Le Monde (Франция): ливийский маршал Хафтар заключает альянс с сирийским режимом

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Формирование оси между Дамаском и ливийским маршалом Хафтаром, с точки зрения автора, - это эскалация внешнего вмешательства в Ливии. Некоторые обозреватели утверждают, что кампанию в Ливии якобы следует рассматривать как этап выполнения российской стратегии. Смысл этой стратегии - проникновение в Африку.

Все это является показателем интернационализации войны в Ливии. И признаком растущего переплетения сирийского и ливийского конфликтов с серьезными последствиями для региональной геополитики. Формируется новая ось: Дамаск-Бенгази. 3 марта восточно-ливийское правительство, которое не признано международным сообществом и поддерживает маршала Халифу Хафтара, вновь открыло ливийское посольство в Дамаске (закрыто с 2012 года).

Делегация высокопоставленных представителей расположенного в Эль-Байде (неподалеку от Бенгази, оплота маршала Хафтара) правительства присутствовала на мероприятии, которое торжественно представило державшиеся до того в тайне отношения, мотивированные общей враждебностью к Турции. Как пишет информагентство режима Башара Асада САНА, ливийские делегаты и их сирийские партнеры обязались совместно дать отпор «агрессии Турции против двух стран».

Ось Дамаск-Бенгази представляет собой новый шаг к возвращению режима Башара Асада на арабскую дипломатическую сцену и призвана стать ответом на альянс Анкары и Триполи. Тот позволил правительству национального единства Фаиза Сараджа, которое находится в столице Триполи и признается международным сообществом, дать опор наступлению маршала Хафтара, стартовавшего весной 2019 года при поддержке ОАЭ, Саудовской Аравии, Египта и России. Помимо военной техники (в частности систем ПВО), Анкара переправила в Триполи порядка 3 000 сирийских боевиков из рядов противников Асада.

Зарождающаяся связь

Таким образом, уже существующая эскалация иностранных вмешательств принимает новый оборот с вступлением в игру Дамаска.

В силу договоренности с Хафтаром сирийская власть по факту сближается с просаудовским лагерем на Ближнем Востоке, который помогает ливийскому маршалу. Сначала Саудовская Аравия и ОАЭ были сторонниками восстания против Асада, поскольку видели в нем способ ослабить Иран, но впоследствии дистанцировались от мятежников. В декабре 2018 года Абу-Даби вновь открыл посольство в Дамаске, а некоторое время спустя этому примеру последовал Бахрейн.

«Вот уже несколько лет одобренная Каиром и Абу-Даби пропаганда не критикует Асада, — подчеркивает Джалел Харшави (Jalel Harchaoui) из Нидерландского института международных отношений. — Он периодически появляется как почетная фигура в связи с его борьбой против „Братьев-мусульман"*. На протяжении последних двух-трех лет то же самое можно сказать и о пропаганде Хафтара: Асад — положительная личность, потому что вступил в смертельную борьбу с политическим исламом».

На самом деле ось Дамаск-Бенгази начала формироваться еще около двух лет назад. Осенью 2018 года американское посольство в Ливии обратилось к Министерству иностранных дел Триполи по поводу приземления в Бенгази самолетов из Дамаска. Американцы потребовали запрета этих полетов сирийской авиакомпании Cham Wings, которая, как считалось, была собственностью двоюродного брата Башара Асада Рами Маклуфа. «Монд» удалось ознакомиться с этим запросом американского представительства, который был направлен в конфиденциальном письме в МИД и МВД Триполи 7 октября 2018 года.

С учетом раскола в Ливии (у Триполи нет никакого влияния на Бенгази), требования США ни к чему не привели. Тем не менее они указали на зарождавшуюся связь, которая с тех пор только укрепилась. «Нам известно о существовании более интенсивного воздушного сообщения между Сирией и Бенгази», — отметил в конце декабря 2019 года бывший спецпредставитель ООН по Сирии Гасан Саламе. При этом он отметил, что ему не известно, что находится на борту этих самолетов.

По словам независимого военного эксперта, частота полетов между Сирией и Бенгази выросла в среднем с одного рейса в месяц до одного-двух в неделю, то есть больше, чем в четыре раза. Одна половина полетов обычно приходится на маршрут Дамаск-Бенгази, а вторая связывает Бенгази с российской военной базой в Латакии (северо-запад Сирии).

В середине февраля близкий к оппозиции сирийский сайт Damascus Voice сообщил, что российские военные вербуют в Гуте (пригород Дамаска) сирийцев для сил Хафтара в Ливии. Другой источник говорил об аналогичной кампании в провинции Эс-Сувайда, оплоте сирийских друзов. Добровольцев заманивали зарплатами от 800 до 1 500 долларов.

Африканская стратегия

В настоящий момент не существует весомых доказательств присутствия в Ливии сражающихся за Хафтара сирийских наемников. Как бы то ни было, осведомленные источники утверждают, что прибывшие из Дамаска и Латакии сирийцы уже влились в ряды маршала. Сколько их? «Около 300», — уверяет уже доказавший свою надежность источник. По другим оценкам, их намного больше.

По словам одного источника, все началось с вербовки «Вагнером» (российская ЧВК, работающая на Хафтара) молодых сирийцев в качестве фиксеров в 2018 году. На протяжении последних нескольких недель говорят о прибытии в Бенгази 1 500 человек, хорошо подготовленных сирийских спецназовцев, чья отправка была согласована с Али Мамлуком» (глава сирийских спецслужб).

Как утверждает источник со связями в Триполи, появление этих людей связано с относительным отходом в тень бойцов «Вагнера» после попытки Москвы добиться перемирия в середине января. «С тех пор русских на юге столицы заменяют сирийские боевики и люди Асада. Силы Триполи перехватили переговоры на сирийском диалекте».

К тому же, формирующаяся ось Сирия-Бенгази объясняется стратегией Москвы в Африке. В такой перспективе Бенгази играет роль платформы для движения на юг, в частности в такие страны как ЦАР, где действует «Вагнер». Об операции стало известно в феврале 2018 года, когда вышедшее из Новороссийска под панамским флагом грузовое судно «Урал», которое везло на борту оборудование для военных лагерей и, вероятно, оружие, было вынуждено зайти в тунисский порт Сфакс из-за аварии. Стало известно, что груз должны были переправить в ЦАР через Камерун. Когда «Урал» зашел в Бенгази, то погасил свой электронный маячок. «Ливию следует рассматривать как этап в российской логистической цепочке в Африке», — отмечает один международный обозреватель.

* террористическая организация запрещена в РФ

Обсудить
Рекомендуем