассказывает Марко Малвела о мыслях, которые его однажды посетили.
В тот год Олимпиады Малвела отправился на корпоративный тренинг и узнал о постмодернистских методах и мышлении.
«И тогда у меня появилась та мысль. Всегда, когда мне говорят, что нужно поступать определенным образом, у меня появляется протестный дух, хочется показать всем средний палец. Почему мне нужно поступать так же? А что, если я поступлю иначе?»
Малвела решил не усмирять свой протестный дух. Он начал все делать иначе.
«И пока это вполне хорошо работает», — говорит Малвела с улыбкой.
Если бы принципы тренерской работы разрабатывались сейчас
Машина. Так мы, как считает Малвела, представляем себе спортсмена. Причина тому — история тренерской работы.
«Научный подход к тренерской работе появился в начале 1900-х годов, когда представления обо всех методах тренерской работы еще были довольно неполными. И, конечно, остаются таковыми до сих пор. Но тогда нас воспринимали именно как машину. Были аэробные и анаэробные нагрузки, теории о сверхвосстановлении, мы постоянно это изучали. Был бихевиоризм и все остальные довольно механистические подходы», — объясняет Малвела.
По его словам, в современном профессиональном спорте по-прежнему используется та же культура, которая появилась в начале прошлого столетия и превратилась в систему тренерской работы в 1970-е годы.
«Если бы научный подход к тренерской работе разрабатывали сейчас, и мы опирались бы на то, что знаем, к примеру, о мозге и нервной системе, у тренеров была бы совсем другая подготовка», — говорит Марко Малвела.
А сейчас давайте приблизимся к тому «тайному миру», о котором мы говорили в начале статьи. Нет-нет, путь к «тайному миру» — это не какая-нибудь чепуха или псевдонаука.
«Путь в этот „тайный мир" открывает неврология. У нас есть чутье. Возьмем, к примеру, умение забивать гол. Игрока нельзя научить непосредственно забивать гол, как и вратаря — отбивать мяч. Эти процессы происходят на каком-то другом, интуитивном уровне, — рассказывает Малвела. — Я знаю, что такое физиология. Я знаю принципы физических тренировок. Я их знаю и могу отложить их на дальнюю полку, чтобы сосредоточиться на совершенно других, высвобождающих энергию и раскрепощающих человека, методах».
Марко Малвела предлагает своим подопечным множество необычных методов. Пловец Ари-Пекка Лиукконен (Ari-Pekka Liukkonen) изображал в бассейне хищную рыбу, которая преследовала заброшенную Малвела блесну. Йере Хорд (Jere Hård) читал перед соревнованиями детские сказки.
И достижения появились. Лиукконен, Хорд и Мимоса Яллов (Mimosa Jallow), тренировавшиеся у Марко Малвела, взяли медали на чемпионатах Европы. Малвела вывел на уровень престижных международных соревнований около 20 спортсменов.
«В итоге смысл все же находится»
Конечно, тренировки Малвела подойдут не всем. Некоторым потребуется время, чтобы привыкнуть. А как еще реагировать спортсмену, которому на тренировке рассказывают о моделях поведения пчел или обезьян?
«Спортсмены, которые меня знают, относятся к таким тренировкам спокойно. Ну, по крайней мере, слушаются», — смеется Марко Малвела.
«Но если я начинаю заниматься с новым спортсменом или группой и предлагаю что-то уж совсем радикальное, конечно, вначале все удивляются. Это же бессмыслица. Нужно немного потерпеть, в итоге смысл все же находится», — говорит Малвела.
Спортсменов не водят за нос
«Например, эти рассуждения о моделях поведения пчел или о том, как взаимодействуют млекопитающие, основываются на том, что неврология и биология способны четко показать: мы действуем по схожим принципам, собираемся в стадо, получаем сигналы друг от друга. Ничего удивительного в этом нет».
Малвела удивлен лишь тем, что в спорте этот подход не применялся раньше.
«Эта информация стала использоваться применительно к человеку только в последнее десятилетие».
Итак, методы Марко Малвела действительно продуктивны. Тогда почему финская система спортивных тренировок из года в год не меняется?
«Конечно, мы все еще остаемся приверженцами традиционных моделей. Опираемся на физиологию, биомеханику, бихевиоризм, социологию. В спортивном мире нас все еще считают заложниками нервной системы. Но ситуация постепенно меняется. В Австралии и США уже появляются труды с учетом новых методов. Готов поспорить, что в командных видах спорта, которые финансируются больше, на каком-то этапе будет проведено больше работы в этом направлении».
«Похороны» спортсмена привели к успеху
Черный юмор. Один из методов Марко Малвела помочь спортсмену. Недавний пример — тренировки в декабре 2019 года. Чемпионат Европы по плаванию тогда проходил в Глазго. Тогда Малвела смотрел соревнования, сидя дома на диване, потому что у его сына был выпускной в школе.
Один из подопечных Марко Малвела выступил на соревнованиях очень плохо.
«Один пловец — не будем говорить конкретно, кто, но это был Теему Вуорела (Teemu Vuorela) — выступил на соревнованиях плохо. У него началась небольшая депрессия, он начал думать, что в спорте у него ничего не получится», — рассказывает Малвела.
Марко Малвела начал думать, как же он может вытащить Вуорела из «душевного болота». У него было мало времени: в понедельник спортсмены возвращались из Шотландии домой, и уже в четверг им предстояло выступить на Чемпионате Финляндии.
«Я как раз посмотрел документальный фильм о соул-исполнителе Тедди Пендерграссе (Teddy Pendergrass), которого парализовало после автокатастрофы в 1980-е годы. Певец впал в депрессию и был близок к суициду. Тогда близкие организовали Пендерграссу „похороны": певца вынесли в центр зала под тканью, и друзья подходили к нему попрощаться. После этого Тедди взбодрился, записал еще несколько дисков и вернулся на олимп соул-музыки».
У Марко Малвела родилась блестящая идея.
«Я задумался, можно ли будет такое устроить для Теему. Я подумал еще раз, могу ли я… и решил, что могу. Своим плохим вкусом всегда надо пользоваться!»
Малвела начал подготовку. Он разделил своих подопечных на три группы, и у каждого была на «похоронах» своя роль.
«Одна группа играла друзей-спортсменов. Другая группа из трех человек символизировала „женщин в жизни Теему" — жену, девушку и мать», — рассказывает Малвела.
«В третьей группе были боги: бог-громовержец, Вяйнямёйнен и черт». (Вяйнямёйнен — главный герой карело-финского эпоса «Калевала», прим. перев.)
Теему Вуорела думал, что идет в бассейн на тренировку, но Малвела отвел его в зал, где все уже было подготовлено. Тренер сказал пловцу, что ему нужно лечь на пол. Вуорела не понял, что происходит.
«Я зажег свечи и накрыл Вуорела тканью. Потом к нему по очереди подошли все группы», — рассказывает Малвела.
«Женщины в жизни Теему» начали спорить и драться за наследство, друзья-спортсмены разбирали вещи Вуорела и шутили о том, каким он был товарищем.
«Потом пришли боги, чтобы решить, куда попадет Вуорела, на небеса или в ад», — со смехом рассказывает Малвела.
«Похороны» прошли успешно. Через три дня начался Чемпионат Финляндии по плаванию. И на нем произошло чудо.
«Вуорела показал свой лучший результат, чуть не побил рекорд Яни Сиевинена (Jani Sievinen) в заплыве на 100 метров. Улучшил свои показатели на несколько секунд. Стал совсем другим человеком — не то, что неделю назад. Черный юмор помог. Ну, по крайней мере, в этот раз», — усмехается Марко Малвела.