После договоренностей 10 ноября, обеспечивших заключение соглашения по Карабаху, в Армении все изменилось. Голос оппозиции становится все громче, количество тех, кто требует отставки Пашиняна, растет день ото дня. Желающих привлечь его к ответственности за государственную измену тоже немало… Пашинян же говорит: «Мы оказались в ситуации, когда другого выхода, кроме подписания соглашения, не было», — и пытается убедить всех в том, что был вынужден подписать документ.
Как рассказал Пашинян на своей странице в социальных сетях, 19 октября ему поступил звонок от Путина. Российский лидер призвал остановить войну, отметив, что это решение также поддерживают экс-президенты Армении Роберт Кочарян, Серж Саргсян и Левон Тер-Петросян. Утверждается, что Пашинян отказался от районов, но не согласился передать Шушу, и поэтому в тот день прекращение огня не было достигнуто.
Но больше всего обращает на себя внимание следующее заявление, сделанное Пашиняном опять же накануне вечером: «Нам говорят, что войну нужно было остановить раньше. Цена за более ранее прекращение войны была бы такой же: сдача семи районов. Если сдача трех районов в условиях опасности потери Шуши и Степанакерта является предательством, то разве сдача семи районов в сравнительно хороших условиях не была бы предательством?»
Именно в этот момент, вчера, 29 ноября, президент Армении Саркисян прибыл с частным визитом в Россию. В заявлении, сделанном в Москве в вечерние часы, он призвал правительство Армении уйти в отставку. 16 ноября Саркисян отметил, что «в стране неизбежны досрочные парламентские выборы и до этого времени необходимо правительство национального согласия». Между тем следует подчеркнуть, что заявления Алиева как во время боевых действий, так и после заключения соглашения поставили Пашиняна в весьма затруднительное положение. Слова азербайджанского лидера «в чем дело, Пашинян…» — из разряда тех, что способны причинить серьезную травму!
Однако не стоит забывать, что за вчерашним заявлением Саркисяна стоят русские. У России было одно основное представление, которое сформировалось до начала боевых действий и сохранялось вплоть до заключения соглашения: Азербайджан выглядел разумным стратегическим партнером, в то время как Армения — испорченным партнером, пытающимся заигрывать с Западом. В этой связи утверждалось, что Путин, который уже довольно давно не благоволит администрации Пашиняна, при возникновении соответствующих условий поддержит более близкую ему администрацию. Некоторые даже связывали продвижение Азербайджана с этим подходом.
Так что, очевидно, эта ситуация беспокоит Москву. Ожидается, что Пашинян также посетит российскую столицу 4 декабря, после чего уйдет в отставку.
На самом деле, в нынешних условиях суметь остаться у власти для Пашиняна практически невозможно… И хотя Пашинян уже, кажется, стоит на краю пропасти, думаю, что это начало процесса, за которым нужно внимательно следить. Ведь Россия вот-вот получит второй желаемый результат от прекращения огня в Карабахе. Не считая неясностей в соглашении, то, какую смену власти в Армении произведет Россия, покажет, что возобладает в предстоящие пять лет: мир и спокойствие или снова политика свершившегося факта.