Когда в этом месяце за решетку бросили лидера оппозиции Алексея Навального, все снова заговорили о том, как наказать Россию. В понедельник министры иностранных дел ЕС договорились о введении санкций против российских руководителей, хотя окончательные детали еще не согласованы.
Но такие меры вряд ли удовлетворят критиков Кремля. Они уже взяли в перекрестье прицела любимый проект президента Владимира Путина «Северный поток — 2». Это проложенный по дну Балтийского моря трубопровод, по которому российский природный газ должен поступать напрямую в Германию.
Этот проект уже пережил яростное сопротивление многих европейских стран и США. А Германия, для которой «Северный поток — 2» (СП-2) стал частью большой геополитической игры с ее неотъемлемой эквилибристикой и компромиссами, полна решимости завершить его строительство. Осталось уложить всего 150 километров труб, можно сказать, строительство почти завершено. Но обращение с Навальным и с его сторонниками вновь поставило этот проект под вопрос.
Его предшественник «Северный поток — 1», который также идет по дну Балтийского моря, был построен в 2012 году. Его строительство тоже не обошлось без скандалов. Восточные соседи Германии опасались, что Россия сможет отключить им газ, продолжая поставки в Германию. В таком случае восточные европейцы остались бы один на один с Кремлем.
Но после завершения строительства «Северного потока — 1» энергетическая ситуация в Европе изменилась. Хотя Россия по-прежнему обеспечивает около 40% потребностей Европы в газе, поставляя его главным образом по трубопроводам, идущим через Белоруссию и Украину, она уже не является той господствующей силой, какой была прежде. Многие страны Восточной Европы, куда газ раньше поставлялся почти исключительно из России, сейчас покупают сжиженный природный газ у США и Норвегии. Прежде всего это Польша и Литва.
Более того, газовая инфраструктура европейских стран сегодня намного более взаимосвязана. А антимонопольные иски Евросоюза против поставляющей трубопроводный газ российской государственной компании «Газпром» разрушили ее монопольную власть. Это значит, что СП-2 окажет незначительное влияние на энергетическую безопасность большинства европейских стран. На практике он мало что изменит, а поэтому данный проект становится еще более привлекательной мишенью для тех, кто хочет ослабить российское влияние.
Больше всех от этого трубопровода проиграет Украина. Большая часть поставляемого в Европу российского газа идет транзитом через ее территорию. Но если «Северный поток — 2» будет достроен, а Россия существенно сократит перекачку газа через Украину, Киев лишится миллиардов долларов транзитных сборов. Украина уже и так является жертвой российского военного и экономического давления, и это будет для нее дополнительным ударом.
Этого должно быть достаточно для того, чтобы поддерживающая Украину Германия отказалась от проекта. Но есть также множество других причин. Мало кто из союзников Германии поддерживает этот проект. Представитель французского МИДа также недавно официально высказался за прекращение проекта «Северный проект — 2» в наказание за обращение с Навальным. Многие европейцы видят в этом проекте вопиющий пример немецкого лицемерия, поскольку Берлин требует от других стран играть по правилам ЕС, а сам на стороне заключает сделки с Москвой.
Еще хуже другое. Проложенный по морскому дну трубопровод предназначен для перекачки органического топлива, а это не очень-то соответствует имиджу Германии как лидера зеленой энергетики. Канцлер Ангела Меркель объясняет, что трубопровод, который финансирует и строит российская государственная компания, является «коммерческим проектом». Но из-за этого политика Берлина кажется еще более циничной.
Так почему бы Германии не бросить этот трубопровод? У его сторонников в Берлине есть два объяснения. Во-первых, они говорят, что газ — это экологическая замена углю и атомной энергии, от которых Германия постепенно отказывается. Во-вторых, они утверждают, что продавая газ в Европу, Кремль будет проводить более умеренную внешнюю политику. Но эти аргументы не очень-то убедительны.
Может, дело просто в том, что Меркель, которая в этом месяце в очередной раз исключила возможность отказа от проекта, просто слишком долго держалась за него, и теперь уже не может отказаться. Хотя партия «зеленых», которая наверняка будет играть не последнюю роль в новом коалиционном правительстве страны, настроена решительно против СП-2, большинство немецких политиков как будто согласны с Меркель.
Из-за этого возникают противоречия между Берлином и Вашингтоном, который уже ввел финансовые санкции против компаний, помогающих строить «Северный поток — 2». США утверждают, что трубопровод дает выгоды России и усиливает зависимость Европы от российского газа. Поскольку данный проект никак не отражается на избирателях, в конгрессе возникло редкое межпартийное единство по вопросу СП-2. Введя санкции, американские законодатели продемонстрируют свое суровое отношение к Путину, но при этом никаких издержек они не понесут.
Но за напряженными спорами и неприкрытыми угрозами скрывается прозаическая реальность, состоящая в том, что Россия сейчас уже не может как раньше использовать газ в качестве средства политического давления. И завершение строительства «Северного потока — 2» здесь мало что изменит. Но если отказаться от проекта, наказав таким образом Россию за обращение с Навальным, это тоже мало что даст. Навальный явно создает угрозу для Кремля, которую тот хочет устранить, пусть даже за это придется как-то поплатиться.
Шумиха вокруг «Северного потока — 2» демонстрирует одну простую истину: когда приходится иметь дело с Россией, хороших вариантов действий очень мало.