The Christian Science Monitor (США): Россия ломает (полярный) лед в расчете на Северный морской путь

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Кремль надеется, что с таянием Арктики Северный морской путь составит конкуренцию Суэцкому каналу. Но военное присутствие России на севере заставляет соперников усомниться в ее приоритетах, пишет автор. Однако из его рассказа о путешествии по Севморпути и бесед с экспертами становится понятно, что опасения эти напрасны.

Мурманск — На просторном и застекленном мостике «50 лет Победы», где почти все автоматизировано, многоопытный капитан Дмитрий Лобусов говорит, что во всем море не родится такого льда, с которым бы его ледокол не справился. К айсбергам, надо полагать, это не относится.

Но со всем остальным гигантский двухкорпусный ледокол размером с девятиэтажное здание справится играючи. Два его ядерных реактора вырабатывают такую мощность, что за 14 лет службы корабль пробивался к Северному полюсу почти 60 раз. На борт даже берут группы до ста полярных туристов — по 30 000 долларов с носа.

А всего у государственной компании «Атомфлот» таких ледоколов пять. Это грозный символ решимости России продолжать стратегическую установку бывшего СССР на господство в Арктике. В ближайшее десятилетие флот пополнится еще минимум пятью атомными ледоколами, каждый примерно вдвое крупнее и мощнее нынешних.

Глобальное потепление неуклонно рушит арктический ледяной щит, открывая доступ к новым рыбным промыслам и нефтяным месторождениям, и Кремль готовит средства для круглогодичной экономической деятельности в зоне своего контроля, которую к тому же намерен значительно расширить. Ставка делается на Северный морской путь из Азии в Европу длиной 5 600 километров — предполагается, что этот маршрут станет основной морской альтернативой Суэцкому каналу.

Российские конкуренты в Арктике беспокоятся о ее военном присутствии в регионе и о том, чем это чревато. Но это результат географических и климатических реалий, уверяют российские официальные лица, а цель правительства — укрепить экономический потенциал арктических портов вроде Мурманска, а не военную мощь на Крайнем Севере.

«Я бы не сказал, что идет какое-то наращивание сил по сравнению с тем, что у нас здесь было всегда, — говорит пресс-секретарь Северной торговой палаты в Мурманске Виталий Акимов. — Но у нас появляются новые ледоколы, и это многое говорит о целях России. Мы хотим экономического развития».

Заполярный бум?

Акимов говорит, что экономический рост Мурманска вот-вот начнется, как только Северный морской путь станет реальностью. «Есть федеральный проект по развитию Мурманска как транспортного узла, — говорит он. — У нас отличный порт с хорошим железнодорожным и автомобильным сообщением с Москвой и остальной частью России, а Северный морской путь придаст глобальную связь».

В Мурманске с трехсоттысячным населением недалеко от границы с Норвегией уже есть недавно модернизированный торговый порт, который пока что служит для экспорта угля из обширных внутренних районов России. Но эксперты видят массу возможностей для расширения. Неподалеку крупнейшая частная газовая компания России «Новатэк» реализует крупный проект по созданию мощностей для транспортировки сжиженного природного газа в Арктике.

В мурманской штаб-квартире «Атомфлота» в огромной диспетчерской находится гигантская электронная карта, где отмечено местоположение каждого корабля по всему Севморпути, а также постоянно меняющиеся ледовые и погодные условия. В будущем здесь станет еще оживленнее. Президент России Владимир Путин заявил на недавнем экономическом форуме, что в 2020 году грузооборот Севморпути составил 33 миллиона тонн, и ожидается, что к 2024 году эта цифра вырастет до 80 миллионов тонн.

Но даже если Севморпуть сокращает традиционный маршрут между Дальним Востоком и Европой через Суэцкий канал минимум на две недели, то разрыв по тоннажу не в его пользу: через Суэцкий канал ежегодно проходит около миллиарда тонн грузов.

Существуют и другие сложности: например, все суда на Севморпути должны быть пригодны для плавания в ледовых условиях (в отличие от Суэцкого канала), и потребность в ледоколах в обозримом будущем останется непредсказуемой.

«Это во многом зависит от переменчивой ситуации, ото льда и погоды, — говорит капитан Лобусов. — Иногда один ледокол прокладывает маршрут для десяти судов. А иногда и одно судно ведут два ледокола. Это дорого, и времени уходит много».

Солдаты во льдах

Заполярные амбиции Москвы нередко обсуждаются с военной точки зрения. Это трудно не заметить на Кольском полуострове, ведь Мурманск — единственный незамерзающий порт России с выходом в открытый океан, а на его улицах много людей в форме. Поблизости, в закрытом городе Североморске, базируется Северный флот ВМФ России с десятками крупных боевых кораблей — в том числе единственный в стране авианосец и новый тип ультрасовременных подводных лодок с ядерными ракетами.

Но эксперты говорят, что военная мощь занимает такое место в сознании Запада, потому что эту участь Мурманска определила сама география. Благодаря тёплому Североатлантическому течению, продолжению Гольфстрима, Кольский залив — единственное место на Крайнем Севере России, которое свободно ото льда круглый год. Вкупе с близостью открытого океана это причина, почему здесь базируется до двух третей стратегических подлодок России, а также большие надводные корабли Северного флота.

«Россия вновь открыла ряд бывших советских авиабаз на своем северном побережье, но основная активность по-прежнему сосредоточена на Кольском полуострове с его системами ПВО и другой военной инфраструктурой», — говорит эксперт по контролю над вооружениями Института мировой экономики и международных отношений Андрей Загорский.

«Россия — единственная из арктических стран, у кого в Заполярье постоянно дислоцированы значительные вооруженные силы. Для сравнения, арктический флот Канады базируется в Галифаксе, Новая Шотландия. Это правда, что у России здесь непревзойденные возможности, но они нацелены не только на ведение боевых действий. В их задачи входит еще и противодействие разливам нефти, патрулирование, обеспечение безопасности Севморпути и так далее», — говорит он.

«Но сегодня мы живем в атмосфере конфронтации с Западом, и люди склонны видеть в этих возможностях одну лишь угрозу. Было бы славно, если бы мы нашли способ так или иначе снизить напряженность в Арктике и расширить сотрудничество по таким вопросам, как перемена климата и совместное использование ресурсов Крайнего Севера», — говорит он.

«Все захотят сюда»

Между тем, чиновники «Атомфлота» говорят, что даже если глобальное потепление — реальность, то полагаться на него в развитии Севморпути они не собираются. Для этого и нужны ледоколы. И против строящихся ледоколов «50 лет Победы», при всех его размерах, — мелюзга.

«В ближайшие годы мы удвоим наш флот, и новые корабли будут намного больше и смогут поддерживать морские пути открытыми в любых условиях», — говорит руководитель морских операций «Атомфлота» Владимир Арутюнян.

«В 2010 году Севморпуть прошли всего четыре корабля. Сейчас их уже несколько сотен, — говорит он. — Эти большие ледоколы будут нужны нам всю жизнь. Мысль, что где-то будет открытая вода 365 дней в году, — выдумка. Зимой все равно будет лед. Без ледоколов в Арктике делать нечего».

Эти перемены и решимость российского правительства сделать Севморпуть реальностью после десятилетий постсоветского упадка и оттока почти половины населения Мурманской области вернули многим местным жителям оптимизм.

«Мы предвидим, что Мурманск из захолустья превратиться в центр экономической активности, — говорит депутат областного законодательного собрания Максим Белов. — Это ворота в Арктику. В Мурманске есть все необходимое для процветания уже в ближайшие годы, и все сюда захотят».

Обсудить
Рекомендуем