Крымские игры Кремля: в чем риски для Украины (Апостроф, Украина)

Москва пытается подорвать международную поддержку нашей страны

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Энергетическая и водная блокада Крыма, регулярные антироссийские акции на площадках ООН, — все это автор считает законными дипломатическими шагами Украины в ответ на «аннексию» Россией Крыма. В пропагандистском угаре он договаривается до того, что проведение Парада Победы в Москве — это едва ли не демонстрация готовности России к вторжению на Украину.

Год назад Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) с подачи Германии и Франции проголосовала за снятие политических санкции с российской делегации, введенных за аннексию Крыма. Москве вернули право голоса в организации без каких-либо встречных шагов со стороны Кремля по оккупированным украинским территориям, что вызвало гневную реакцию официального Киева и его ближайших союзников.

Хотя пандемия коронавируса внесла некоторые коррективы, россияне продолжают «дипломатическое наступление», пытаясь дискредитировать Украину и подорвать международную поддержку нашей страны. Тактически россиян интересуют, прежде всего, «особый статус» для ОРДЛО, вписанный в Конституцию Украины, а также снятие водной блокады с оккупированного полуострова. «Апостроф» выяснял, какие именно средства политического давления Москва использует, чтобы добиться желаемого.

Активизация «Штайнмайера»

В начале июля состоялась встреча политических советников государств-участников «нормандского формата»: Украины, России, Германии и Франции. Согласно официальным данным, Киев на переговорах представляли глава президентского офиса Андрей Ермак и министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников. Кремль представлял замглавы администрации президента России Дмитрий Козак.

По итогу встречи офис президента Владимира Зеленского ограничился общими фразами о том, в Берлине Украина, Франция и Германия продемонстрировали готовность приложить максимум усилий для выполнения договоренностей «нормандской четверки», достигнутых в Париже в прошлом году, а российская сторона взяла паузу.

Как выяснили журналисты немецкого издания Der Spiegel, кремлевские эмиссары потребовали от украинских властей не позднее 6 июля представить Трехсторонней контактной группе в Минске проект изменений в Конституцию, предполагающий предоставление «особого статуса» для ОРДЛО. Также в Москве хотят, чтобы Киев как можно скорее перешел к практической реализации так называемой «формулы Штайнмайера», согласие на которую было одним из условий проведения прошлогоднего саммита «нормандской четверки» в Париже.

В качестве «компенсации» российская делегация предложила провести очередной обмен «удерживаемыми лицами», предложив Киеву согласовать с боевиками соответствующий список пленников.

Москва, оказывая давление на Киев, формально прикрывается совместной декларацией участников «нормандской четверки», которая была принята по итогам парижского саммита в декабре прошлого года. Офис президента Зеленского, в числе прочего, обязался включить «формулу Штайнмайера» в отечественное законодательство, напомнил в беседе с «Апострофом» руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.

«Нынешние претензии российских переговорщиков могут говорить о том, что команда Зеленского пересмотрела свое отношение к формуле Штайнмайера. Надеюсь, на Банковой сообразили, что они совершили ошибку, согласившись на нее. Но у России на руках имеется меморандум саммита в Париже, по которым стоит подпись украинской стороны. Кремль будет требовать выполнения предыдущих договоренностей. Ситуацию несколько спасает то, что Германия и Франция заняты преодолением последствий пандемии коронавируса, а также проблемами в отношениях в США. Их отношение к конституционным изменениями и особому статусу будет нейтральным, хотя в прошлом году позицию Парижа и Берлина по этому вопросу была скорей нейтрально-негативной для нас», — отметил Виталий Бала.

«Водные права» крымчан

Выбивая существенные уступки по Донбассу, Кремль одновременно пытается дискредитировать Украину на различных международных площадках. В прошлом месяце так называемый «вице-премьер Крыма» Георгий Мурадов выступил в режиме видео-конференции на заседании 43-й сессии Совета по правам человека ООН в Женеве. Там он призвал ООН «расследовать» водную и энергетическую блокаду оккупированного полуострова со стороны Киева.

Москва постоянно пытается провести на такие заседания очередных «представителей Крыма», но в случае с господином Мурадовым картина выглядит несколько иной. Его вторая должность — «представитель» оккупационной администрации Крыма при российском президенте Владимире Путине. До аннексии Крыма Георгий Мурадов работал на дипломатических должностях, в том числе курировал «гуманитарные проекты» в рамках Россотрудничества.

Формально Мурадов является замом оккупационного «главы республики» Сергея Аксенова, но по факту он — более весомая для Москвы фигура, нежели верхушка крымских коллаборационистов. Все время с аннексии Крыма Георгий Мурадов занимается именно внешнеполитическими спецоперациями, проталкивая «российский» Крым в международных организациях. Соответственно, его публичные заявления могут частью кремлевской дипломатической игры против нашей страны.

Во-первых, Москва переводит стрелки, обвиняя Киев в собственных преступлениях. В том числе в массовых нарушениях прав человека. Такое поведение является типичным для агрессоров и нарушителей международного права.

Легализация коллаборационистов

На то, что речь идет именно о скоординированной операции Кремля в ООН, указывает тот факт, что за месяц до выступления Георгия Мурадова в международную организацию обратилась и бывший «прокурор» аннексированного Крыма, а ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская. В письме на имя Верховного комиссара ООН по правам человека она потребовала разобраться с официальным Киевом, который якобы «нарушает права крымчан», отказывая в поставках воды из Днепра.

Во-вторых, Кремль подобными заявлениями пытается напомнить о водной проблеме полуострова в выгодном для себя ключе, одновременно представив Мурадова, Поклонскую и их коллег как бы «полноценными» участниками политического процесса.

«Выступления представителей российской „власти‟ Крыма или письма Натальи Поклонской в международные инстанции — это своего рода попытка добиться некой политической легализации так называемых „властей‟ аннексированного Крыма. Причем совершенно без расчета на то, что официальные структуры ООН ответят на их обращения. Такие заявления нацелены на российских приспешников в Европе, чтобы они использовали их в своих заявлениях, которые в свою очередь можно прокрутить на медиа-площадках, контролируемых Кремлем», — пояснил «Апострофу» политический эксперт, директор организации «Евразийская демократическая инициатива» Питер Залмаев.

Сигнал для воздержавшихся

В-третьих, россияне, оказывая давление на Киев в рамках «нормандского формата», развивают успех, которого они добились в прошлом году в ПАСЕ. Тогда по инициативе Парижа и Берлина с Москвы сняли политические санкции без каких-либо уступок по Крыму. Хотя именно оккупация и последующая аннексия украинского полуострова стали основаниями для того, чтобы лишить российскую делегацию права голоса на заседаниях ассамблеи.

«Позиция Парижа и Берлина по российской делегации в ПАСЕ была такой, что, мол, давайте пойдем навстречу россиянам — и Кремль в ответ будет „хорошо себя вести‟. Последний год показал, что такой подход не сработал, российская политика не изменилась. Владимир Путин пошел на „обнуление‟ президентских сроков, ситуация в оккупированном Крыму и ОРДЛО не меняется. История со снятием санкций в ПАСЕ лишний раз убедила российскую власть, что с Кремлем все равно будут считаться, поэтому можно и далее гнуть свою линию, демонстративно игнорируя требования цивилизованного сообщества», — пояснил в комментарии «Апострофу» глава Института международной политики Евгений Магда.

МИД Украины, пусть и со скрипом, пытается использовать против Кремля международно-правовые инструменты, но россияне все равно идут на шаг-два вперед. Просто потому, что инициатива всегда на стороне нападающего. Кремль отлично помнит, что Запад не стал вводить против Москвы новые санкции за открытую атаку на украинских моряков в конце 2018 года.

Заявлениями, что Киев якобы «ущемляет» права жителей Крыма или Донбасса российские дипломаты и политики пытаются воздействовать на ту часть государств-участников ООН, которые обычно воздерживаются при голосовании «украинских» резолюций. В среднем около 65-70 государств голосуют в поддержку Киева, 18-20 (Россия, КНДР, Зимбабве, Венесуэла) выступают против, и еще около 60-70 делегаций воздерживаются.

«Мир не является украиноцетричным. Государства — члены ООН могут иметь собственные интересы, и не поддерживать Киев. В том числе, воздерживаясь при голосовании „крымских‟ резолюций. Причины таких действий кроются в стратегических интересах конкретных государств. Например, у Китая непростая ситуация с Тибетом, поэтому китайцы не могут голосовать за документы, которые все „осуждают‟. С другими государствами, которые „воздерживаются‟, может быть аналогичная ситуация. В этом контексте проблема нашей дипломатии заключается в том, что мы не можем четко определить перечень наших интересов и перечень „красных линий‟, через которые мы не перейдем», — добавил Евгений Магда.

Крымская «бомба»: когда ждать взрыва?

Администрация российского президента «бомбит» руководство ООН подобными заявлениями с целью свести обсуждение крымской проблемы к дебатам вокруг второстепенных деталей. Они хотят говорить о воде, электричестве, транспорте, международном туризме в Крым, которого сейчас нет по понятным причинам. Россияне специально делают вид, словно эти проблемы либо возникли «сами по себе», либо же «по вине Украины», а не вследствие кремлевской оккупации.

Претензии Кремля по поводу «особого статуса» для ОРДЛО, постоянные требования дать крымчанам воду без вывода с полуострова оккупационной армии, а также демонстрационная милитаризация оккупированных территорий и недавние военные парады в самой России могут указывать на подготовку Кремля к открытому вторжению на Украину.

«Бряцание оружие и парады в российских городах — сигнал, прежде всего, направленный на внешних игроков. Кремль показывает, что и далее намерен, если не открыто воевать, но угрожать своим соседям. Открыто задействовать регулярную армию против Украины (в том числе, чтобы разблокировать Крым) для Владимира Путина будет крайне проблематично. По крайней мере пока он к такому сценарию не готов, но никто, включая самого российского президента, не знает, как изменится ситуация в ближайшем будущем», — сказал в комментарии «Апострофу» политический аналитик Александр Кочетков.

Обсудить
Рекомендуем