Заявление России о запрете на экспорт сырой древесины с начала 2022 года стало для Финляндии ошеломляющей новостью. Ведь для финской лесной промышленности из России ежегодно вывозится почти девять миллионов кубометров леса. Этот лес используют и крупные фирмы юго-восточной Финляндии, в том числе UPM и Stora Enso.
Когда первый шок прошел, выяснилось, что запрет скажется на финской лесной промышленности не сильно, как и в целом на юго-восточной Финляндии.
Юха Палокангас (Juha Palokangas), специализирующийся на сотрудничестве с Россией в вопросах лесной промышленности, заявил в беседе с Helsingin Sanomat, что на кругляк хвойных пород, попавший под запрет, приходится лишь около 15% ввозимой в Финляндию древесины.
Финская деревообрабатывающая промышленность обеспечивается отечественной древесиной. По подсчетам Института природных ресурсов Финляндии, финская промышленность ежегодно использует около 60 миллионов кубометров отечественной древесины. Проблема состоит в том, что в финских лесах недостаточно много березы для промышленных нужд, но на нее российский запрет не распространяется. Например, компания UPM получает 10% необходимого объема березы из России.
Запрет не коснется и щепы.
В последние годы российские запреты появлялись и исчезали. Они часто существуют лишь на бумаге или же изменяются под влиянием реалий.
Запрет на поставку древесины все же исходит от хозяина Кремля, из палат президента Владимира Путина, так что он скорее всего действительно будет реализован. Вероятно, в первую очередь он рассчитан на контроль над незаконной торговлей лесом. Второй причиной может быть желание повысить качество переработки древесины внутри страны.
Финские деревообрабатывающие предприятия знают о происхождении своего сырья, и они же совершают крупные инвестиции в Россию. Вряд ли Путин захочет, чтобы у них были какие-то проблемы.
Вероятно, российско-финская торговля древесиной будет успешно продолжаться и после 2022 года, если на каком-то этапе под запрет не попадет береза.