Доктор Хаос: два года Зеленского (Обозреватель, Украина)

Украина два года топталась на месте

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
21 апреля исполняется ровно два года со времени победы Зеленского во втором туре президентских выборов. За этот срок взгляды нового президента сильно изменились, но время, которое можно было потратить на реформы, Украина потеряла, находясь в бесплодных поисках «особого пути». О том, как крутило и бросало страну за прошедшие два года под управлением Зеленского, решил напомнить «Апостроф».

Взбесившиеся «кадровые лифты»

В тот памятный день Владимир Зеленский победил с разгромным результатом в 73 процента от проголосовавших. Эта цифра надолго отпечаталась в памяти украинцев, хотя показателем реальной поддержки нынешнего главы государства стоит считать результат Зеленского в 30,24 процента, достигнутый им в первом туре. Сейчас же поддержка главы государства упала и колеблется в районе 25 процентов, что стало следствием как его действий, так и внешних факторов.

Уже с первых кадровых назначений нового главы государства стало ясно, что опыт и профессионализм кандидатов на ту или иную должность не играют для него ключевой роли. В стремительно взлетавшие «социальные лифты» принимали друзей президента и «кварталовцев», пришедших во власть вместе с ним, друзей друзей, одноклассников, даже просто знакомых по работе. Естественно, это не улучшило управляемость государственной машиной и внутренней политикой в целом. Возможно, самым ярким примером такой политики стало трех-и четырехкратное переназначение губернаторов в некоторых областях, и это за каких-то два года (!).

Не лучше обстоит ситуация и в правительстве. По мнению эксперта МЦПИ Игоря Петренко, Зеленский не смог сформировать кабмин, который стал бы локомотивом реформ.

«Ощутимого результата в том, что касается экономического блока, структурных реформ, правоохранительного блока, судебной системы, нет. Ту же реформу СБУ тянут, как кота за хвост: нет решительности. С одной стороны, Зеленский становится жестче, но с другой ему не хватает системности в работе, и это в первую очередь, опять-таки, из-за слабого правительства», — говорит Петренко.

Олигархи, коррупция и СНБО

Естественно, дело не только в нефункциональном Кабмине. Проблема гораздо шире и касается в том числе созданного президентом монобольшинства, которое раздирают на части его акционеры-олигархи, которые вложились во новую власть еще на старте. Пока что консенсус олигархов с ОП и самим Зеленским держится, а хозяина Банковой не критикуют на телевидении. По сути, власть имитирует борьбу с олигархатом. Анонсированный закон об олигархах вряд ли изменит расклад сил и будет писаться, судя по всему, прежде всего против нынешних оппонентов Зеленского — Игоря Коломойского (бывший союзник, как это часто случается в политике, превратился в противника) и Петра Порошенко, обходя вниманием друга всех президентов Рината Ахметова, и Виктора Пинчука, который имеет хорошие контакты с истеблишментом американской Демпартии. Достаточно удивительные события происходят вокруг «венского узника» Дмитрия Фирташа, который уже восьмой год ждет экстрадиции в США, но недавно прирастил свой горнодобывающий бизнес в Украине

Борьба с коррупцией, о которой так много говорил президент в начале своего срока, после нескольких громких скандалов с представителями власти а-ля нардепа-»слуги» Александра Юрченко, которого обвинили в получении взятки, превратилась в полную бутафорию. Сейчас она свелась к войне за сохранение в должности руководителя НАБУ Артема Сытника, (который скорее всего, отбудет полностью свой семилетний срок), войне за назначение руководителя САП и борьбе за контроль над судебной ветвью власти, проявлением которой является законопроект о ликвидации ОАСК, поданный президентом. Кроме того, идет бескомпромиссная борьба за контроль над Конституционным судом и увольнение главы КС Александра Тупицкого.

Не показав видимых результатов в борьбе с коррупцией, у Зеленского придумали красивую «фишку» — удары по целям с помощью СНБО, что дает быстрый результат, ощущаемый обществом. Другое дело, что с юридической точки зрения данные решения, мягко говоря, не безукоризненные, но кого это волнует. Фактически глава государства во внутренней политике при помощи Совбеза примеряет на себя образ «сильной руки» в вопросе олигархов, борясь с контрабандистами и «пятой колонной». Своими санкциями против Медведчука он спутал карты не только на Украине (особенно пострадал от этого решения Петр Порошенко, который демонстрировал ура-патриотизм, но кума Путина не трогал), но и в Кремле.

Хаос во внешних сферах

Как бы там ни было, инструмент санкций не решает ни вопросы коррупции, ни вопросы кадровой политики, которая провалена полностью как по части внутренней так и международной, а без нее рассчитывать на какие-либо достижения нет смысла, говорит «Апострофу» директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.

«У нас отсутствует внешняя политика, потому что два человека в ОП решили, что они современные Талейраны и Бисмарки. То, что делают Ермак и Жовква, выглядит печально, и смешно: они отодвинули в сторону МИД, в котором есть неплохие специалисты, и решили, что могут давать им несистемные и хаотические задания. Сюда же относятся и заявления главы ОП о том, что «традиционная дипломатия не работает». Тотальная некомпетентность, «кавалерийские наскоки» и полное игнорирование протоколов дипломатии, которыми весь мир руководствуется уже не один десяток лет, сильно вредят нам», — говорит эксперт.

К примеру, после того, как Россия начал концентрировать войска на границе с Украиной, Ермак заговорил о размещении Patriot в нашей стране, а Зеленский заявил о намерении получить ПДЧ и вступить в НАТО.

«При этом никто не задается вопросом о том, что у нас полтора года нет посла при НАТО — о чем мы говорим тогда? Зеленский не понимает, что, если что-то внутри страны пообещать и не выполнить, что это может сойти с рук, но в международных отношениях это так не работает, нужно выполнять обязательства и проводить серьезную работу перед тем, как выйти и что-то заявить, как снег на голову», — добавляет Бала.

Сыграло плохую роль и то, что изначально, после прихода к власти, Зеленский имел кардинально противоположную позицию во внешней политике. Игорь Петренко обращает внимание на то, что сначала Зеленский искренне думал, что «можно просто перестать стрелять», и был ориентирован на завершение войны через мирные переговоры, уступки и так далее. Но когда он увидел, что от России нет фидбека, то начал менять свое отношение и пришел к отстаиванию достаточно жесткой позиции по миру на Донбассе: сначала безопасность, потом политические аспекты Минска. Это созвучно с позицией Порошенко, но есть разница: Порошенко с самого начала не собирался реализовывать Минск, в Европе он говорил одно, в Украине другое, и в результате потерял все.

Везучая экономика

Картина была бы неполной, если бы мы не вспомнили о состоянии украинской экономики при Зеленском. По словам экономического эксперта Бориса Кушнирука, Зеленский не имел ни знаний, ни опыта и не мог определить, кто может управлять экономикой. Выбор премьера и министров был крайне неудачный: глава государства назначал их исключительно по принципу «нравится-не нравится» и удобности для себя. Соответственно, стратегии — нет, коррупция растет, наблюдается управленческий хаос, и никаких понятных перспектив относительно содержательной экономической политики тоже нет.

В то же время, Кушнирук напоминает, что в результате пандемии коронавируса экономика Украины в 2020 году упала меньше, чем у стран Европы. Но это «чудо» случилось вовсе не из-за эффективного руководства, а потому что значительная часть украинской экономики находится в тени, и тут речь идет в первую очередь о малом и среднем бизнесе, где произошло наибольшее падение. Кроме того, у нас значительно меньше развита сфера услуг, которая больше всего пострадала в Европе. Повлиял и рост спроса на нашу ИТ-сферу, благодаря локдауну и, наконец, увеличение официальных переводов заробитчан.

«В позитивном плане на нашу экономику в 2020 году повлиял рост мировых цен на сырье: руду и зерновые. В IV квартале прошлого года ситуация была значительно лучше, чем ожидалось, а в 2021 перспективы тоже хорошие: МВФ оценивает будущий рост ВВП в 4 процента, а Ukrainian economic outlook оценивает рост в 4,6 процента, и это абсолютно реально за счет того же роста цен на сырье (даже отскок к уровню 2019 года будет восприниматься как позитив). Кроме того, рост цен на сырье запустит цепочку: например, вырастут грузоперевозки зерна и металла, двух ключевых статей нашего грузопотока», — отмечает Кушнирук.

Впрочем, все это происходит, скорее, по инерции, нежели в результате какой-то спланированной стратегии власти. Никаких системных изменений в государстве не произошло и не происходит, и конца «эпохи бедности» никто особо не ждет. За два года Зеленский понял, что простых и быстрых решений нет ни во внутренней, ни во внешней политике. Более того, он все-таки избрал вектор, по которому он хочет двигаться, фактически возвращаясь в точку, из которой начал свой путь президента. Впрочем, то, что Зеленский это осознал — хорошо, ведь лучше поздно, чем никогда. Другое дело, что получается, что два года, во время которых роль гаранта Конституции выполняет Владимир Зеленский, по сути, были топтанием на месте, а за уроки для президента расплачивалась и расплачивается вся Украина…

Обсудить
Рекомендуем