Атлеты, которые должны были выступать за США на летней Олимпиаде 1980 года в Москве, стали намного старше, и сегодня уже два поколения отделяют их от того времени, когда некоторые из них упустили шанс всей своей жизни завоевать славу и оказаться в центре внимания.
Кто-то из этих людей уже вышел на пенсию, кто-то готовится уйти на заслуженный отдых, завершив послеспортивную карьеру. У кого-то уже внуки. Жизнь состоялась. Однако никто из власть предержащих не принес официальных извинений за объявленный в знак протеста против советского вторжения в Афганистан по указанию президента Джимми Картера бойкот Олимпиады, хотя даже сам Картер признал, что это была ошибка.
Сейчас очень многие задумываются об Олимпийских играх прошлого и настоящего, поскольку токийская Олимпиада была бы сегодня в самом разгаре, если бы ее не перенесли на 2021 год из-за пандемии коронавируса. Поэтому 19 июля, когда исполнилось 40 лет со дня церемонии открытия Игр в Москве, руководитель Национального олимпийского и паралимпийского комитета США Сара Хиршланд (Sarah Hirshland) опубликовала в интернете письмо, очень похожее на извинение. В этом послании, адресованном «атлетам из американской олимпийской сборной 1980 года», он написала:
«Когда оглядываешься назад, становится предельно ясно, что решение не посылать команду в Москву не возымело никакого воздействия на мировую политику той эпохи, и только навредило вам, американским спортсменам, которые посвятили себя высоким спортивным достижениям и хотели представлять Соединенные Штаты Америки».
«Мы можем открыто заявить о том, что вы заслуживали большего. Вы заслуживали поддержки воодушевленной нации, вы заслуживали всяческих похвал за то, что представляли нашу страну с гордостью и превосходством».
«Ни один спортсмен больше не должен пропускать Олимпиаду и Паралимпиаду по политическим причинам».
За три месяца до публикации письма Хиршланд свои частичные извинения принес бывший вице-президент Уолтер Мондейл (Walter Mondale). «Я думаю, мы поступили правильно, — заявил Мондейл в апреле изданию „Уолл-Стрит Джорнал". — Но я сожалею о том, что это причинило им боль».
Эффект был неоднозначный. Кто-то из спортсменов в определенной мере был признателен за эти заявления, а вот Бенн Филдс, ставший в том году чемпионом США по прыжкам в высоту, сказал об этом так: «Немного опоздали, лет на 40».
Но Хиршланд в этом не виновата, ведь она занимает этот пост всего два года. Кроме того, Национальный олимпийский и паралимпийский комитет США, пропагандирующий атлетов 1980 года на сайте TeamUSA.org, считает их олимпийцами, вопреки точке зрения Международного олимпийского комитета.
Бойкот в 1980 году был объявлен после многочисленных ультиматумов, которые звучали несколько месяцев, и провала переговоров. На бойкоте в начале года всячески настаивал Картер. Национальный олимпийский комитет не осмелился проигнорировать мнение президента, который старался заручиться поддержкой как можно большего количества союзников. В итоге к бойкоту присоединились десятки стран, в том числе, Канада и Западная Германия. Но с тех пор большинство чиновников из международного спорта и многие политические руководители борются против бойкотов Олимпийских игр, заявляя, что они просто приносят в жертву право спортсменов состязаться и зарабатывать на жизнь, но не ведут ни к каким политическим изменениям.
Некоторые спортсмены не читали письмо Хиршланд, размещенное на сайте олимпийского комитета США и в Твиттере, а также разосланное руководству этой организации. Атлеты 1980 года не принадлежат к поколению Твиттера, а списки адресов их электронной почты обновляются не всегда своевременно. Так или иначе, за 40 лет некоторые раны все-таки зажили. Но только некоторые.
«Я не читал это письмо, а с 1980 года много воды утекло, и я двигался дальше, — сказал 61-летний Ренальдо Нехемиа, установивший мировой рекорд в беге на 110 метров с барьерами, и считавшийся главным претендентом на золотую медаль в Москве. — К счастью, 1980 год не стал определяющим ни для меня, ни для моей карьеры».
Нехемиа не стал ждать 1984 года и решил сделать карьеру в Национальной футбольной лиге. В то время Олимпиада была практически делом любителей, а четырехлетние тренировки означали, что он упустит возможность заработать.
Но другие решили ждать. Стив Скотт, бежавший милю, а также Эдвин Мозес, ставший чемпионом в беге на 400 метров с барьерами, участвовали в Олимпиаде в 1984 и в 1988 годах. Трейси Колкинс в 1984 году завоевала три золотые медали в плавании. Но даже для тех, кто получил второй шанс, пропуск Олимпиады-1980 был болезненным ударом, о котором они помнят до сих пор. И Хиршланд своим письмом попыталась хоть как-то исправить положение.
В отсутствие Мозеса победное время на его дистанции было 48,70 секунды, а он в 1976 году пробежал ее на целую секунду быстрее.
«В 1980 году я мог в конце дистанции кувыркнуться колесом, и все равно бы победил», — сказал 64-летний Мозес, получивший персональное письмо от председателя Национального олимпийского и паралимпийского комитета США Сюзанны Лайонс (Susanne Lyons), в котором она признает ошибочность принятого в 1980 году решения. «Я это оценил», — заявил бывший атлет о письме.
Не читавший письмо 64-летний Скотт сказал, что в 1980 году он лишился шанса узнать, как вести себя на олимпийских состязаниях, и из-за этого ему было трудно на Олимпиаде в Лос-Анджелесе, где он пришел к финишу десятым.
«У меня был шанс, — сказал на прошлой неделе проживающий в Техасе Скотт. — Но мне жаль тех парней, у которых такого шанса не было, жаль спортсменов, для которых 1980-й был их годом».
У Дона Пейджа в 1980 году было лучшее время в мире на дистанции 800 метров. В 1984 году он занял пятое место на отборочных состязаниях, когда формировалась американская олимпийская сборная, и не попал в команду, так как ему не хватило двух очков.
Прыгун в высоту Филдс после выпуска из Университета Сетон-Холл в 1976 году четыре года готовился к Играм 1980 года. Ему не хватало нескольких сантиметров до мирового рекорда, и он думал, что получит неплохой шанс побить этот рекорд в Москве и завоевать золото. Он надеялся, что спортивная слава принесет ему коммерческий успех.
Вместо этого он вместе с 450 членами американской сборной получил Золотую медаль конгресса, которая является высшей гражданской наградой этого органа законодательной власти. Церемония награждения состоялась как раз в тот момент, когда атлеты должны были находиться в Москве, готовясь к соревнованиям. Из-за нехватки средств и большого количества медалей им вручили бронзовые награды с позолотой.
Филдс и прочие олимпийцы слышали рассказ борца Джеффа Блатника, который встретился с президентом Картером в самолете и представился ему как олимпиец 1980 года. Экс-президент сказал, что бойкот был плохим решением.
Теперь перед Филдсом почти извинилась Хиршланд. Он этому не обрадовался и не испытал никакого восторга. Но и полного разочарования у него тоже не было.
«По крайней мере, они в соответствующее время решили признать нас, — сказал бывший спортсмен. — Теперь мы будем ждать настоящих медалей конгресса».