Минск — Когда белорусский руководитель Александр Лукашенко в прошлом году объявил себя победителем на президентских выборах, сотни тысяч протестующих вышли на улицы и несколько месяцев проводили акции протеста, обвиняя его в подтасовке результатов голосования.
С ними согласились зарубежные страны. США и Евросоюз ввели финансовые санкции в ответ на предполагаемые фальсификации, серьезные нарушения прав человека, репрессии против гражданского общества и прочие правонарушения.
Но после спорного голосования прошел год, а 66-летний Лукашенко только усилил свою власть. Этот усатый руководитель расплывается в улыбке на государственном телевидении, вещает на радио. А на государственных зданиях висят красно-зеленые белорусские флаги, за которые население высказалось на референдуме в 1995 году, а не красно-белые флаги оппозиции.
Лукашенко в основном удалось подавить инакомыслие внутри страны. Он по-прежнему пользуется поддержкой мощных и влиятельных служб безопасности, одна из которых сохранила свое название с советских времен: КГБ. Основные противники Лукашенко брошены за решетку либо были вынуждены бежать из страны. Как сообщает из Минска неправительственная правозащитная организация «Весна», по состоянию на июль в заключении находились более 600 политзаключенных.
Государственная прокуратура возбудила свыше 4 700 уголовных расследований в связи с уличными протестами, называя их участников экстремистами. Как говорят правозащитники, многие подследственные просто принимали участие в мирных демонстрациях или выражали свое недовольство властью в социальных сетях. Это вызывает еще больший страх.
«Год назад мы и представить себе не могли, что все обернется вот так, — сказал 33-летний психолог из Минска Иван Василюк. — Целый год страна живет в страхе, но и с надеждой».
Василюк рассказал, что после прошлогоднего голосования его задерживали дважды. По его словам, люди привыкли к тому, что раньше приводило их в ужас — скажем, к избиениям и насилию. Он и другие психологи отмечают у своих пациентов усиление тревоги, синдрома посттравматического стресса и депрессии.
Ведущие лидеры протестов бежали из страны, в том числе главный оппозиционный кандидат Светлана Тихановская, которая в последние недели проводит встречи с мировыми лидерами, включая президента Байдена.
Известный журналист Роман Протасевич был арестован после того, как Белоруссия подняла по тревоге истребитель и принудила к посадке в Минске рейсовый самолет авиакомпании «Райанэйр» (Ryanair), на котором он летел из Греции в Литву. Протасевича поместили под домашний арест и предъявили обвинения в организации незаконных протестов и в подрыве общественного порядка. Он признал свою вину, дав записанные на видео показания. Родственники и сторонники Протасевича считают, что признательные показания он дал под давлением.
Был и другой случай, когда участница Олимпиады бегунья Кристина Тимановская получила убежище в Польше. Она оказала сопротивление белорусским тренерам, заявив, что те пытались посадить ее в отправлявшийся в Минск самолет, сделав это после ссоры со спортсменкой по вопросу о том, какую дистанцию ей бежать в Токио. По словам Тимановской, бабушка предупредила ее, чтобы она не возвращалась домой.
«Ситуация с правами человека здесь — настоящая катастрофа, — сказал глава Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак. — Я занимаюсь правами человека в Белоруссии свыше 20 лет, но ничего подобного не видел».
Очень важно то, что Лукашенко до сих пор пользуется поддержкой своего ближайшего союзника, российского президента Владимира Путина. Россия видит в Белоруссии одну из самых важных в стратегическом плане стран на постсоветском пространстве. Она задается вопросом, на какие рычаги может надавить Запад, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
Чем больше Вашингтон и Брюссель негодуют и возмущаются по поводу Белоруссии, тем легче Москве втягивать Лукашенко на российскую орбиту путем предоставления ему финансовой и военной поддержки, и это подтверждают аналитики.
«В политическом плане белорусским чиновникам важно видеть, что Россия за них, — сказал учредитель минского агентства политического анализа „Сенс Аналитикс" (Sense Analytics) Артем Шрайбман. — Если бы это было не так, если бы она сохраняла некий нейтралитет или, не дай Бог, поддержала бы оппозицию, чиновники наверняка бы поняли, что дни Лукашенко сочтены, и отказались от своей преданности этому человеку».
Сторонники белорусского лидера говорят, что его противники и Запад неправильно понимают Лукашенко. Они ставят в заслугу этому находящемуся у власти 27 лет бывшему председателю колхоза то, что он обеспечил стране экономическую стабильность и независимость от гигантского восточного соседа после распада Советского Союза. В понедельник Лукашенко планирует принять участие в мероприятии под названием «Большой разговор», где он, как ожидается, расскажет о ситуации в стране.
«На протяжении двух десятилетий в Евросоюзе и США формировалось негативное отношение к белорусскому государству, — сказал проправительственный политический обозреватель из Минска Андрей Кривошеев. — Давайте не будем забывать тот мем о „последнем диктаторе Европы"».
А вот политологи и лидеры из оппозиционного лагеря, наоборот, говорят, что американские и европейские санкции не помогут умерить пыл Лукашенко, поскольку Москва его поддерживает. Поэтому Запад должен принять более действенные меры.
«Это не очень мощный инструмент», — сказал бывший белорусский посол Павел Латушко, ныне живущий в Польше и возглавляющий оппозиционное сообщество «Народное антикризисное управление».
Тихановская, называющая себя настоящей победительницей на августовских выборах прошлого года, сейчас призывает международное сообщество ввести дополнительные санкции против правительства Лукашенко и сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Эта мать двоих детей стала кандидатом от оппозиции после того, когда за несколько месяцев до прошлогоднего голосования был арестован ее муж, популярный деятель Ютьюба Сергей Тихановский. Он остается в заключении, в то время как его супруга продолжает дипломатическое турне, призывая США и другие страны ввести санкции против белорусских государственных компаний, занимающих господствующие позиции в экономике. Среди прочих, она называет производителя калийных удобрений «Беларуськалий», который является важным источником налоговых поступлений.
Выступая на организованном Атлантическим Советом (организация, признанная нежелательной в России — прим. ред.) онлайн-семинаре, она сказала, что демократическим странам давно пора «сплотиться и показать зубы».
Администрация Байдена рассматривает новый пакет экономических санкций против Белоруссии и Лукашенко. Новые санкции станут дополнением к тем карательным мерам, которые администрация приняла в этом году, а их цель состоит в дальнейшей изоляции белорусского лидера. Пресс-секретарь Госдепартамента Нед Прайс (Ned Price) отказался сообщить подробности об американских санкциях.
Между тем многие белорусы пытаются покинуть страну.
28-летний специалист по коммуникациям Анастасия Костюгова рассказала, что покинула страну, узнав, что ее ищут правоохранительные органы, поскольку она еженедельно организовывала протесты женщин против Лукашенко.
Сейчас она работает в команде Тихановской в Литве, но ее мать арестовали, обвинив в призывах к свержению власти в Белоруссии. 53-летняя арестованная Валерия Костюгова эти обвинения отрицает.
«Я хочу, чтобы мою маму освободили, но я с уважением отношусь к ее выбору, — заявила по телефону Костюгова-младшая. — Моя мама решила, что если за ней придут, она должна отправиться в тюрьму. Она не хотела убегать, и я это уважаю. Она верит в нашу победу».
34-летний инструктор по фитнесу и диетолог Андрей Ткачев покинул Белоруссию менее, чем через три недели после состоявшихся 9 августа президентских выборов. По его словам, за участие в начавшихся тогда протестах его несколько дней продержали в заключении и жестоко избили.
«Я увидел возможность все изменить, изменить перспективы развития Белоруссии, — рассказал Ткачев по телефону из украинской столицы Киева, где он сейчас живет. — Я знаю на 100%, что если бы не уехал, то сейчас был бы в тюрьме».
Между тем, украинские власти расследуют обстоятельства смерти белорусского активиста Виталия Шишова, возглавлявшего организацию, которая помогала белорусам бежать из страны. Киевская полиция ранее заявила, что 26-летний Шишов был найден повешенным в парке неподалеку от места своего жительства. Нашли его через день после того, как активист исчез из дома.
Следователи говорят, что рассматривают версию самоубийства, но не исключают и того, что он был убит, а потом убийцы решили инсценировать самоубийство.
Коллеги Шишова из «Белорусского дома», который он возглавлял, рассказали, что украинские правоохранительные органы предупреждали его о слежке, однако активист «отнесся к этим предупреждениям стоически и с юмором».
Ни администрация Лукашенко, ни белорусский МИД не откликнулись на просьбы прокомментировать смерть Шишова, а также обвинения активистов, заявляющих о причастности властей Белоруссии к убийству активиста.