Поток беженцев-нелегалов из Белоруссии в Литву вырос более чем в 13 раз. ЕС винит диктатора Лукашенко: он превратил мигрантов в оружие против соседних стран. «По ночам я слышу, как они бегут дальше», — рассказывает один из обитателей единственного в Литве приюта для беженцев. Литва — не конечный пункт их путешествия.
Маленькая Литва внезапно оказалась на передовой нового миграционного кризиса внутри Евросоюза.
С начала июня более 1 350 мигрантов-нелегалов без документов пробрались в страну через леса соседней Белоруссии (автор заостряет внимание на том, что датские СМИ сменили традиционное название Hviderusland — дословно «Белая Россия» — на Belarus, прим. перев.). За весь 2020 год их набралось меньше сотни. И их поток постоянно усиливается, говорит глава центра по приему беженцев Беатрис Бернотене.
«Последняя неделя выдалась тяжелой. Мы оказались не готовы, никогда раньше с таким не сталкивались», — говорит она.
Пришлось уплотнить обитателей, чтобы выкроить место еще для 40 человек.
«Но это предел — что мы будем делать дальше, ума не приложу», — говорит Беатрис Бернотене с нервным смешком.
Твит: «За последние 24 часа Белоруссия незаконно переправила в Литву еще 150 мигрантов — это суточный рекорд. Это больше, чем в 2019 и 2020 годах вместе взятых. А еще вчера Лукашенко ввел безвизовый режим до 5 дней для граждан из 73 стран. Так что это только начало».
В ответ Лукашенко пообещал распахнуть двери в ЕС для контрабандистов и нелегалов.
«Мы никогда не будем никого держать: они же не к нам идут. Они идут в просвещенную, теплую, уютную Европу», — приводит слова Лукашенко государственное информационное агентство Белта.
Параллельно Белоруссия расторгла соглашение с ЕС о реадмиссии нелегальных мигрантов.
Многие бегут дальше
Центр приема беженцев Рукла находится в часе езды от литовской столицы Вильнюса. Такси высаживает корреспондента «Берлингске» перед двумя блочными зданиями советской эпохи. Из открытых окон первого этажа остро пахнет человеческим потом.
Центр рассчитан на детей-беженцев без сопровождения, семьи с маленькими детьми, а так же тех, кто уже получил убежище и готов влиться в общество.
«Из 53 просителей, что мы приняли на прошлой неделе, 45 — несовершеннолетние без сопровождения взрослых», — говорит Беатрис Бернотене.
«Но мы что-то сомневаемся, правда ли все они дети», — говорит она.
Большинство из них — юноши, но вчера центр принял еще девятерых девочек из Конго. Они стесняются и на контакт с персоналом не идут. Но некоторые говорят, что учились в Белоруссии и были вынуждены покинуть страну из-за проблем.
«Сдается мне, что их кто-то надоумил попросить убежища», — говорит Беатрис Бернотене.
Никто из новоприбывших искателей убежища общаться с «Берлингске» не захотел. Зато желание изъявил 30-летний Арнт Мьё Зау из Мьянмы.
Он границу с Белоруссией не пересекал, а прилетел прямо в Вильнюс после военного февральского переворота у себя на родине.
Он немного поговорил с новичками, насколько позволяет языковой барьер. Как он понял, им помогли торговцы людьми из белорусского города Гродно.
«За 500 евро их отвозят в безопасное место. Оттуда остается лишь перейти границу. Как мне кажется, свои паспорта они разорвали: без них путь обратно в Белоруссию им заказан», — говорит Арнт Мьё Зау.
Он говорит, что жить стало труднее: делить кухню, душевые и уборные становится все труднее. Он переживает насчет гигиены.
Но есть и такие, кто всего через неделю бежит.
«По ночам я слышу, как они бегут. Оставаться в Литве они не хотят. Думаю, отправляются в Польшу и Германию», — говорит Арнт Мьё Зау.
Польша тоже жалуется на приток беженцев
Литва уже арестовала в июле вдвое больше нелегалов, чем в июне, и даже превзошла по этому параметру Грецию. Многие просачиваются незамеченными. Новый палаточный городок на границе уже переполнен. Людей приходится размещать в школах, которые все равно пустуют из-за летних каникул.
В первой волне преобладали иракские курды. Затем начали прибывать африканцы, особенно из Конго. Но с подтверждением гражданства нелегалов картина может измениться.
Начиная со вторника Польша тоже арестовала 89 нелегалов из Белоруссии — почти все афганцы.
Литва объявила чрезвычайное положение и планирует построить вдоль границы с Белоруссией двойной 508-километровый забор из колючей проволоки. Сейчас граница по сути открыта.
Одновременно с этим правительство призывает Турцию и Ирак остановить мигрантов еще до того, как они сядут в самолет в Белоруссию.
Европейское пограничное ведомство «Фронтекс» уже отправило в помощь литовским пограничникам шесть патрульных машин и персонал — и ожидаются новые подкрепления. В понедельник министры иностранных дел ЕС обсудят следующий шаг.
Министр иностранных дел Дании Йеппе Кофод (Jeppe Kofod, Социал-демократическая партия) только что вернулся из Литвы и называет ее прифронтовой страной.
Ситуация с беженцами не только требует конкретной поддержки через «Фронтекс», но и напоминает, почему важно не упускать из виду Белоруссию и продолжать поддерживать в стране демократические преобразования.
«Во многом это ради нашей же безопасности. Когда соседний регион демократичен и стабилен, нам это только на руку. Это произошло с Прибалтикой после распада Советского Союза, а сейчас эта участь ждет Белоруссию и Украину. Мы очень заинтересованы в том, чтобы вокруг нас были демократические страны», — заключил Йеппе Кофод.
Факты о протестах в Белоруссии
— В воскресенье 9 августа 2020 года белорусы отправились на избирательные участки.
— Победителем с 80.1% голосов провозгласил себя действующий президент Александр Лукашенко, который сидит у власти с 1994 года.
— Однако оппозиция задокументировала масштабные фальсификации и отказалась признавать результаты выборов. После выборов сотни тысяч белорусов вышли на улицы и потребовали новых выборов.
— Александр Лукашенко пообещал навести в Белоруссии порядок «самыми жесткими средствами» и привел армию в состояние повышенной боеготовности. Россия пообещала в Лукашенко военную поддержку в случае необходимости, а вступать в диалог с оппозицией отказывается.