Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Для обучения в России финны могут получить грант — как российский, так и у себя на родине. Автор статьи встретилась с двумя финскими студентками, которые начали учебу по обмену в Москве нынешней осенью. Они рассказывают, почему выбрали именно Россию, хватает ли денег на жизнь в российской столице, каковы первые впечатления.
Главным отличием от учебы на родине для финского студента в России может оказаться жизнь в общежитии и необходимость делить комнату с другими людьми.
Эсси Анттила (Essi Anttila), приехавшая в МГУ по обмену, довольна недавним ремонтом в своей комнате — хотя плинтуса отваливаются, в душе неровный пол, а девушке самой пришлось убирать в комнате строительную пыль.
Говорят, что отремонтированные комнаты в общежитии предназначены для девушек из Европы. В коридорах есть общие кухни, но они в таком плохом состоянии, что Анттила не видела, чтобы ими кто-то пользовался.
Общежитие находится в главном здании университета, в одной из высоток — «зубов Сталина», считающихся символами России. «День знаний» — настолько важный в России праздник, что фойе здания полировали два дня — и даже ночью. А вот ремонт в студенческих комнатах так и не доделали.
Для праздника был серьезный повод: многие российские университеты вернулись к занятиям оффлайн. Пандемия коронавируса стала препятствием для студенческого обмена, но в конце августа Россия вновь разрешила всем иностранным студентам приехать.
Популярность России среди финских студентов в последние годы упала. Из соседних стран это самая непривлекательная для обмена страна. Тенденция сохраняется, и финны отправляются в Россию учиться по обмену все реже.
Согласно министерству образования Финляндии, в начале 2020 года, еще до начала пандемии, на стажировку сроком более трех месяцев в Россию отправились 90 студентов. В 2019 году этот показатель составлял 154 человека, в 2016 — 282.
Активнее всего финские студенты едут учиться по обмену в Германию — в 2020 году туда поехали 353 студента, в 2019 — 800 человек, в 2016 — больше тысячи.
Этой осенью обучение по обмену в Москве начали, по крайней мере, два финских студента: изучающая теорию производства в Университете Тампере Эсси Анттила и изучающая туриндустрию в хельсинкском Университете прикладных наук Хаага-Хелиа Тиа Хейнолайнен (Tia Heinolainen). Она приехала учиться по студенческому обмену в Российской экономической академии имени Плеханова.
23-летняя Анттила из общины Соданкюля и 25-летняя Хейнолайнен из Хельсинки познакомились еще в Финляндии, когда Хейнолайнен искала на интернет-форуме Jodeli других студентов, которые поедут в Москву. Откликнулась только Анттила. В Москве они других финских студентов не встретили.
«Конечно, на происходящее влияет политика. Новости о России редко бывают позитивными. Получение визы — тоже довольно проблематичный процесс. Полно мест, в которые попасть легче», — говорит Хейнолайнен.
Финские вузы ограничивают время обучения и стипендии, чтобы студенты заканчивали обучение за рубежом быстрее.
В то же время в Финляндии уже больше двадцати лет все больше говорят о том, как важно быть «специалистом по России». Это размытое понятие подразумевает, по крайней мере, владение русским языком, знание культуры и личный опыт взаимодействия со страной.
Студенческий обмен позволяет получить ценный опыт, но интерес финнов к России довольно невысок. Например, в лицеях популярность изучения русского языка сейчас снизилась.
Анттила начинала изучать русский в старших классах, Хейнолайнен заинтересовалась языком через увлечение российским хоккеем. Они хотели поехать в Россию, чтобы улучшить уровень владения русским языком. Вторая важная цель — получить хороший опыт, познакомиться с другими студентами и путешествовать по стране.
В сентябре Анттила успела заглянуть в Казань.
«Классное место, особенно понравился казанский Кремль! Удачная поездка, получилось прокатиться на ночном поезде», — говорит Анттила.
Одной из преград для учебы по обмену финские студенты считают финансовый вопрос. Но в России, даже в Москве, финской стипендии вполне достаточно. Анттила и Хейнолайнен говорят, что в России они тратят меньше, чем в Финляндии.
От Университета Тампере Анттила получила стипендию в размере 1500 евро, 500 евро в месяц по программе Heinolainen Opetushallituksen Team Finland Knowledge. Кроме стипендии, обе девушки получают студенческий кредит (800 евро в месяц), а также деньги на проживание и материальную помощь (в общей сложности около 500 евро в месяц).
Уровень языка не будет препятствием для учебы в России. Анттила и Хейнолайнен взяли в Москве в основном курсы на английском языке — по крайней мере, для начала. Навыки владения русским языком нарабатываются на языковых курсах и в повседневных ситуациях.
Жизнь российских студентов в последнее время кажется связанной с протестами — особенно если смотреть из Финляндии. Студенты активно принимают участие в акциях оппозиции.
Не все университеты относятся к критическому мышлению хорошо. Астраханский государственный университет отчислил трех студентов за участие в демонстрациях, в Санкт-Петербургском государственном университете студентам угрожали отчислением.
Хейнолайнен преследование оппозиции пугает. Она долгое время поддерживала Pussy Riot, потому что считает борьбу за права человека важной. В российских акциях протеста Хейнолайнен не стала бы участвовать.
«Если за такое задержат, придется быстро лететь обратно в Финляндию. Не хочу подвергать опасности свой опыт учебы по обмену, хоть это и важное дело».
Однако финских бакалавров и магистрантов в России меньше не стало. В российские университеты продолжают поступать финны, которые хотят учиться по медицинским и творческим специальностям.
Согласно статистике финского Управления социального страхования Kela, в последние десять лет в российские ВУЗы ежегодно поступают 60-70 финнов.
Также некоторые финны учатся в России по российскому гранту. Судя по информации Российского центра науки и культуры, на платной или бесплатной основе в российских университетах сейчас учатся более сотни финнов.
Уроженка Хельсинки Анна Бергер (Anna Berger) изучает режиссуру во ВГИКе уже четвертый — то есть предпоследний — год.
Важным фактором при выборе места учебы для 28-летней Бергер была возможность получить российский грант. Материальная помощь Kela уже была потрачена на получение степени кандидата философских наук в Оксфордском университете.
Бергер получила грант через Российский центр науки и культуры при Россотрудничестве. Финансовая помощь покрывает оплату учебных семестров и проживания в общежитии. Также ей выплачивают российскую стипендию — две тысячи рублей в месяц.
За последние пять лет такие гранты ежегодно выдавались 15 финским студентам. Бергер также получила финансовую помощь от фонда Cultura — восемь тысяч евро.
Бергер говорит, что российской стипендии хватает разве что на оплату телефонных счетов, так что она подрабатывает тем, что делает видео для детей. Учиться непросто. Половина однокурсников Бергер уже бросили учебу, но Бергер все нравится.
«Здесь очень позитивное отношение к получению новых знаний по литературе, истории. Здесь понимаешь, что интересная жизнь — это когда постоянно узнаешь что-то новое».