Россия заявила, что обмен пленными до Нового года не состоится. Она не подает свои списки на обмен и игнорирует украинский список. Это только верхушка проблемы: с августа Россия блокирует вообще все гуманитарные вопросы на заседаниях Трехсторонней контактной группы (ТКГ) и шантажирует Украину, требуя утвердить «дорожную карту» боевиков.
Почему первый с апреля обмен не состоится и что происходит на ТКГ: разбор LIGA.net.
Что случилось. Кремлевские СМИ сообщили, что до Нового года обмена пленными между Киевом и российскими боевиками не будет: якобы Украина не выполнила свои обязательства «снять юридические претензии» с освобождаемых лиц.
Глава российской делегации в Минске Борис Грызлов перед этим заявил, что Киев обещал, но не прекратил уголовное преследование лиц, которые были отданы в рамках предыдущих обменов. «Процедуры предыдущих обменов не завершены», — сказал он.
Украина на переговорах ТКГ предлагала провести обмен пленными до 24 декабря этого года. Как сообщал вице-премьер — министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников, многие из пленных нуждаются в медицинской помощи.
«Мы подали на обмен список из 11 фамилий. И мы просили, чтобы они дали аналогичный список нам. Хотя бы для обмена списками. Но мне очевидно, что они даже этого делать не хотят», — сказал LIGA.net глава делегации в ТКГ Леонид Кравчук.
После этого обмена людьми, списки которых полностью готовы, Кравчук предлагал действовать дальше по принципу «всех на всех».
«Мы четыре раза за полгода подавали списки на обмен пленными. У Путина придумывали то одно, то другое. А сами они ни разу не подали свои списки ОБСЕ. Они не собираются никого обменивать. И гуманитарные вопросы, которые беспокоят нас — вернуть часть людей до Рождества домой — их не интересуют. Им даже „свои" люди не нужны», — объяснил LIGA.net срыв переговоров представитель Донецка в ТКГ Сергей Гармаш.
Почему это важно. Последний обмен пленными при Зеленском состоялся еще в апреле 2020 года, когда Украина вернула 20 своих заложников. За предыдущий 2019 год состоялись два обмена: в сентябре домой вернулись 35 человек, в декабре — 76.
Офис президента через Андрея Ермака несколько раз анонсировал новые обмены, даже в формате «100 на 100». Ни один из них не состоялся.
По словам Кравчука и Гармаша, Россия начала ожесточенно блокировать работу ТКГ в августе 2020 года, привязав все вопросы к требованию Верховной Раде отменить постановление о проведении местных выборов. Сейчас к этому добавился новый повод.
«Они хотят, чтобы Верховная Рада приняла постановлением их, так называемую дорожную карту. И тогда, и сейчас они привязывают все гуманитарные вопросы, в том числе обмен пленными, к этим своим политическим требованиям. Фактически это шантаж», — говорит Гармаш.
По его словам, у Путина нет сейчас других рычагов давления на Украину, кроме пленных и военной ситуации на линии столкновения: «Они будут шантажировать Украину и дальше. Они блокируют даже свою формулу Штайнмайера, которую очень хотели протянуть».
Атмосфера на «минских переговорах» в последнее время очень накалилась.
«Я наблюдаю изменения с прошлой ТКГ. Леонид Макарович Кравчук, который пришел с не совсем реалистичными подходами — тоже думал, что можно с ними договориться, сейчас он видит, что договоренности с агрессором быть не может», — объясняет Гармаш. Россия не идет на компромиссы, перекручивает факты. На последнем ТКГ Грызлов заявил, что это Украина пригласила Россию быть посредником в этих переговорах. «Это откровенная ложь. И Леонид Макарович занял более жесткую позицию. Они понимают только силу», — сказал он.
«У нас нервы крепкие, выдержат. Но дело не в нервах. Дело в том, что мы не видим реальных шагов к миру со стороны России, — говорит Кравчук. — Шесть лет идет война. Шесть лет работает ТКГ. И за эти шесть лет, можно сказать, более-менее решен только один вопрос: о режиме тишины. И то: более-менее. Все остальное блокируется. А люди погибают, инфраструктура разрушается, мир не наступает».
Что дальше. Договоренность об обмене пленными была достигнута на предыдущей встрече лидеров нормандской четверки в Париже, напоминает Гармаш.
«Я думаю, цель России — срыв следующего нормандского саммита, который должен был состояться. Для этого надо, чтобы не было прогресса в выполнении предыдущего саммита. Тогда нет смысла проводить новый. Поэтому они блокируют все вопросы. В том числе — обмен», — считает он. Соответственно, задача Украины — добиваться, чтобы встреча в нормандском формате состоялась.
«Надежды после всего, что они исполняют, весьма призрачны. Единственный вариант, который остается, — любимый россиянами вариант, что в последний момент Владимир Владимирович появится на белом коне и все решит как спаситель (согласится на обмен), — прокомментировал Апостроф TV шансы на освобождение украинцев советник делегации ТКГ Алексей Арестович. — Они очень такое любят».
По данным СБУ, в плену боевиков на Донбассе находятся 235 человек. Еще 112 человек незаконно удерживаются в тюрьмах оккупантов в Крыму.