Через пару недель президент Джо Байден встретится с президентом России Владимиром Путиным. Настало время выбрать новый подход к России.
Ключевую роль в прекращении холодной войны сыграла премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Самым важным моментом в ее политике, возможно, было то, что она сказала: «Мне нравится господин Горбачев. Мы можем вести дела вместе».
Она помогла убедить Рональда Рейгана в том, что Михаил Горбачев, вскоре ставший Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза, отличается от своих предшественников. И он действительно отличался. На это потребовалось несколько лет, но после того, как он взял под свой контроль и удержал Красную Армию в казармах по всей Восточной Европе, безнадежный коммунистический режим, словно Шалтай-Болтай, упал со стены и развалился навсегда.
Точно так же Байдену и Путину нужно «вести дела вместе».
Второй из них не является демократом. Слишком многие из нас, кто был воодушевлен крахом коммунизма, недооценили трудности перехода к либеральной демократии страны, никогда не бывшей свободной от имперского гнета (не одно столетие жившей при царском самодержавии и многие десятилетия — при советском тоталитаризме). Борис Ельцин действовал с благими намерениями, но был человеком некомпетентным и любящим выпить.
Только вопиющее и бесцеремонное вмешательство Америки в выборы в 1996 году помогло ему победить кандидата от номинально реформистской и пугающе возрождающейся коммунистической партии. Когда в 1999 году, в канун Нового года, он ушел в отставку, многие люди почувствовали облегчение.
Его преемник Путин, которого повысили из премьер-министра в исполняющего обязанности президента, увы, оказался более авторитарным и компетентным. Но он никогда не был особенно настроен против Америки. Сотрудники КГБ, как правило, были не фанатичными идеологами, а циничными и земными людьми. Действительно, они были необходимы для насаждения тирании именно потому, что СССР был настолько противен человеческой природе и опыту.
После терактов 11 сентября Путин проявлял участие и был готов прийти Соединенным Штатам на помощь, и Россия долгое время предлагала им тыловую поддержку при проведении их операций в Афганистане. Даже сегодня между Америкой и Россией не существует конфликтов в сфере фундаментальных интересов. Между ними нет никаких территориальных претензий, никакого глобального соперничества, никаких враждебных идеологических противоречий. Российская Федерация — это перевоплощенная Российская империя без нерусских сатрапий. И Москва сегодня ведет себя так же, как тогда Санкт-Петербург, требуя от иностранных государств уважения, а главное — чтобы те учитывали ее геополитические интересы, чтобы ее включили в процесс принятия международных решений и соблюдали неприкосновенность ее границ.
К сожалению, Вашингтон и Брюссель упустили шанс и безрассудно «растратили» первоначальную доброжелательность и расположение Путина. Некогда великий русский медведь был повержен, и, казалось, надолго выведен из строя. Поэтому западные правительства глумились над своим поверженным «партнером». Союзники лгали и Горбачеву, и Ельцину о расширении НАТО, разрушили Сербию, давнего российского друга, способствовали возникновению «цветных революций» в Грузии и на Украине и поддерживали их, пообещали включить обе эти страны в трансатлантический альянс и поощряли уличный путч против избранного, хотя и коррумпированного, в целом пророссийского президента на Украине. Все это время Запад оправдывал свои действия, заявляя, что никто не имеет права на сферу влияния, а Вашингтон, вмешиваясь в дела других государств, вступает от имени всего человечества.
Можно только представить, как отреагировал бы Вашингтон — и особенно Маккейн — если бы Россия повела себя как Америка: расширила бы Варшавский договор, приняв в число его участников страны Центральной Америки. Спонсировала бы революции против избранных правительств в Оттаве и Мехико. Предложила бы членство в Варшавском договоре Канаде и Мексике. Уничтожила бы Колумбию, государство дружественное Вашингтону. Вопли были бы слышны по всей Атлантике, и цитаты из доктрины Монро заполнили бы страницы газет, эфир и киберпространство. Маккейн повел бы толпу с Капитолийского холма к Белому дому, требуя немедленной и тотальной войны.
Конечно, это все равно не оправдывает жесткую реакцию Москвы на события на Украине. Но разрушив Ирак, исходя изо лжи, тем самым дестабилизировав ситуацию в регионе, спустив «с цепи» «Аль-Каиду»/ИГИЛ (террористические организации, запрещенные в РФ — прим. ред.), расширив возможности Ирана, разрушив религиозные общины меньшинств и вызвав цунами межконфессионального насилия, в результате которого погибли сотни тысяч людей, вашингтонские чиновники должны отказаться от ханжества. Или они могут спросить Мексику, которая потеряла половину своей территории из-за агрессивных, молодых Соединенных Штатов. Грузия и Украина неудачно «застряли» в регионе рядом с большим воинственным соседом, и изменить это Америка не может.
Выделяются четыре момента. Во-первых, хотя Москва плохо ведет себя по отношению к Украине, для безопасности США и Европы это особого значения не имеет. Украина долгое время входила в состав Российской империи (как в старом, так и в новом ее вариантах). Вашингтон никогда не беспокоился о статусе Киева, поскольку Москва была ключевым игроком.
Украина расположена ближе к Европе, которая, следовательно, должна быть более заинтересована в стабильности этой страны. Однако европейцы признают, что плохое обращение России с Украиной — захват Крыма и поддержка сепаратизма в Донбассе на востоке — это особый случай. Путин не сделал ничего, что указывало бы на то, что он хочет попытаться «проглотить Украину», что является невыполнимой задачей. А раз он этого не сделает, то вряд ли он начнет блицкриг, чтобы захватить Европу (с населением, в три раза превышающим население России).
Для Украины основные негативные последствия авантюры Москвы заключаются в том, что членство Киева в НАТО стало маловероятным, поскольку существующие правила запрещают принимать в состав альянса страну с неразрешенными пограничными спорами с соседним государством. Но это согласуется с возражением Европы против включения Украины. Со времени начала конфликта в 2014 году находящиеся на более отдаленном расстоянии США, подталкиваемые странной коалицией выступающих за войну республиканцев и выступающих против Трампа демократов, как никогда решительно настроены противостоять Москве.
Во-вторых, правительство Путина не угрожает Соединенным Штатам. Прямое нападение на Америку немыслимо. Что касается европейских стран, то даже они, во всяком случае, те из них, которые расположены не на границе с Россией, отрицают вероятность войны: если бы они беспокоились, они выделяли бы более 1% с лишним на свою оборону. Между Америкой и Российской Федерацией существует много споров и конфликтов в периферийных районах (в Сирии, на Кубе, в Венесуэле, Ливии), но они имеют второстепенное значение. И если бы Вашингтон не относился к Москве как к врагу, вводя санкции и предпринимая многие другие шаги, она с меньшей вероятностью платила бы ему той же монетой, регулярно создавая угрозу интересам США. Ситуация с правами человека в России ужасающая, но убийства, похищения, пытки, массовые тюремные заключения и иностранная агрессия не вызывают у американских чиновников беспокойства, когда их совершают Египет, Бахрейн, Саудовская Аравия, Турция и другие страны.
В-третьих, нынешняя политика США странным образом способствует сближению Москвы и Пекина. Ричард Никсон преобразил холодную войну, найдя общий язык с Китаем и превратив не столь значительный геополитический разрыв между этими странами в пропасть. Сейчас Россия и КНР действуют вместе против Америки. Некоторые аналитики пытаются развеять опасения, заявляя, что между этими двумя странами неизбежно произойдет разрыв. Другие считают, что помешать этому сотрудничеству невозможно.
В-четвертых, США не могут позволить себе никаких новых грандиозных международных крестовых походов. Вашингтон растратил триллионы долларов — и потерял тысячи человек убитыми — в Афганистане и Ираке. Более того, США фактически обанкротились.
Президент Дональд Трамп и республиканский Конгресс сорили деньгами, одновременно увеличивая расходы и сокращая доходы. Из-за увеличения социальных расходов и снижения налогов в условиях пандемии covid-19 государственный долг в конечном итоге увеличится на 16 триллионов долларов. Администрация Байдена нагнетает цунами расходов, не связанных с личными и национальными потребностями. В результате Америка вскоре побьет свой предыдущий рекорд по госдолгу, установленный после Второй мировой войны, когда он достиг 107% ВВП. К сожалению, последствия старения населения будут только ухудшаться. По оценкам Бюджетного управления Конгресса, к 2050 году госдолг достигнет ужасающих размеров и составит 200%.
Америке пора договариваться и заключать сделку. У президента Дональда Трампа была возможность сделать это, но он этого не сделал. Правда, его пространство для маневра было ограничено сфабрикованными сведениями компрометирующего характера о сговоре в ходе выборов 2016 года в сочетании с проводившейся обеими партиями клеветнической кампанией. Республиканцы не хотели отказываться от своего традиционного врага времен холодной войны, Москвы, осуждать которую демократы внезапно сочли политически выгодным. Назначенцы президента присоединились к постоянной бюрократии, чтобы последовательно подрывать его политику, продолжая прежний антироссийский курс Вашингтона, ужесточая санкции и еще больше охлаждая отношения.
Байден же, наоборот, уже много лет осуждает Россию. Более того, он назвал Москву угрозой, а Китай — «конкурентом». Но это дает ему возможность сыграть роль современного Ричарда Никсона. Байден может «поехать в Россию» в переносном смысле (саммит проходит в Швейцарии) и стабилизировать отношения, которые слишком важны, чтобы разрушить их окончательно.
Контуры возможных предложений наметить несложно. Для обеих сторон должно быть запрещено вмешательство в выборы — на самом деле США гораздо более виновны в таком вмешательстве, чем Россия. Так же под запретом должны быть «операции» в киберпространстве, за исключением сбора разведданных, что является неотъемлемой частью международных отношений. Вашингтон должен быть готов к ответным мерам, но сокращение дипломатического персонала в ответ является мерой ошибочной и контрпродуктивной.
Аналогичного подхода должны придерживаться и европейские правительства. Например, они могли бы предложить отказаться от постоянных претензий по поводу того, что Россия не является демократией (они что, на самом деле удивились, обнаружив это?) в обмен, скажем, на то, чтобы Москва прекратила совершать политические убийства на территории европейских стран. Если уж на то пошло, щепетильность европейцев в отношении гуманитарных вопросов мгновенно исчезает, когда речь заходит о получении денег от Саудовской Аравии в качестве платы за оружие, используемое для убийства мирных жителей Йемена. Брюссель идет навстречу и Турции, которая насильно вывозит из Европы предполагаемых врагов, то есть большинство тех, кто критикует президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Что еще более важно, США и их союзники по НАТО должны предложить прекратить расширение НАТО. Включение Северной Македонии и Черногории (во всяком случае, вторая из них — отличная декорация) свидетельствует о том, что этот процесс ушел гораздо дальше, чем можно было бы считать полезным и целесообразным. Что дальше? Принять в состав альянса Герцогство Великого Фенвика? (вымышленное крошечное государство из романа Леонарда Вибберли «Рев мыши» — прим. перев.). Самое главное, США должны пообещать, что в список стран-членов НАТО не будут добавлены ни Грузия, ни Украина. И вообще, это решение надо было принять давным-давно. Их включение в состав НАТО не в интересах Америки — они станут причиной конфликтов и противоречий в Североатлантическом союзе — и могут спровоцировать эскалацию со стороны России.
В свою очередь, Москва должна прекратить поддерживать украинских сепаратистов, а Киев должен выполнить свое обещание и предоставить более широкую автономию Донбассу. В политическом и военном плане Украина будет нейтральной, но у нее будет возможность самостоятельно решать свою экономическую судьбу. Такой компромисс может вызвать недовольство украинцев, которые, конечно же, по-прежнему смогут свободно выбирать свой собственный курс. Но они не имеют права на членство в НАТО и защиту со стороны Америки. США должны просто дать понять, что американцы не придут — идет ли речь о военной помощи сегодня или военнослужащих (и, возможно, ядерном оружии) завтра.
США и Россия должны признать, что помимо серьезных проблем будет и геополитическая конкуренция. Поэтому Байден и Путин могли бы начать непростой переговорный процесс, какой-нибудь «торг». Вашингтон и Москва могли бы сотрудничать в борьбе с терроризмом после того, как Вашингтон выведет войска из Афганистана. Русские могли бы отказаться от своего участия в делах Кубы и Венесуэлы и ужесточить санкции в отношении Северной Кореи. А США могли бы уйти из Сирии и оставить Ливию, чтобы Москва разбиралась с разношерстной толпой действующих там европейских и ближневосточных государств. Дополнительных договоренностей, которые могут оказаться интересными, может быть сколько угодно.
В свою бытность кандидатом в президенты Байден пообещал «защищать наши демократические ценности и противостоять автократам, таким как Путин».
Он уже отказался от аналогичного обещания в отношении Саудовской Аравии. Россия как великая держава (хотя уже и не сверхдержава), обладающая ядерным оружием, заслуживает еще большего внимания. Не потому, что Путин ни в чем не виноват, и не потому, что действия Москвы не представляют собой опасности, а потому, что авторитарный медведь — это сегодняшняя реальность. Америке лучше продуктивно взаимодействовать с Москвой, чем представлять себе, что благодаря изоляции и конфронтации Россия станет лучше, а мир — безопаснее.
Хотелось бы надеяться, что когда-нибудь российский народ будет жить в условиях демократической, честной и открытой системы. В краткосрочной перспективе приоритетом Вашингтона должны стать сохранение мира и решение общих проблем.
Госсекретарь Энтони Блинкен недавно встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и заявил: «Существует много областей, где наши интересы пересекаются и совпадают, и мы считаем, что можем работать вместе, основываясь как раз на этих интересах». Это было бы достойной повесткой дня для предстоящего саммита Байдена и Путина.
Вашингтон уже пережил одну холодную войну с Москвой. Учитывая появление на горизонте все более мощного Китая, Америка должна избегать повторения войны.