Новая экономика Си

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Британский журнал «Экономист» с настойчивым постоянством публикует материалы, посвященные Китаю. Авторы очередной статьи, опубликованной под этим заголовком, снова и снова проводят тезис: китайский авторитарный лидер формирует новую систему государственного капитализма. И её не стоит недооценивать.

В Лондоне убеждённо считают, что сегодня конфронтация между Америкой и Китаем опасно накаляется. Недавно Белый дом объявил о запрете американским компаниям сотрудничать с китайскими популярными приложениями TikTok и WeChat, — что равносильно в конечном итоге запрету. При этом одновременно были введены санкции в отношении лидеров Гонконга и направлен один из членов администрации президента на Тайвань. Такое усиление давления частично отражает предвыборную кампанию: ведь жесткость по отношению к Китаю — ключевая составляющая предвыборной программы Дональда Трампа.

Однако здесь кроется и идеологическая сторона дела, демонстрирующая стремление ястребов администрации незамедлительно по всем фронтам дать отпор Китаю, который становится все более напористым. При этом эксперты замечают, что с самого начала торговой войны в основе отношения администрации Трампа к Китаю лежал расчет, что подобный подход даст результаты, потому что, согласно определению нынешней администрации, китайский «стероидный государственный капитализм» слабее, чем кажется.

Согласно оценкам экспертов журнала, логика здесь удивительно проста: Китай, дескать, обеспечил себе экономический рост, но исключительно опираясь на неустойчивую формулу долга, субсидий, кумовства и воровства интеллектуальной собственности. И если надавить на Китай достаточно сильно, то его экономика может застопориться, что заставит её лидеров пойти на уступки и в конце концов либерализировать государственную систему. И как сказал госсекретарь Майк Помпео: «Страны мира, стремящиеся к свободе, должны побудить Китай к переменам».

Просто, но неверно, считает «Экономист» и подкрепляет вывод аргументами. Экономика Китая пострадала от тарифной войны меньше, чем ожидалось. Она оказалась гораздо более устойчивой к пандемии covid-19, — МВФ прогнозирует рост на 1% в 2020 году по сравнению со снижением на 8% в Америке. В этом году Шэньчжэнь, а не Нью-Йорк, является лучшим в мире крупным биржевым рынком. Китайский лидер Си Цзиньпин изобретает обновленный государственный капитализм на перспективу 2020-х годов.

Забудьте о заводах по производству металлопродукции и квотах на ее использование. Новая экономическая программа г-на Си состоит в том, чтобы заставить рынки и инновации работать более эффективно в рамках жестко прописанных ограничений и под всевидящим надзором Коммунистической партии. Это не Милтон Фридман (Milton Freidman), но это жесточайшее сочетание самодержавия, передовых технологий и динамического развития может привести к ускорению экономического роста в долгосрочной перспективе.

Недооценка экономики Китая вряд ли является новым явлением, напоминают эксперты. С 1995 года доля Китая в мировом ВВП по рыночным ценам выросла с 2% до 16% вопреки всем волнам западного скептицизма. Вожди Силиконовой долины выгнали китайские технологические фирмы из-за того, что они стали копировать их; спекулянты с Уолл-стрит говорили, что города-призраки с пустыми квартирами приведут к банковскому краху; статистики беспокоились, что цифры по ВВП были сфабрикованы, а скандальные инвесторы предупреждали, что отток капитала приведет к валютному кризису.

Китай бросил вызов скептикам, поскольку его государственный капитализм быстро адаптировался и начал менять форму. Например, ещё 20лет назад акцент делался на торговлю, а сейчас экспорт составляет лишь 17% от ВВП. В 2010-е годы чиновники предоставили технологическим компаниям, таким как «Алибаба» и «Тенсент» (Tencent), достаточно возможностей, чтобы превратиться в гигантов, а в случае с «Тенсент» создать информационное приложение под названием WeChat, которое также является инструментом партийного контроля.

Сегодня осуществляется следующая фаза китайского государственного капитализма, которую британцы назвали Синомикой (Xinomics). С момента прихода к власти в 2012 году политической целью господина Си, как считают в Лондоне, было укрепление партийного руководства и подавление инакомыслия как внутри страны, так и за рубежом. Его экономическая повестка направлена на укрепление порядка и устойчивости к угрозам. И на это были все основания, считают британские эксперты: с 2008 года государственный и частный долг вырос почти до 300% от ВВП, а бизнес раздроблен между громоздкими государственными предприятиями и частным сектором, который является инновационным, но стоит лицом к лицу с хищными чиновниками и не совсем ясными для всех правилами. По мере распространения протекционизма китайские компании рискуют оказаться заблокированными на внешних рынках и лишиться доступа к западным технологиям.

Согласно оценкам экспертов, Синомика имеет три элемента.

Во-первых, жесткий контроль над экономическим циклом и долговой системой. Эксперты уверены, что время сверхогромных фискальных и кредитных займов завершилось. Банки были вынуждены признавать внебалансовую активность и накапливать буферы. Больше кредитования происходит за счет чистого рынка облигаций. В отличие от реакции на финансовый кризис 2008-09 годов, реакция правительства на covid-19 была сдержанной, при этом стимулирующие меры составили около 5% от ВВП, что менее чем в два раза ниже, чем в Америке.

Второе направление — более эффективное административное устройство, правила которого единообразно применяются во всей национальной экономике. При том, что как считают авторы статьи, г-н Си использовал партийный законодательный акт, чтобы посеять страх в Гонконге. Китайский лидер построил на материке коммерческую правовую систему, которая гораздо более отзывчива к бизнесу. С момента его вступления в должность в 2012 году количество банкротств и патентных исков, некогда весьма малочисленных, выросло в пять раз. Значительно сократилась бюрократическая волокита, и теперь для того, чтобы основать компанию, требуется всего девять дней. Таким образом новые достаточно предсказуемые правила должны позволить рынкам работать без осложнений, что стимулирует экономику.

Последний элемент, согласно британским экспертам — стереть границы между государственными и частными компаниями. Государственные компании вынуждены увеличивать свою финансовую прибыль и привлекать частных инвесторов. В то же время государство осуществляет стратегический контроль над частными компаниями через партийные ячейки внутри них. Система «черных списков» кредиторов наказывает компании, которые плохо себя ведут. Вместо огульной промышленной политики, такой как кампания «Сделано в Китае 2025», которая стартовала в 2015 году, г-н Си переходит к фокусированию на тех точках поставок, где Китай либо уязвим перед иностранным принудительным вмешательством, либо может распространить свое влияние за границей. Это означает наращивание самодостаточности ключевых технологий, включая полупроводники и аккумуляторы.

Синомика, считают британские эксперты, успешно зарекомендовала себя в краткосрочной перспективе. Рост задолженности замедлился до наступления кризиса covid-19, а двойные потрясения торговой войны и пандемии не привели к финансовому кризису. Производительность государственных компаний растет, а иностранные инвесторы вливают деньги в новое поколение китайских технологических компаний. Однако настоящее испытание придёт через некоторое время. Китай надеется, что его новая техноцентричная форма централизованного планирования сможет поддержать инновации, но история, замечают авторы статьи, подсказывает, что волшебные составляющие успеха — это прозрачность принятия решений, открытые границы и свобода слова.

«Экономист» резюмирует: надежда на конфронтацию, за которой следует капитуляция, ошибочна. Америка и ее союзники должны подготовиться к гораздо более длительному соперничеству между открытыми обществами и китайским государственным капитализмом. Сдерживание не сработает, поскольку в отличие от Советского Союза, огромная экономика Китая достаточно продуманна и интегрирована с остальным миром.

А Западу необходимо наращивать свой дипломатический потенциал и создавать новые, стабильные правила, позволяющие сотрудничать с Китаем в некоторых областях, таких как борьба с изменением климата и пандемиями, а также продолжать коммерческую деятельность наряду с более надежной защитой прав человека и национальной безопасности. Силу китайской государственной капиталистической экономики в размере 4 триллионов долларов нельзя недооценивать.

В Лондоне убеждены, что пришло время избавиться от иллюзий.

Обсудить
Рекомендуем