The American Spectator (США): пора договариваться с Владимиром Путиным

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Бывший помощник президента Рейгана пишет, что пора бы американцам использовать новый подход для взаимоотношений с Россией, а встреча Байдена и Путина может стать неплохим началом. Как он это обосновывает, и что для этого надо сделать, читайте в статье.

Через пару недель президент Джо Байден встретится с президентом России Владимиром Путиным. Настало время выбрать новый подход к России.
Ключевую роль в прекращении холодной войны сыграла премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Самым важным моментом в ее политике, возможно, было то, что она сказала: «Мне нравится господин Горбачев. Мы можем вести дела вместе».

Она помогла убедить Рональда Рейгана в том, что Михаил Горбачев, вскоре ставший Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза, отличается от своих предшественников. И он действительно отличался. На это потребовалось несколько лет, но после того, как он взял под свой контроль и удержал Красную Армию в казармах по всей Восточной Европе, безнадежный коммунистический режим, словно Шалтай-Болтай, упал со стены и развалился навсегда.

Точно так же Байдену и Путину нужно «вести дела вместе».

Второй из них не является демократом. Слишком многие из нас, кто был воодушевлен крахом коммунизма, недооценили трудности перехода к либеральной демократии страны, никогда не бывшей свободной от имперского гнета (не одно столетие жившей при царском самодержавии и многие десятилетия — при советском тоталитаризме). Борис Ельцин действовал с благими намерениями, но был человеком некомпетентным и любящим выпить.

Только вопиющее и бесцеремонное вмешательство Америки в выборы в 1996 году помогло ему победить кандидата от номинально реформистской и пугающе возрождающейся коммунистической партии. Когда в 1999 году, в канун Нового года, он ушел в отставку, многие люди почувствовали облегчение.

Его преемник Путин, которого повысили из премьер-министра в исполняющего обязанности президента, увы, оказался более авторитарным и компетентным. Но он никогда не был особенно настроен против Америки. Сотрудники КГБ, как правило, были не фанатичными идеологами, а циничными и земными людьми. Действительно, они были необходимы для насаждения тирании именно потому, что СССР был настолько противен человеческой природе и опыту.

После терактов 11 сентября Путин проявлял участие и был готов прийти Соединенным Штатам на помощь, и Россия долгое время предлагала им тыловую поддержку при проведении их операций в Афганистане. Даже сегодня между Америкой и Россией не существует конфликтов в сфере фундаментальных интересов. Между ними нет никаких территориальных претензий, никакого глобального соперничества, никаких враждебных идеологических противоречий. Российская Федерация — это перевоплощенная Российская империя без нерусских сатрапий. И Москва сегодня ведет себя так же, как тогда Санкт-Петербург, требуя от иностранных государств уважения, а главное — чтобы те учитывали ее геополитические интересы, чтобы ее включили в процесс принятия международных решений и соблюдали неприкосновенность ее границ.

К сожалению, Вашингтон и Брюссель упустили шанс и безрассудно «растратили» первоначальную доброжелательность и расположение Путина. Некогда великий русский медведь был повержен, и, казалось, надолго выведен из строя. Поэтому западные правительства глумились над своим поверженным «партнером». Союзники лгали и Горбачеву, и Ельцину о расширении НАТО, разрушили Сербию, давнего российского друга, способствовали возникновению «цветных революций» в Грузии и на Украине и поддерживали их, пообещали включить обе эти страны в трансатлантический альянс и поощряли уличный путч против избранного, хотя и коррумпированного, в целом пророссийского президента на Украине. Все это время Запад оправдывал свои действия, заявляя, что никто не имеет права на сферу влияния, а Вашингтон, вмешиваясь в дела других государств, вступает от имени всего человечества.

Запад не замечал своего лицемерия. После войны в Грузии, спровоцированной нападением Тбилиси на сепаратистскую территорию, на которой находились российские военнослужащие, забывчивый Джон Маккейн заявил, что «в XXI веке страны не вторгаются в другие страны». Очевидно, он забыл, что пятью годами ранее он категорически требовал, чтобы США вторглись в Ирак. (И вообще, он был горячим приверженцем войны, выступая за то, чтобы Америка напала на несколько стран. Он даже спел песенку «Бич Бойз» о бомбардировке Ирана).

Можно только представить, как отреагировал бы Вашингтон — и особенно Маккейн — если бы Россия повела себя как Америка: расширила бы Варшавский договор, приняв в число его участников страны Центральной Америки. Спонсировала бы революции против избранных правительств в Оттаве и Мехико. Предложила бы членство в Варшавском договоре Канаде и Мексике. Уничтожила бы Колумбию, государство дружественное Вашингтону. Вопли были бы слышны по всей Атлантике, и цитаты из доктрины Монро заполнили бы страницы газет, эфир и киберпространство. Маккейн повел бы толпу с Капитолийского холма к Белому дому, требуя немедленной и тотальной войны.

Конечно, это все равно не оправдывает жесткую реакцию Москвы на события на Украине. Но разрушив Ирак, исходя изо лжи, тем самым дестабилизировав ситуацию в регионе, спустив «с цепи» «Аль-Каиду»/ИГИЛ (террористические организации, запрещенные в РФ — прим. ред.), расширив возможности Ирана, разрушив религиозные общины меньшинств и вызвав цунами межконфессионального насилия, в результате которого погибли сотни тысяч людей, вашингтонские чиновники должны отказаться от ханжества. Или они могут спросить Мексику, которая потеряла половину своей территории из-за агрессивных, молодых Соединенных Штатов. Грузия и Украина неудачно «застряли» в регионе рядом с большим воинственным соседом, и изменить это Америка не может.

Выделяются четыре момента. Во-первых, хотя Москва плохо ведет себя по отношению к Украине, для безопасности США и Европы это особого значения не имеет. Украина долгое время входила в состав Российской империи (как в старом, так и в новом ее вариантах). Вашингтон никогда не беспокоился о статусе Киева, поскольку Москва была ключевым игроком.

Украина расположена ближе к Европе, которая, следовательно, должна быть более заинтересована в стабильности этой страны. Однако европейцы признают, что плохое обращение России с Украиной — захват Крыма и поддержка сепаратизма в Донбассе на востоке — это особый случай. Путин не сделал ничего, что указывало бы на то, что он хочет попытаться «проглотить Украину», что является невыполнимой задачей. А раз он этого не сделает, то вряд ли он начнет блицкриг, чтобы захватить Европу (с населением, в три раза превышающим население России).

Для Украины основные негативные последствия авантюры Москвы заключаются в том, что членство Киева в НАТО стало маловероятным, поскольку существующие правила запрещают принимать в состав альянса страну с неразрешенными пограничными спорами с соседним государством. Но это согласуется с возражением Европы против включения Украины. Со времени начала конфликта в 2014 году находящиеся на более отдаленном расстоянии США, подталкиваемые странной коалицией выступающих за войну республиканцев и выступающих против Трампа демократов, как никогда решительно настроены противостоять Москве.

Во-вторых, правительство Путина не угрожает Соединенным Штатам. Прямое нападение на Америку немыслимо. Что касается европейских стран, то даже они, во всяком случае, те из них, которые расположены не на границе с Россией, отрицают вероятность войны: если бы они беспокоились, они выделяли бы более 1% с лишним на свою оборону. Между Америкой и Российской Федерацией существует много споров и конфликтов в периферийных районах (в Сирии, на Кубе, в Венесуэле, Ливии), но они имеют второстепенное значение. И если бы Вашингтон не относился к Москве как к врагу, вводя санкции и предпринимая многие другие шаги, она с меньшей вероятностью платила бы ему той же монетой, регулярно создавая угрозу интересам США. Ситуация с правами человека в России ужасающая, но убийства, похищения, пытки, массовые тюремные заключения и иностранная агрессия не вызывают у американских чиновников беспокойства, когда их совершают Египет, Бахрейн, Саудовская Аравия, Турция и другие страны.

В-третьих, нынешняя политика США странным образом способствует сближению Москвы и Пекина. Ричард Никсон преобразил холодную войну, найдя общий язык с Китаем и превратив не столь значительный геополитический разрыв между этими странами в пропасть. Сейчас Россия и КНР действуют вместе против Америки. Некоторые аналитики пытаются развеять опасения, заявляя, что между этими двумя странами неизбежно произойдет разрыв. Другие считают, что помешать этому сотрудничеству невозможно.

Однако, скорее всего, будущее неопределенно и будет зависеть от действий США. Эти две страны способны вместе причинить Соединенным Штатам много зла. Вполне естественно, что чем хуже отношения Америки с Москвой, тем больше Россия склонна препятствовать Вашингтону. На периферии блок Пекин-Москва может играть более важную (и пагубную) роль в Бирме, Иране, на Кубе, в Венесуэле, Сирии, Ливии, Северной Корее, Центральной Азии, на Балканах и в других регионах.

В-четвертых, США не могут позволить себе никаких новых грандиозных международных крестовых походов. Вашингтон растратил триллионы долларов — и потерял тысячи человек убитыми — в Афганистане и Ираке. Более того, США фактически обанкротились.

Президент Дональд Трамп и республиканский Конгресс сорили деньгами, одновременно увеличивая расходы и сокращая доходы. Из-за увеличения социальных расходов и снижения налогов в условиях пандемии covid-19 государственный долг в конечном итоге увеличится на 16 триллионов долларов. Администрация Байдена нагнетает цунами расходов, не связанных с личными и национальными потребностями. В результате Америка вскоре побьет свой предыдущий рекорд по госдолгу, установленный после Второй мировой войны, когда он достиг 107% ВВП. К сожалению, последствия старения населения будут только ухудшаться. По оценкам Бюджетного управления Конгресса, к 2050 году госдолг достигнет ужасающих размеров и составит 200%.

Америке пора договариваться и заключать сделку. У президента Дональда Трампа была возможность сделать это, но он этого не сделал. Правда, его пространство для маневра было ограничено сфабрикованными сведениями компрометирующего характера о сговоре в ходе выборов 2016 года в сочетании с проводившейся обеими партиями клеветнической кампанией. Республиканцы не хотели отказываться от своего традиционного врага времен холодной войны, Москвы, осуждать которую демократы внезапно сочли политически выгодным. Назначенцы президента присоединились к постоянной бюрократии, чтобы последовательно подрывать его политику, продолжая прежний антироссийский курс Вашингтона, ужесточая санкции и еще больше охлаждая отношения.

Байден же, наоборот, уже много лет осуждает Россию. Более того, он назвал Москву угрозой, а Китай — «конкурентом». Но это дает ему возможность сыграть роль современного Ричарда Никсона. Байден может «поехать в Россию» в переносном смысле (саммит проходит в Швейцарии) и стабилизировать отношения, которые слишком важны, чтобы разрушить их окончательно.

Контуры возможных предложений наметить несложно. Для обеих сторон должно быть запрещено вмешательство в выборы — на самом деле США гораздо более виновны в таком вмешательстве, чем Россия. Так же под запретом должны быть «операции» в киберпространстве, за исключением сбора разведданных, что является неотъемлемой частью международных отношений. Вашингтон должен быть готов к ответным мерам, но сокращение дипломатического персонала в ответ является мерой ошибочной и контрпродуктивной.

Аналогичного подхода должны придерживаться и европейские правительства. Например, они могли бы предложить отказаться от постоянных претензий по поводу того, что Россия не является демократией (они что, на самом деле удивились, обнаружив это?) в обмен, скажем, на то, чтобы Москва прекратила совершать политические убийства на территории европейских стран. Если уж на то пошло, щепетильность европейцев в отношении гуманитарных вопросов мгновенно исчезает, когда речь заходит о получении денег от Саудовской Аравии в качестве платы за оружие, используемое для убийства мирных жителей Йемена. Брюссель идет навстречу и Турции, которая насильно вывозит из Европы предполагаемых врагов, то есть большинство тех, кто критикует президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

Что еще более важно, США и их союзники по НАТО должны предложить прекратить расширение НАТО. Включение Северной Македонии и Черногории (во всяком случае, вторая из них — отличная декорация) свидетельствует о том, что этот процесс ушел гораздо дальше, чем можно было бы считать полезным и целесообразным. Что дальше? Принять в состав альянса Герцогство Великого Фенвика? (вымышленное крошечное государство из романа Леонарда Вибберли «Рев мыши» — прим. перев.). Самое главное, США должны пообещать, что в список стран-членов НАТО не будут добавлены ни Грузия, ни Украина. И вообще, это решение надо было принять давным-давно. Их включение в состав НАТО не в интересах Америки — они станут причиной конфликтов и противоречий в Североатлантическом союзе — и могут спровоцировать эскалацию со стороны России.

В свою очередь, Москва должна прекратить поддерживать украинских сепаратистов, а Киев должен выполнить свое обещание и предоставить более широкую автономию Донбассу. В политическом и военном плане Украина будет нейтральной, но у нее будет возможность самостоятельно решать свою экономическую судьбу. Такой компромисс может вызвать недовольство украинцев, которые, конечно же, по-прежнему смогут свободно выбирать свой собственный курс. Но они не имеют права на членство в НАТО и защиту со стороны Америки. США должны просто дать понять, что американцы не придут — идет ли речь о военной помощи сегодня или военнослужащих (и, возможно, ядерном оружии) завтра.

США и Россия должны признать, что помимо серьезных проблем будет и геополитическая конкуренция. Поэтому Байден и Путин могли бы начать непростой переговорный процесс, какой-нибудь «торг». Вашингтон и Москва могли бы сотрудничать в борьбе с терроризмом после того, как Вашингтон выведет войска из Афганистана. Русские могли бы отказаться от своего участия в делах Кубы и Венесуэлы и ужесточить санкции в отношении Северной Кореи. А США могли бы уйти из Сирии и оставить Ливию, чтобы Москва разбиралась с разношерстной толпой действующих там европейских и ближневосточных государств. Дополнительных договоренностей, которые могут оказаться интересными, может быть сколько угодно.

В свою бытность кандидатом в президенты Байден пообещал «защищать наши демократические ценности и противостоять автократам, таким как Путин».

Он уже отказался от аналогичного обещания в отношении Саудовской Аравии. Россия как великая держава (хотя уже и не сверхдержава), обладающая ядерным оружием, заслуживает еще большего внимания. Не потому, что Путин ни в чем не виноват, и не потому, что действия Москвы не представляют собой опасности, а потому, что авторитарный медведь — это сегодняшняя реальность. Америке лучше продуктивно взаимодействовать с Москвой, чем представлять себе, что благодаря изоляции и конфронтации Россия станет лучше, а мир — безопаснее.

Хотелось бы надеяться, что когда-нибудь российский народ будет жить в условиях демократической, честной и открытой системы. В краткосрочной перспективе приоритетом Вашингтона должны стать сохранение мира и решение общих проблем.

Госсекретарь Энтони Блинкен недавно встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и заявил: «Существует много областей, где наши интересы пересекаются и совпадают, и мы считаем, что можем работать вместе, основываясь как раз на этих интересах». Это было бы достойной повесткой дня для предстоящего саммита Байдена и Путина.

Вашингтон уже пережил одну холодную войну с Москвой. Учитывая появление на горизонте все более мощного Китая, Америка должна избегать повторения войны.

Обсудить
Рекомендуем