С 2012 года Запад вводит против России все новые и новые санкции. Некоторые из них США ввели в одностороннем порядке, а другие поддержали западные союзники. На сегодняшний момент в США действует примерно 15 пакетов антироссийких санкций, и предложено еще несколько. Разумно, что администрация Байдена призвала к пересмотру американских санкций.
Санкции должны быть эффективными. Они должны сдерживать, наказывать и, по возможности, пресекать дурное поведение. Узконаправленные и четко определенные санкции обычно эффективнее широких, — призванных, например, сместить тот или иной режим. Чем больше стран участвует, тем санкции эффективнее. Поэтому администрация Байдена права, что добивается с европейскими союзниками глубокой координации.
Первыми американскими санкциями против России после окончания холодной войны стал «Закон Сергея Магнитского» о верховенстве закона и ответственности от 2012 года. Он направлен против нарушителей прав человека и коррупции в России. Он предусматривает санкции против более 50 российских чиновников и частных лиц, а также ряда юридических. Действия этих преступников подсудны даже по российскому законодательству, но Кремль выгораживает своих криминальных чиновников и раздражен санкциями акта Магнитского — это показатель их эффективности.
За ними последовал «Закон Магнитского о глобальной ответственности за права человека», который применяет те же принципы в мировом масштабе. Он направлен против коррумпированных и деспотических чиновников и магнатов. Оба закона Магнитского кажутся идеальными санкциями. Они пользуются популярностью среди неправительственных организаций, а крупные мошенники их боятся. США должны наложить санкции на семерых высокопоставленных чиновников и магнатов, чьи кандидатуры предложил лидер российской оппозиции Алексей Навальный.
Еще одна группа санкций касается других стран — в частности Ирана, Сирии, Северной Кореи и Венесуэлы. Зачастую в этих незаконных операциях замешаны и российские компании — как государственные, так и частные — но к дискуссии насчет санкций против России это не относится.
Позиция США и ЕС по Крыму с марта 2014 года проста: наложить санкции на всех главных политических виновников захвата и компании, ведущие значительный бизнес с Крымом, чтобы максимально умножить российские издержки на оккупацию полуострова. Это разумная и хорошо работающая программа санкций, и ее следует поддерживать и контролировать. Еще США наложили санкции на старых деловых партнеров Путина из Санкт-Петербурга, которые ведут с ним сомнительные дела. Путин во всеуслышание жаловался, что это несправедливо, — чем признал, насколько больно они ударили по режиму.
В июле 2014 года Россия направила свой спецназ на Украину, когда восточно-украинские повстанцы терпели военное поражение. 16 июля США ответили новыми далеко идущими санкциями. Спустя две недели их примеру последовал ЕС. Помимо ответственных лиц и организаций, санкции коснулись ряда секторов — финансов, нефтяных технологий и оборонной промышленности.
Финансовые санкции оказали самое очевидное влияние, вынудив Россию выплатить свои иностранные кредиты. Общий внешний долг страны сократился с 729 миллиардов долларов в конце 2013 года до 470 миллиардов долларов в конце 2020 года — в то время, как другие страны с развивающейся экономикой привлекают все больше иностранных кредитов. Это отчасти объясняет, почему ВВП России не растет с 2014 года. Эти санкции адресные и работают, как задумано. Их можно запросто расширить. США и ЕС должны пригрозить так и сделать, если Россия не уберется с востока Украины.
В 2017 году, после того как президентом стал Дональд Трамп, Конгресс США принял Закон о борьбе с американскими противниками посредством санкций (CAATSA), заручившись подавляющей поддержкой большинства. Конгресс даже защищал их от Трампа, который выступал против них и восхвалял российского президента Владимира Путина. Самым интересным разделом этого закона были санкции против олигархов, близких к Кремлю.
Администрация Трампа долго колебалась, но к апрелю 2018 года политический конфуз перерос все границы, и ей пришлось наложить санкции на семерых крупных российских олигархов. Впервые Москва оказалась потрясена, а биржа рухнула на 10% за один день. Но Казначейство переборщило. Одним из попавших под санкции олигархов оказался Олег Дерипаска, главный владелец «Русала», который производит 6% мирового алюминия. Цена на алюминий взлетела на 20%. Предприятия «Русала» в Ирландии и Швеции перестали работать. Дерипаска оказался слишком велик, чтобы карать его санкциями, и минфин позорно пошел на попятную. Казначейству надо старательнее делать «домашнюю работу», чтобы фиаско с Дерипаской не повторялось.
В рамках двух последних оборонных законопроектов Конгресс принял суровые санкции в отношении поставщиков «Северного потока — 2», российского газопровода в Германию через Балтийское море. Россия и Германия выступают против этих санкций, а большинство восточных европейцев их одобряют. Администрации Байдена придется в ближайшее время решить, делать исключение для этого российского трубопровода или нет. Надо ли поощрять сотрудничество Германии с Россией вопреки интересам большинства членов ЕС и Украины? Ответ очевиден.
Еще США ввели санкции против России за киберпреступления, вмешательство в выборы и применение химического оружия в Великобритании в 2018 году, а министерство юстиции возбудило против подозреваемых уголовные дела. Хотя такое поведение и преступно, но личные санкции — контрмера не самая действенная. Санкции против людей, которые никогда не выезжают за границу, не очень эффективны.
Санкции США против России можно в некоторой степени упорядочить, но в целом их принципы ясны и разумны. Перед США стоят три основные задачи: восстановить координацию с ЕС, значительно улучшить правоприменение и вытеснить Россию с востока Украины, угрожая новыми санкциями. А прямо сейчас США должны ввести личные санкции в защиту Навального.
Андерс Ослунд — старший научный сотрудник Атлантического совета. Его последняя книга — «Клановый капитализм в России: путь от рыночной экономики к клептократии»