Когда россияне задумываются о проблемах, существующих в польско-российских отношениях, в первую очередь им приходит на ум историческая сфера. Это демонстрирует исследование, проведенное в России «Левада-центром» по заказу Польско-российского центра диалога и согласия. Половина респондентов считает, что отношения складываются плохо: 37% россиян называют их недружественными, а 12% — враждебными. Четверть опрошенных оценивает их как нейтральные, 10% — как дружественные или союзнические. В сложившемся положении дел участники опроса обвиняли в равной степени часто как Польшу, так и обе стороны.
Чуть более 50% россиян слышали о разделах Польши, но только 6% заявили, что знают что-то на эту тему. Подавляющее большинство считает присоединение к Российской империи земель современных Литвы, Белоруссии, Украины и Латвии верным решением. Чаще всего обоснованием служат имперские мотивы: «нужно было расширять границы».
«Результат исследования отображает как состояние исторического сознания российского общества, так и определенные черты российской политической культуры, в частности, мы видим отношение к аннексиям, политике силы, „великорусской" идеологии, отказывающей украинцам и белорусам в праве считать себя представителями отдельных народов», — отмечает заместитель директора Центра диалога и согласия Лукаш Адамский (Łukasz Adamski).
Подавляющее большинство россиян также считает верным шагом присоединение к СССР польских территорий после нападения 17 сентября 1939 года. По их мнению, Красная армия хотела таким образом помочь Польше, «которую оккупировала Германия». Адамский напоминает, что в списке оправданий захватнических действий можно обнаружить отсылки к исторической принадлежности («наша земля»), юридическому статусу («ничья земля»), историческому детерминизму, социальному дарвинизму (сильный может себе позволить больше, у него особые потребности), гуманизму (защита братских народов, соплеменников, единоверцев), национализму (Россия по определению не может быть агрессором).
81% россиян считают также, что в 1945 году Красная армия освободила Польшу и «ценой жизни советских воинов спасла польский народ от уничтожения». Лишь 12% респондентов говорят о том, что тогда Красная армия установила в Польше просоветский режим. «Исследование опосредованным образом подтверждает, что россияне в большинстве своем разделяют взгляды Владимира Путина на историю и внешнюю политику», — добавляет директор Центра Эрнест Вычишкевич (Ernest Wyciszkiewicz). По его мнению, оценивая историю отношений с поляками, они демонстрируют подход, опирающийся на национализм, «для которого отправной точкой выступает имперская форма российской государственности, а также на стереотипы, возникшие в результате воздействия путинской, советской пропаганды, а отчасти еще царской пропаганды».
Вычишкевич указывает, что с польской точки зрения неутешительным выглядит уровень знаний россиян о катынском преступлении. О нем слышали всего чуть более половины опрошенных, из них 43% называют виновниками немцев, и лишь 14% респондентов возлагают ответственность на сталинское руководство. «Эти цифры показывают, как много еще предстоит сделать польским организациям, которые занимаются распространением информации об этом преступлении в России», — добавляет Вычишкевич.
Результат исследования свидетельствует, что особенно болезненной темой для россиян стал демонтаж советских памятников в Польше. Большинство респондентов считает, что российскому руководству следует предпринять в этой области решительные шаги, выступить с протестами на международной арене или даже (хотя такого мнения придерживаются всего 8% опрошенных) разорвать с Польшей дипломатические отношения. 25% россиян полагают, что в ответ на действия Варшавы Москве следует спокойно демонстрировать собственную точку зрения, а 15% высказываются за предоставление полякам права самим решать, как справиться с этой проблемой. По мнению сотрудников Центра диалога и согласия, связанная с тематикой памятников пропаганда Путина находит в России благодатную почву. «Российские власти умело используют эту тему, чтобы провоцировать в обществе негативные эмоции, направленные на Польшу», — указывает Вычишкевич.
Сотрудники компании АРЦ «Рынек и опинье», обращают, в свою очередь, внимание на эффективность Кремля в сфере формирования исторической политики, которая используется как на внутри-, так и на внешнеполитической арене (в случае оказания давления на Варшаву). Пример? Уже 10% россиян повторяют вслед за властями своей страны, что вина за развязывание Второй мировой войны лежит в том числе на Польше, поскольку та сотрудничала с Германией и напала на Чехословакию.