Diário de Notícias (Португалия): между Лукашенко и Путиным отношения любви-ненависти

Мария Ракель Фрейре, координатор Центра передового опыта Жана Монне в Университете Коимбры, объясняет, чем отличаются режимы Белоруссии и России, и признает, что экономических санкций, направленных на элиты этих стран, недостаточно

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор книги о внешней политике России размышляет о санкциях против России и Белоруссии и о европейской политике в отношении «автократических режимов Путина и Лукашенко» в целом. При этом «эксперт» не выходит за рамки традиционных западных штампов, в том числе при анализе отношений между Москвой и Минском.

В прошлом году в Университете Коимбры открылся Центр передового опыта Жана Монне (Centro de Excelência Jean Monnet), специализирующийся на исследованиях динамики речей Европейского союза и его восточных соседей и, в частности, на изучении отношений с Россией. Междисциплинарная команда Центра состоит из 11 человек, представителей разных факультетов: экономического, филологического, науки и технологий. Помимо научной работы специалисты Центра занимаются преподаванием и ведут ряд дисциплин в рамках программ бакалавриата и магистратуры.

Кроме того, они проводят мероприятия, ориентированные на общество в целом: освещают вопросы цифровой безопасности, дезинформации и пропаганды, а также рассказывают детям об отношениях ЕС с соседними странами. Координатором Центра выступает Мария Ракель Фрейре (Maria Raquel Freire), сотрудник Центра социальных исследований и преподаватель международных отношений на экономическом факультете Университета Коимбры. Специалист в вопросах разрешения конфликтов, международной безопасности и безопасности на постсоветском пространстве, она написала книгу «Путинская Россия: структурирующие векторы внешней политики» (A Rússia de Putin — Vetores Estruturantes da Política Externa). Мария Ракель Фрейре поделилась с нашим изданием некоторыми их своих размышлений.

Экономические санкции

ЕС показал, что с трудом может справиться с автократическими игроками, как внутренними, так и внешними. Его оружие — это санкции. Их недостаточно, но альтернатив им нет. «Дело в том, что на примере России, где это более явно выражено, и Белоруссии стало понятно, — санкции, как они задуманы, имеют явно ограниченное влияние. В случае Белоруссии все очевидно, поскольку речь идет о санкциях, замораживающих активы представителей политической элиты и запрещающих выдачу им европейских виз. Однако для многих из политических лидеров этого региона реальное влияние санкций сводится к минимуму, потому что отношения с Россией в конечном итоге более стабильны, хотя и не совсем просты.

В случае России ограничения санкций более очевидны. Несмотря на экономическое влияние, существует некоторое расхождение между тем, что можно назвать более решительными действиями, и некоторыми темами, лежащими вне введенных санкций. Если мы взглянем на ситуацию в целом, полная изоляция не выгодна России. Россия и ЕС взаимосвязаны, в экономическом плане Европа — это гигантский сосед. Кроме того, у введения и возобновления санкций есть также негативный политико-дипломатический и моральный оттенок. Хотя санкции и имеют важный политический вес, забывать об этом не стоит.

В чем сходства и различия Минска и Москвы

Белоруссия Александра Лукашенко — это Россия Владимира Путина, но поменьше? «Несмотря ни на что, системы в этих странах разные. Белоруссия намного более предана советской системе. Идея номенклатуры во власти, сплоченность элиты вокруг набора принципов, направленных на поддержку президента Лукашенко — все это весьма отличается от системы правления в России. В Кремле структура более разнообразна, чем мы о ней думаем. Говоря простыми словами, существует более консервативное крыло под предводительством Владимира Путина и более либеральное. Бывают разногласия и противостояния взглядов. В России кроме политической элиты есть и экономическая, состоящая из олигархов. И между этими могущественными элитами есть тактические соглашения».

Лукашенко и Путин

Сложно понять, какие отношения между Лукашенко и Путиным. Иногда они кажутся друзьями, а иногда и соперниками, если не врагами. Одного отрицать нельзя — Белоруссия зависит от своего большого союзника. «Из-за существования союзного государства Белоруссии и России на отношения двух стран иногда смотрят упрощенно, ведь они до определенного уровня интегрированы. Можно сказать, что между ними развиваются отношения любви-ненависти, но они не всегда так сильны, как кажется. В том, как Россия смотрит на Белоруссию, есть неоднозначности и трудности. Лукашенко не хочет становиться «подданным» России. До выборов он обсуждал с ЕС отношения и текущие проекты. Пускай и на минимальном уровне, но происходило хоть что-то, к тому же, это был способ продемонстрировать независимость в отношениях с Москвой. Однако в прошлом году зависимость от Москвы стала очевидной, и Россия воспользовалась ситуацией, чтобы увеличить потенциал влияния. Для России в геополитическом плане важна лояльность Белоруссии, и совсем не обязательно, чтобы у власти был Лукашенко. С точки зрения России, власть можно сменить, если лояльность не окажется под угрозой».

НАТО как угроза

В результате вторжений России в Грузия потеряла часть территории в 2008 году, а Украина — в 2014. Обе страны были кандидатами на вступление в Североатлантический Альянс. «НАТО считается одним из внешних врагов России. Это подтверждают и ее стратегические документы. Расширения ЕС и НАТО приближают границы этих организаций к России. Это укрепило представление о том, что Россия исключена из процессов европейской обороны и даже вернула популярные во времена холодной войны рассуждения об осаде. Войны в Грузии и на Украине говорят о том, что российская политика стала более милитаризованной и агрессивной. Постсоветское пространство имеет приоритетное значение, и, несмотря на ограничения, Россия будет пытаться минимизировать, где дотянется, развитие противоречащих ее интересам ситуаций и увеличить свое влияние. Войнами она смогла добиться того, что Грузия и Украина неопределенное время не смогут присоединиться к Североатлантическому альянсу».

Прибалтика в безопасности

Причастно ли НАТО к тому, что Литва, Латвия и Эстония остаются с Западом? «Внешняя политика России стала более милитаризованной, это, очевидно, вызывает страх в соседних странах. Ситуацию с русскими меньшинствами в балтийских странах обсуждали в рамках ОБСЕ, и, благодаря различным переговорам, удалось сделать так, чтобы законодательная реформа в Эстонии защищала меньшинства. В России вопрос диаспор очень важен. Этот аргумент возникал в случае с Грузией, тогда утверждали, что права русских меньшинств в Абхазии и Южной Осетии не защищены. В случае с Украиной, Крымом и Донбассом мы опять столкнулись с такими же рассуждениями. Даже в ситуации с Сирией одной из причин вмешательства стало русское меньшинство. На Западе часто обсуждают права человека и фундаментные свободы. По сути, это зеркальное отношение ситуации с русскими меньшинствами. Различные эксперты говорят, что Россия занялась экспансией, и за Украиной последуют Молдавия, Приднестровье и даже страны Прибалтики, так Россия попытается воссоздать советское пространство. Однако же я всегда критически относилась к этой точке зрения. Я считаю, что у России нет политических и экономических средств для проекта такого масштаба».

Кибервойна

Эстония уже становилась жертвой российских кибератак. В Соединенных Штатах спецслужбы не сомневаются, что русские вмешались в выборы 2016 и 2020 годов и устроили атаку на программное обеспечение SolarWinds, что вылилось в разведывательную операцию, которая затронула администрацию США, компании и, возможно, НАТО. Насколько мощь киберармии России равна ее традиционной военной силе? «Я читала комментарии российских военных, где они признают большой потенциал кибер-измерения. Традиционное и ядерное вооружения имеют фундаментальное значение, но вместе с тем признается и значительная мощь пропаганды, фальшивых новостей и кибератак, ведь они обладают огромным потенциалом в дестабилизации».

Они против нас

В чем причина существования взглядов времен холодной войны, разрыва между Западом и Востоком? Это «захватывающий вопрос» отношений России и Запада. «К этому дискурсу вернулись после войны на Украине. С 2012 года, когда Путин вновь стал президентом, начали отмечать закрытость, более консервативный подход к политике и идею большего разделения. Стал вырисовываться цивилизационный дискурс, в котором Россия пытается позиционировать себя как уникального игрока, европейского, но при этом азиатского; игрока, который отличается от Европы, воплощая в себе более традиционные христианские ценности. Однополые браки называют свидетельством падения морали и ценностей. Россия считает себя носительницей более консервативной и чистой европейской идентичности, чем Запад. Такой подход подпитывает дихотомию «мы и они».

Обсудить
Рекомендуем