Интервью с Олегом Сенцовым: о возвращении к жизни после освобождения из российской тюрьмы и создании фильма «Носорог» о «диких» 1990-х на Украине (Deadline, США)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Режиссер Олег Сенцов, получивший «популярность» на Украине после того, как был осужден в России за террористическую деятельность, дал интервью американскому изданию. В нем он рассказал о первом после возвращения на Украину фильме, о том, каково быть режиссером, а также поведал подробности личной жизни.

Украинский режиссер Олег Сенцов вернулся к своему любимому занятию после невероятно сложного и почти фатального периода жизни, в течение которого российские власти посадили его в тюрьму на несколько лет по обвинениям, которые подверглись широкому осуждению со стороны правозащитных организаций.

Тяжелое положение Сенцова отразилось в сердцах и умах международного киносообщества. Он был арестован в 2014 году после аннексии Россией Крыма и в 2015 году приговорен к 20 годам за «террористическую деятельность». Международная правозащитная организация «Эмнести Интернэшнл» (Amnesty International) назвала эти обвинения «сфабрикованными».

Отбывая свой срок, режиссер отказался от посещений своих родственников на том основании, что другие посетители, как было замечено, после их отъезда впадали в депрессию, и, в конце концов, объявил голодовку, которая длилась 145 дней. Многие считали, что живым из тюрьмы он никогда не выйдет.

К счастью, в сентябре 2019 года Сенцов был освобожден в рамках обмена пленными с Украиной, после чего он воссоединился со своей семьей. Сейчас он живет в Киеве со своими детьми и планирует жениться на своей невесте.

Фильм «Носорог», криминальная драма, действие которой разворачивается на Украине 1990-х годов, является его первым фильмом, снятым после освобождения. Премьера картины состоится 10 сентября в рамках программы Венецианского кинофестиваля «Горизонты». Продвижением фильма на международном рынке занимается компания «УэстЭнд Филмз» (WestEnd Films).

Ниже мы приводим рассказ Сенцова о возвращении к нормальной жизни, об истории создания фильма «Носорог» и о том, как его вдохновило высказывание Уинстона Черчилля о поддержке искусства.

«Дэдлайн»: Что у вас нового в правовом плане?

Олег Сенцов: В 2015 году я был ложно обвинен Россией и по сфабрикованным обвинениям незаконно приговорен к 20 годам тюремного заключения. Обвинения были бессмысленными, и все международное сообщество об этом знало. Вот почему у меня была такая мощная поддержка.

«Дэдлайн»: Как складывается ваша жизнь после освобождения? Что вы чувствовали, вернувшись к своей семье? Можете ли выезжать за рубеж, посещать другие страны?

Олег Сенцов: Такое чувство, словно я наконец-то снова начал жить. Я могу совершать поездки, я люблю путешествовать и я бываю в разных местах. Я провел множество международных официальных встреч, чтобы поддержать украинских заключенных, которые все еще находятся в российских тюрьмах. Меня регулярно приглашают на различные мероприятия. А еще я очень горжусь тем, что после стольких лет я получил права на управление маломерными судами. Я люблю кататься на яхте и люблю ходить в море со своими друзьями и семьей.

Конечно, это замечательно, что мои дети со мной. Мне удалось перевезти их из Крыма в Киев. Я собираюсь жениться на своей невесте.

«Дэдлайн»: Вы сразу же вернулись к кинопроизводству, написали и сняли один фильм («Номера»), находясь в тюрьме, а теперь снимаете еще один, премьера которого состоится в Венеции. После того, через что вы прошли и что вы пережили, не возникало ли у вас желания заняться чем-то менее заметным, работой, которая не привлекала бы к себе особого внимания общественности?

Сенцов: Я решил стать кинорежиссером, когда мне было 30 с небольшим. С тех пор у меня никогда не было никаких сомнений в том, чем я хочу заниматься. Писать и снимать фильмы — это моя глубокая и внутренняя потребность.

«Дэдлайн»: Расскажите нам, что вас вдохновило на создание фильма «Носорог». Вы изначально надеялись снять фильм до вашего ареста, почему вы решили вернуться к нему сейчас?

Сенцов: Сюжет основан на реальных событиях. Прототипом главного героя стал один из моих друзей. У нас на Украине нет фильмов о «диких» девяностых. Я хотел показать миру, какой была наша жизнь после распада Советского Союза. Это было время жестокости и бессмысленного насилия. Я не люблю и не терплю насилия.

«Дэдлайн»: Процесс отбора исполнителя роли вашего главного героя был длительным, во время кастинга вы посмотрели 700 кандидатур — бывших заключенных, военнослужащих и спортсменов. Как вы выбрали Сергея Филимонова?

Сенцов: Сначала я очень скептически относился к Сергею. Он не был похож на Носорога. Мне сказали, что он спортсмен, бывший футбольный болельщик и ветеран. Но когда я встретился с ним, он выглядел совершенно иначе. Это был молодой человек, который только что основал свою НПО, женился и стал отцом маленького сына. Только после нескольких собеседований я признал, что его жизненный опыт соответствует тому, что нам было нужно. Сергей понимает сложность жизни, он потерял своих друзей на войне, вырос в сложных условиях, но смог преодолеть все препятствия.

«Дэдлайн»: Сергей тоже активист, вы чувствовали себя родственными душами?

Сенцов: Ну, мы очень разные люди. В то же время мы разделяем одни и те же ценности в отношении демократии и верховенства закона. Мы считаем, что мы должны противостоять агрессии со стороны России. Мы оба хотим видеть Украину сильной и независимой страной.

«Дэдлайн»: В фильме есть несколько масштабных сцен — было ли сложно снимать во время пандемии?

Сенцов: Было чрезвычайно трудно соблюдать все правила, введенные во время пандемии, но мы знали, что это единственно правильный подход. Мы не могли допустить, чтобы люди заболели. Мы регулярно сдавали анализы, соблюдая все рекомендации и правила.

«Дэдлайн»: Фильм выглядит как амбициозный проект, как вы с вашим продюсером получили бюджет?

Сенцов: «Носорог» был создан в качестве совместного проекта Украины («Артхаус Трафик»/Arthouse Traffic, «Край Синема»/Cry Cinema), Польши («Эппл Филм Продакшн»/Apple Film Production) и Германии (Ma.ja.de.). Фильм финансировали Государственное агентство Украины по вопросам кино, Фонд «Евримаж» (Eurimages), Польский институт кино и кинофонд Германии «Медиенборд Берлин-Бранденбург» (Medienboard Berlin-Brandenburg).

«Дэдлайн»: Каково быть режиссером на Украине? Сейчас особенно сложный период для страны, и это, как правило, оказывает сильное влияние на искусство — с одной стороны, это может вдохновить людей на создание великих произведений искусства, а с другой стороны, создание произведения искусства может стать сложнее, особенно из-за отсутствия финансирования. Как вы с этим справляетесь?

Сенцов: Я в этой стране вырос и мне известны все нюансы, которые здесь могут возникнуть. Тем не менее, украинская киноиндустрия развивается. Последнюю неделю я провел на Одесском международном кинофестивале, и этот национальный конкурс был просто замечательным. Конечно, когда в стране идет война, может показаться, что искусство не является главным приоритетом. Мне просто нравится одна история об Уинстоне Черчилле. Когда его попросили сократить финансирование искусства и направить средства на нужды фронта, он просто ответил: «Тогда за что мы воюем?». 

Обсудить
Рекомендуем