В 24-страничном докладе президента Джо Байдена «Временное стратегическое руководство в области национальной безопасности» слово «демократия» написано 47 раз. В частности, новая администрация настаивает, что демократические союзники должны вместе выступить против авторитарных великих держав, какими являются Россия Владимира Путина и Китай Си Цзиньпина. Но судя по событиям прошлой недели, США полны решимости встретить лицом к лицу не только своих врагов, но и союзников.
В прошлую среду Байден согласился с тем, что российский президент «убийца». На следующий день госсекретарь Энтони Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан открыто схлестнулись со своими китайскими коллегами в Анкоридже.
В тот же день госсекретарь выступил с резким заявлением о трубопроводе «Северный поток — 2», по которому российский газ должен перекачиваться через Балтийское море в Германию. Газопровод этот проложен в обход Украины и Польши. Блинкен назвал его «русским геополитическим проектом, имеющим целью расколоть Европу и ослабить ее энергетическую безопасность». Он предупредил: «Любая причастная к строительству организация… рискует подвергнуться американским санкциям и должна немедленно отказаться от участия в этой работе».
Русские и китайцы в долгу не остались. Путин с издевкой предложил Байдену провести публичные дебаты. Китайский министр иностранных дел Ван И в ответ на слова Блинкена выступил с возмущенной тирадой. А европейцы, точнее, немцы, были вынуждены беспомощно моргать в свете прожекторов.
Владельцем трубопровода является Газпром, а финансируют строительство пять европейских компаний (французская Engie, австрийская OMV, британо-голландская Shell и немецкие Uniper и Wintershall). Политическую ответственность за него несет Берлин. Большинство европейских стран выступают против этого проекта. Некоторые немецкие политические руководители очень хотят, чтобы трубопровода не было. Однако правительство канцлера Германии Ангелы Меркель рассчитывает на то, что ему удастся убедить Вашингтон дать согласие на прагматичное решение проблемы и смириться с прокладкой газопровода, строительство которого завершено на 95%.
Команда Байдена оказалась в двусмысленном положении. Она хочет противостоять России, и вместе с тем — улучшить американо-германские отношения, которые при Трампе опустились ниже некуда. В США двухпартийная фракция в конгрессе громко требует включить в санкционный список еще больше компаний. В мае должен выйти доклад на эту тему.
Техасский сенатор-республиканец Тед Круз, являющийся союзником Трампа и возможным претендентом на президентский пост в 2024 году, пользуясь нормативными сроками, блокирует важные назначения в правительство. Предложенного Байденом на пост директора ЦРУ Уильяма Бернса (William Burns) сенат утвердил сразу же после резкого заявления Блинкена на прошлой неделе, но другие кандидаты пока не назначены, и процесс заторможен. Намек ясен: если не будет уступок Конгрессу, не будет назначений.
Надо найти выход из этого тупика. Непреклонность Берлина может настроить против него самую проевропейскую за много лет американскую администрацию. А если будет упорствовать Вашингтон, он унизит свою ключевую союзницу Германию накануне сентябрьских всеобщих выборов в ФРГ, которые могут многое изменить в стране. Еще важнее другое. В одиночку ни Америка, ни Европа не смогут сдержать и обуздать своих агрессивных противников.
От этого безвыходного положения выигрывают те, у кого есть основания выступать против возобновления партнерства между демократиями по обе стороны Атлантики. Это политические экстремисты в Америке и Европе, а также их тайные пособники в России и Китае.
Нужен компромисс. С учетом того, что поставлено на карту, стимулов для такого компромисса существует множество. Американский закон о санкциях допускает отступления от него «при наличии соответствующих гарантий и предохранительных мер». Такие гарантии и меры должны быть конкретными, поддающимися количественной оценке, и иметь прямое действие.
Вот что предлагается: после завершения строительства трубопровода должен быть включен «механизм ответных мер», не дающий России манипулировать газовыми поставками. Восточноевропейские страны и Украина должны получить гарантии энергетической безопасности. Необходимо поддержать экономические и демократические преобразования на Украине, обеспечить полное применение энергетических норм и правил ЕС, вложить инвестиции в создание соединительных трубопроводов в Восточной Европе и продолжить процесс отказа от органического топлива. Все эти вопросы следует решать в тесном взаимодействии с ЕС, странами Восточной и Центральной Европы, а также с Киевом.
Когда Байден недавно на онлайн-конференции по безопасности призвал наладить новое трансатлантическое взаимодействие, Меркель ответила ему, что Германия к этому готова. На этой неделе в Брюсселе встречаются министры иностранных дел стран-членов альянса, чтобы лично провести консультации. При обсуждении во главу угла следует поставить решение проблемы «Северного потока — 2».