Имам Самир Мурич (Samic Muric) шокирован беспорядками, разразившимися в Мальмё в пятницу вечером. Однако в одном он уверен: верующие мусульмане к беспорядкам непричастны.
«Этим не будет заниматься ни один здравомыслящий человек, а тем более мусульманин. Эти люди просто нарывались на неприятности», — считает он.
Когда Самир Мурич услышал, что в Мальмё неспокойно, он тут же сел за руль. Он имам в мечети в Арлёве и помчался в Мальмё, чтобы попытаться как-нибудь все урегулировать.
«Но ситуация стремительно обострилась. Люди начали разводить костры и жечь покрышки. Я пытался с ними поговорить и объяснить, что это неправильный путь и что есть более эффективные способы выразить свои эмоции, но тщетно».
В течение ночи около 300 демонстрантов разгромили автобусные остановки, сломали фонарные столбы, запустили фейерверки по полицейскому участку и устроили около двадцати пожаров. Акции протеста произошли в ответ на сожжение Корана и акции с критикой ислама в Мальмё.
«Воспользовались нашей уязвимостью»
Самир Мурич сожжение Корана резко осуждает, но столь же критически относится и к ответной реакции.
«Большинство из этих людей вообще не религиозны. Они воспользовались нашей ситуацией, нашей уязвимостью, чтобы выразить свои эмоции», — говорит он и добавляет: «Все, с кем я разговаривал, считают, что так делать нельзя — насилие не поддерживает ни один мусульманин».
Свое убеждение он строит на том, как протестующие себя вели, во что были одеты и как разговаривали. Он говорит, что будь на их месте правоверные мусульмане, они бы прервались в положенное время на молитву.
«Они сквернословили и вели себя как немусульмане. Мне кажется, неприятностей искали вовсе не те, кого я встречаю у себя в мечети», — говорит Самир Мурич.
«Добились, чего хотели»
Его мнение разделяет председатель муниципального совета Катрин Шернфельдт-Джамме (Katrin Stjernfeldt Jammeh, Социал-демократическая партия).
«Речь идет как о жителях Мальмё, так и о людях со стороны, которые приехали в город специально, чтобы побузить. Этому нет оправдания, и отвратительно, что эти люди берут на себя право ставить безопасность Мальмё под угрозу», — говорит она.
Предыстория: сожжение Корана
Как сообщает полиция, жестокие беспорядки в Мальмё стали реакцией на сожжение Корана в Эмильсторпе, недалеко от района Русенгорд (этнический анклав, где большинство населения составляют иммигранты, прим. перев.).
Сожжение Корана организовала крайне правая датская партия «Жесткий курс». Выложенный в сеть ролик взбудоражил гнев верующих.
Акция, в свою очередь, стала ответом на решение шведских властей запретить въезд в страну датскому правоэкстремисту Расмусу Палудану (Rasmus Paludan) сроком на два года.
Палудан собирался принять участие в уличной акции, устроенную известным художником и провокатором Даном Парком (Dan Park), ранее осужденным за разжигание этнической розни. Помимо прочего, участники планировали сжечь завернутый в бекон Коран, что Палудан уже неоднократно проделывал у себя в Дании (Палудан, ярый противник массовой миграции, выступающий за полный запрет ислама в Дании, считает это проявлением свободы слова, прим. перев.).
Еще в среду акцию датского политика полиция решила запретить по соображениям безопасности.
Вслед за этим объявлением на площади Стурторгет в Мальмё прошла несанкционированная демонстрация, после которой трое были арестованы по подозрению в разжигании этнической розни, пиная Коран. Аресты, в свою очередь, привели к сожжению Корана.