Две попытки Китая купить Мотор Сич
Мотор Сич — один из ведущих мировых производителей двигателей для авиационной промышленности. На предприятии построили двигатели для крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-225. Также там создают авиадвигатели для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-226, самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148, Як-130, крылатых ракет, агрегаты для перекачки газа и поставляют все это более чем в 100 стран мира. С середины 90-х годов предприятием владел Вячеслав Богуслаев, благодаря чему стал одним из богатейших людей Украины.
До 2014 года Мотор Сич активнее всего торговала с Россией, однако после начала агрессии это направление оказалось закрыто и выручка упала. В результате главным стратегическим партнером стал Китай. По данным англоязычного китайского издания Global Times, на сегодня в КНР эксплуатируется не меньше 13 различных типов двигателей производства Мотор Сич.
Однако руководство Поднебесной не устраивала зависимость в сфере строительства авиадвигателей, поэтому в 2016-м году китайская компания Skyrizon предложила Богуслаеву продать им 56 процентов акций. На бумаге сделка выглядела красиво: Китай мог бы сократить отставание в важной для себя сфере, а Украина — загрузить собственное предприятие, которое несло убытки из-за невозможности поставлять продукцию в Россию. Однако сделкой заинтересовался Антимонопольный комитет, а вскоре СБУ возбудила уголовное дело, по которому в 2018-м году суд заблокировал движение любых акций Мотор Сич.
Поводом стало то, что предприятие имеет важнейшее значение для оборонной сферы Украины. Стоит отметить, что основания были: к примеру, в 2021 году Мотор Сич должна выполнить контракт по поставке турбореактивных двигателей для отечественных ракетных комплексов «Нептун». Кроме того, предприятие производит двигатели для вертолетов, которые стоят на вооружении украинской армии. Поэтому продажа контрольного пакета акций другому государству несла вполне понятные риски. К тому же СБУ подозревала, что в этой сделке не обошлось без участия России, которая явно заинтересована в выводе Мотор Сич из-под контроля Киева.
Летом 2019-го Китай сделал еще одну попытку. На этот раз 25 процентов акций должны были достаться госпредприятию Укроборонпром, а в схеме появилась группа DCH, принадлежащая украинскому бизнесмену Александру Ярославскому. В августе 2020-го появилась информация, что его компания приобрела у китайских инвесторов более 25 процентов акций. Получалось, что Украина все же оставляла за собой часть контроля над предприятием, а еще часть доставалась местной компании (впрочем, связи Ярославского с Россией ни для кого не являются секретом) — на бумаге такая схема выглядела более или менее приемлемо, однако вмешался фактор США.
Вашингтон против продажи, но что получит Украина?
США с самого начала не скрывали того, что они против продажи Мотор Сич Китаю. Так, в конце августа 2019-го тогдашний советник президента США Дональда Трампа по нацбезопасности Джон Болтон выразил озабоченность по этому поводу.
«Я не хочу говорить о конкретных сделках, но действительно считаю, что правительство, которое действует в собственной суверенной сфере, имеет право защищать свою оборонную отрасль и желать благосостояния для украинского народа. Поэтому я думаю, что новая украинская власть президента Зеленского очевидно сейчас считает это своим высоким приоритетом, и он должен был бы убедиться, прежде чем операцию такого рода позволят осуществить, что от этого действительно выиграет украинский народ», — заявил Болтон в августе 2019-го года во время визита в Киев.
США сами не особенно нуждаются в технологиях Мотор Сич, но категорически против усиления Поднебесной, которая в последние годы активно вкладывается в интересные для себя сферы на территории бывшего СССР. Самый яркий пример — Белоруссия, которая всего за несколько лет получила от Пекина больше 5 миллиардов долларов кредитами и инвестициями. Понятно, что переход украинского Мотор Сич под контроль Китая никак не устраивал американцев — ни демократов, ни республиканцев. В результате, в начале января они ввели против китайской компании санкции, а теперь получили «фидбэк» от Зеленского. Однако возникает закономерный вопрос: что получает Украина и предприятие в случае отказа от сделки? На этот вопрос внятного ответа до сих пор нет.
Зеленский хочет привлечь внимание Байдена
Приход Джо Байдена к власти в Киеве восприняли с надеждой. Действительно, «демократ», хорошо знающий Украину, выглядел для нас предпочтительнее своего эксцентричного предшественника. Однако прошло уже девять дней, а телефонного разговора между Зеленским и новым американским лидером так и не произошло. За это время Байден даже успел поговорить с Владимиром Путиным — правда, по инициативе последнего. И даже обсудил с ним вопросы, связанные с Украиной, однако это явно не то, чем может похвалиться Банковая.
Нужен прямой контакт. Понятно, что речи о личной встрече пока не идет, но даже звонок в первые дни после вступления в должность — стал бы хорошим сигналом. Но этого не случилось, хотя Зеленский очень старается привлечь внимание американцев. История с попыткой исключить из президентской фракции нардепа Александра Дубинского, попавшего давеча под американские санкции, — лишь один из эпизодов. Еще один — создание Бюро экономический безопасности, которое является давней «хотелкой» американцев. Получит ли Украина пользу от появления еще одной контролирующей структуры? Есть большие сомнения.
Но сейчас речь о большой политике, а с остальным попробуют разобраться потом. Подписание Зеленским указа о введении персональных санкций против китайских инвесторов, купивших Мотор Сич, является лишь продолжением цепочки уступок. Без очевидных выгод, но с явными потерями. Украина явно получает ухудшение бизнес-отношений с Китаем — вряд ли теперь инвесторы из Поднебесной станут выстраиваться в очередь, чтобы вложить сюда деньги. А заодно нас явно ждет разбирательство в международном арбитражном суде, куда уже обратились китайские инвесторы, апеллируя к соглашению с Украиной по защите инвестиций, подписанное государствами еще в 1992 году. В случае поражения нам светят санкции на 3,5 миллиарда долларов. Так что с этой точки зрения приятного мало.
«Украина теперь вполне может попасть на финансовые штрафы. В последние недели офис президента усиленно искал, как бы еще понравиться США. Вот искали и нашли. Весьма вероятно, что теперь произойдет резкое ухудшение условий работы с Китаем, но и американцы сюда с гарантиями безопасности не полезут. Хотя Пекин прекрасно понимает положение Украины, осознавая, что это государство с совершенно непонятным суверенитетом», — отметил в беседе с «Апострофом» директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
Самое обидное в этой истории то, что ее настоящие виновники, пожелавшие заработать миллиарды на продаже стратегического предприятия — Александр Ярославский и Вячеслав Богуслаев — остаются безнаказанными. Максимум, что от них потребуется — вернуть китайцам деньги. Основной же ворох проблем свалится на государство. Впрочем, есть здесь и вина наших власть имущих. Если бы у нас была разработана четкая система по контролю над иностранными инвестициями, то проблем могло и не возникнуть. Специальные законодательные акты на этот счет действуют и в США, и в Европейском союзе, у Украины же аналогичного законодательства просто не существует.
«При любых обстоятельствах, очевидным и правильным шагом для украинского правительства является введение жестоких и четких правил инвестирования в стратегически важные отрасли отечественной промышленности», — объяснила «Апострофу@ эксперт Международного центра перспективных исследований Людмила Филюк.
Что все же может получить Украина
Еще при Петре Порошенко у Украины и США было множество военно-технических проектов. Говорили и о совместных разработках «уникального военного оборудования», и размещении здесь военных баз США, и о помощи в возрождении военно-морского флота. Звучали разговоры и о постройке на Украине патронных и артиллерийских заводов по западным технологиям — но, увы, все это осталось лишь на бумаге и словах. Достижения же предыдущей президентской команды ограничились разве что поставками списанных американских кораблей, партией противотанковых комплексов Javelin и периодическим выделением сравнительно небольших сумм на развитие украинской армии. Разумеется, можно сказать спасибо и за это, но расчет был явно на большее.
Если Зеленскому все же удалось получить внятные гарантии на то, чтобы Украина взамен Мотор Сич получит реальную помощь в модернизации военно-промышленного комплекса, то это будет уже хорошо. Но веры в такой исход пока что не очень много.
«Свою позицию по Украине американцы будут формировать сложно. Чтобы с одной стороны отвечать тем обещаниям, которые они дают, а с другой — не брать на себя чрезмерных обязательств. Все будет весело, но то что мы получим от Америки какой-то союзнический статус — исключено. Получим ли мы какое-то расширение материальной поддержки? Большой вопрос. А инвестиционно-экономическое положение Украины в этом плане никого не интересует. Это проблемы нашей избранной власти», — спрогнозировал Сергей Толстов.