Tygodnik Powszechny (Польша): гражданское эспрессо

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор рассказывает о жизни в Польше нескольких успешных белорусов. Они быстро интегрировались в польское общество и сперва не контактировали с соотечественниками, но теперь стали объединяться и устраивать акции поддержки протестующих. Белорусские протесты напоминают двойной эспрессо, имеющий долгое действие: от спячки пробудились многие.

Живущие в Польше белорусы до недавнего времени не поддерживали между собой контактов, однако, начавшиеся на родине протесты заставили их пробудиться.

Егор Кондратюк делает черные милицейские дубинки — это реквизит для перформанса. Саша Резников готовится к выступлению: он исполнит белорусскую народную балладу, ставшую гимном оппозиции. «Наше представление — это визуализация насилия, обращенного против народа. Креативность разбужена, появились сотни тысяч людей, способных творить новую действительность», — говорит Виктория Гардей, участвующая в организации акции.

Эмигранты вступают в дело

Егор живет в Польше чуть больше года, но в Гдыню переехал всего пару недель назад. Саша провел в нашей стране 14 лет, из них в Гдыне — 10. Их обоих удивили массовые протесты на родине и жестокость, с которой отреагировала на эти выступления власть. «Все эти годы я не контактировал с белорусами, занимался в основном искусством и практически не думал о политике», — говорит второй. В 2010 он дебютировал на сцене гданьского Музыкального театра в представлении «Кукла».

История первого героя короче. Он получил работу в компании, функционирующей в Поморском научно-технологическом парке. «В Польшу я перебрался в начале лета 2019 года. В Белоруссии я ходил на протестные акции, но за первый год здесь не завязал никаких знакомств с белорусами. До начала июля этого года я не знал ни единого белоруса, живущего в „Троеградье", а оказалось, что нас здесь много, — улыбается Егор, одетый в рубашку с белорусской народной вышивкой, которую он купил во время последней поездки в родной Брест. — Все они говорили одно и то же, рассказывая, что много лет не поддерживали никаких контактов с соотечественниками, но потом произошел этот взрыв».

Белорусы, оседающие в Польше, быстро интегрируются в польское общество, осваивают язык, зарабатывают здесь деньги и воспитывают детей. «Они легко ассимилируются или выдают себя за русских. Какое-то время назад я зашла в веганское кафе, где баристой работает белорус. Я заговорила с ним по-нашему, а он удивился, почему я обращаюсь к нему на белорусском», — рассказывает Надежда Домбровска-Вербовская, выступавшая организатором разных акций солидарности с белорусами.

В Варшаве те всегда были активными, объединялись, проводили концерты «Мы солидарны с Белоруссией», демонстрации, пикники в ночь Купалы. В других городах с этим было сложнее. Двигателем интеграции в Троеградье стали женщины, в числе которых были Елена Янукович из Гданьска и Виктория Гардей из Сопота. Обе они приехали в Польшу десять лет назад благодаря стипендиальной программе имени Константина Калиновского, предназначенной для белорусов, которые по политическим причинам не имели возможности получить образование у себя на родине. Елену исключили из вуза за участие в протестах после президентских выборов 2010 года. Викторию отправил в Польшу отец. «Ни один человек, расходящийся во мнении с властями, не может чувствовать себя в Белоруссии спокойно. Мой отец радуется, что я здесь, у меня такой характер, что я бы уже была мертва или полужива», — говорит она.

Как гитлеровцы

«Наша нобелевская лауреатка Светлана Алексиевич вначале думала, что белорусы — это такой не совсем народ, пользующийся полуязыком. Сейчас она видит, что это настоящий народ, удививший весь мир. О Белоруссии, которая всегда была тихой и скромной, все сейчас заговорили», — рассказывает, стоя в театральном коридоре 34- летний Саша Резников.

В 2006 году, перед отъездом, он принимал участие в начавшихся после выборов протестных выступлениях и провел четыре дня и ночи на главной площади Минска, пока его не задержала милиция. 10 дней ему пришлось провести под арестом. «Да, вели они себя грубо, били дубинками, но все же не в таком масштабе. Сейчас люди, которые проводят задержания, напоминают гитлеровцев, входивших в белорусские села и сжигавших все на своем пути», — подчеркивает он.

Сашу отчислили из Академии искусств, где он учился на театральном факультете, и уволили из Республиканского театра белорусской драматургии. Планы, связанные с тем, чтобы заниматься любимым делом на родине, рухнули. Благодаря стипендии имени Калиновского он приехал в Краков, где окончил Академию театральных искусств. «Я быстро освоился, спустя год у меня уже была польская девушка. В психологическом плане мы очень похожи, поляки только больше любят жаловаться. Белорусы, по крайней мере, раньше, смотрели на жизнь так: „Сложно, плохо, но как-нибудь справимся"», — рассказывает он.

У Егора, который на год младше Саши, не было необходимости уезжать из-за любимой работы. Будучи компьютерщиком, жил он не так плохо. «Все же мне очень не нравилось происходящее в Белоруссии, молчаливое согласие на это общества, а также нежелание большинства что-то вместе предпринять, а не только сидеть на кухне и обсуждать, как все плохо», — отмечает он.

В последние два года перед эмиграцией он принимал участие в проходивших в Бресте акциях против загрязняющего окружающую среду аккумуляторного завода. «Участников было мало, — вспоминает Егор. — Приходило человек 200, хотя в городе живет 360 тысяч человек. Уезжая из Белоруссии, я думал, что таких событий, как мы видим сейчас, придется ждать еще лет пять, а то и десять».

Блогер расскажет всю правду

Почему чаша терпения народа переполнилась? Резников и Кондратюк уверены, что значительную роль сыграла пандемия. «Лукашенко избрал довольно специфический способ борьбы с ней, заявив, что вируса нет», — напоминает Саша. «Вместо того чтобы вводить карантин, диктатор устраивал парады и субботники. Власть не купила средств защиты для медиков и простых людей, тем пришлось заниматься самоорганизацией. Думаю, это был первый фактор, способствовавший формированию гражданского общества», — указывает Егор.

Вторым фактором стал рост осведомленности. Появились блогеры. Сначала Нехта — живущий в Польше 22-летний Степан Путило, потом Сергей Тихановский, решивший побороться за президентский пост. К участию в выборах его не допустили, а в итоге арестовали (тогда свою кандидатуру выставила его жена Светлана, которая, как считают белорусы, одержала победу).

«Благодаря блогерам люди начали лучше пониматься ситуацию. Жители маленьких городков видели, что у них живется плохо, но под влиянием телевизионной пропаганды считали это локальной проблемой. Блогеры показывали, что такие проблемы есть везде и с ними нужно что-то делать», — говорит Егор. «По моим наблюдениям, многие сменили фронт в день выборов, — добавляет Саша. — Кто-то мог даже проголосовать за Лукашенко, но спустя несколько часов увидел, как жестоко власть задерживает протестующих: в них летели гранаты и резиновые пули. С каждым днем демонстрантов становилось все больше».

Марш солидарности

Сейчас мы все знаем, что происходит за нашей восточной границей, но еще три года назад масштабное ежегодное событие, проводившийся на свежем воздухе концерт «Мы солидарны с Белоруссией», решили заменить камерными музыкальными встречами в клубах. Причина крылась в падении интереса поляков и польской прессы к белорусской тематике, а также в отсутствии надежд на политические изменения у восточных соседей.

В конце августа на концерте Музыкального театра в гдыньском амфитеатре Саша Резников рассказывал зрителям о ситуации Национального академического театра имени Янки Купалы, директор которого Павел Латушко лишился работы из-за того, что поддержал антиправительственные протесты. В рамках солидарности с ним большинство работников театра написали заявления об увольнении. Во время концерта на здание театра проецировался запрещенный режимом Лукашенко исторический бело-красно-белый белорусский флаг.

Резников предложил нескольким польским театрам из Варшавы, Познани и Вроцлава записать обращение к минским коллегам со словами поддержки. Запись транслировал телеканал «Белсат». Кроме того, Саша хочет организовать лишившимся работы актерам из Театра имени Янки Купалы гастроли в Польше: «Сейчас мы ведем переговоры с министерством культуры и руководителем Ассоциации актеров польских сцен. Директор Музыкального театра в Гдыне Игор Михальский (Igor Michalski) дал предварительное согласие принять гостей. Я надеюсь, мне удастся организовать моим коллегам прекрасные выступления».

Егор Кондратюк в конце августа организовал в Гданьске марш поддержки, участники которого прошли от Золотых ворот до площади Солидарности. Он потратил 450 злотых (около 9 тысяч рублей, — прим.пер.) на флаги, купил для них древка, нашел мегафон. После акции он объявил сбор средств на покрытие расходов. Егор считает такие акции важными, а одновременно видит необходимость в оказании адресной поддержки. Он верит в успех белорусской революции, но ожидает, что в Польше окажется еще много эмигрантов, ведь процесс падения режима может затянуться. Вновь прибывшим нужно будет помочь: снабдить информацией, предоставить психологическую помощь и уроки польского языка, оказать содействие в поиске работы. «Я компьютерщик, и переезд в Польшу не оказался для меня сложным, но переезжать, не зная языка и не имея универсальной профессии, тяжело», — говорит Егор.

К перформансу он приготовил милицейские дубинки, а Саша — вокальное выступление, вернее, два: помимо народной баллады он исполняет белорусскую версию песни «Стены рухнут» Яцека Качмарского (Jacek Kaczmarski). Вместе с артистами вроцлавского театра «Капитоль» он сделал клип на нее, который снимался на Гданьской судоверфи, где в 1970 году произошел расстрел рабочих.

С инициативой сделать такую запись выступила заместитель мэра Гдыни Катажина Грушецка-Спыхала (Katarzyna Gruszecka-Spychała), которая также поддержала организацию перформанса. «В Гдыне до сих пор жива память о тех событиях, хотя в этом году отмечается их 50-я годовщина. Они проложили путь к заключению Гданьских соглашений. Я чувствовала огромную потребность продемонстрировать свою солидарность с белорусами, которые начали такую решительную, героическую, мирную борьбу за свою свободу», — говорит она.

Белорусская революция напоминает двойной эспрессо, имеющий долгое действие: он пробудил от спячки не только Сашу, Егора и других белорусских эмигрантов, живущих в Польше, но и многих поляков.

Обсудить
Рекомендуем