Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Бывший секретарь СНБО Украины в статье, опубликованной на Цензор.НЕТ, рассуждает на тему российско-украинской войны. Турчинов считает вероятным вторжение России, поскольку у Путина есть мотив — имперский реваншизм, окно возможностей и военный потенциал. Что делать, если Россия опять не явится на войну, автор не поясняет.
«Войско баранов, которое возглавляет лев, всегда победит войско львов, которое возглавляет баран»
Наполеон Бонапарт
***
«Россия сосредоточила свыше девяноста двух тысяч военнослужащих у границ Украины и готовится к широкомасштабному наступлению, которое может начаться в конце января — начале февраля 2022 года», — сообщил двадцатого ноября 2021 года в интервью изданию Military Times Кирилл Буданов — глава военной разведки Минобороны Украины. Глава ГУР МОУ сделал заявление, которое не может остаться без реагирования.
За двадцать дней до этого «прозрения» партнеры Украины обнародовали свою обеспокоенность относительно концентрации и маневров войск РФ у наших границ. «Действия РФ вдоль границ Украины создают угрозу широкомасштабного вторжения РФ на Украину», — публично предупредили нас чиновники и СМИ ведущих стран НАТО. Глуповато-агрессивные попытки официальных лиц Украины в унисон с руководителями РФ опровергнуть актуальные выводы западных разведок удивили политический истеблишмент наших стратегических партнеров, некоторые из них даже стали говорить, что такой скоординировано-негативной реакции не наблюдалось со времен холодной войны.
Интересно, что военно-политическое руководство Украины, называя уведомления партнеров информационной провокацией, психологическим давлением и тому подобное, ссылалось на данные той самой отечественной военной разведки. Апокалиптическое заявление-прозрение председателя ГУР МОУ Буданова было воспринято нашими партнерами как запоздалая констатация уже известных фактов, которые, наконец, признало руководство Украины. Хотя именно наше государство было обязано первым заявить о релевантности таких угроз.
Главная проблема заключается в том, что, опровергая предупреждения партнеров о реальной опасности, украинская власть ничего не делала, так же как ничего и не делает, прокричав о полномасштабном наступлении войск РФ. Попробовав громкими заявлениями приглушить волны «вагнергейта», власть сейчас снова пытается дезавуировать собственные прогнозы необратимости Армагеддона, преуменьшая уровень опасности, тупо продолжая игнорировать системные меры по защите страны.
Реальна ли угроза полномасштабного вторжения войск РФ? Учитывая бездействие и беспомощность политического руководства Украины — да, ибо у Путина есть мотив, открытое окно возможностей и необходимый для этого военный потенциал.
Мотив. Имперский реваншизм — официальная идеология кремлевского режима. Восстановление Российской империи без Украины невозможно. Внешняя агрессия, победоносная война и перекраивание границ позволяют Кремлю отсрочить и даже локализовать социально-политический взрыв населения России, недовольного внутренними проблемами. Не менее важной задачей для военно-политического руководства РФ является остановка движения Украины в НАТО. В октябре 2021 года Путин отметил, что, хотя Украина может формально и не получить членства в НАТО, «военное развитие территории уже продолжается и это действительно представляет угрозу для России».
Остановить этот процесс, по мнению военных стратегов Кремля, можно, создав из оккупированной юго-восточной части Украины подконтрольный «квазигосударственный» буфер между РФ и НАТО.
Путин, пользуясь непоследовательностью, некомпетентностью и падением международного авторитета действующего руководства Украины, пытается полностью перечеркнуть дипломатический путь урегулирования конфликта. С этой целью семнадцатого ноября МИД России обнародовал дипломатическую переписку Франции и Германии, связанную с переговорами в нормандском формате. Такой жест является неким дипломатическим демаршем и намеком о выходе из переговорного процесса, что, в свою очередь, ведет к неотвратимости военного конфликта.
Окно возможностей. Формализованные в последние годы санкции Запада против РФ, а также фактическое снятие ограничений по энергетической экспансии в Евросоюз и стремительный рост цен на энергоносители позволили России восстановить макроэкономическую стабильность. Общие резервы РФ превысили шестьсот двадцать миллиардов долларов. Россия агрессивно усиливает контроль над энергетическим рынком ЕС (более сорока пяти процентов баланса газа). Оставив пустыми газохранилища «Газпрома» в Европе, Кремль дожимает ускоренный запуск «Северного потока — 2», как единственную гарантию для европейских стран не замерзнуть этой зимой.
Наиболее энергетически зависимыми от РФ оказались государства, имеющие наибольшее политическое влияние в ЕС — Германия, Австрия и Франция. Построенные транзитные мощности в обход Украины снимают газовую страховку для нашей страны от военных «форс-мажоров».
США направляют свои главные управленческие и дипломатические ресурсы на противостояние с Китаем, которое может еще больше обостриться вокруг тайваньского кризиса. В своем диалоге с США Россия сознательно поднимает ставки, чтобы на фоне договоренностей об условной глобальной стабильности, оставить за собой защищенные от внешнего вмешательства так называемые сферы собственных интересов.
Быстрое поглощение Белоруссии позволяет РФ превратить эту территорию в военный плацдарм для вторжения, заставляя растягивать и без того достаточно ограниченные оборонные ресурсы Украины для прикрытия еще дополнительной тысячи километров потенциальной линии фронта.
На этом фоне беспомощность и коррумпированность украинской власти, приведшая к опасному дефициту энергоносителей и энергетическому кризиса, снова делает нашу страну уязвимой и энергетически зависимой от РФ и даже Белоруссии. Это позволяет России в условиях холодной зимы использовать эту ситуацию для создания социальных проблем и дестабилизации обстановки на Украине, что значительно усилит эффективность проведения военной операции. Провоцирует агрессию и бездействие военно-политического руководства Украины в условиях концентрации вооруженных сил РФ вдоль наших границ. Третий год подряд не выполняется государственный оборонный заказ, преступно заморожены перспективные проекты создания современного оружия и военной техники. Особенно опасным является блокировка программы противовоздушной обороны страны, когда стратегические военные и гражданские объекты становятся уязвимыми против удара воздушно-космических сил РФ.
Боеспособность нашей армии при власти Зеленского держится почти исключительно на боевом духе украинского воина. Денежное обеспечение военнослужащих не увеличивается и в ближайшее время даже не планируется. Как следствие, офицеры и солдаты-контрактники массово увольняются со службы. На конец 2021 года в условиях признанной всеми угрозы обеспеченность армии горюче-смазочными материалами в среднем составляет двадцать процентов! Зимнее дизельное топливо в передовых частях вообще отсутствует. Системные проблемы с продовольственным обеспечением стали темой непрекращающихся коррупционных скандалов.
Боевые генералы, защитившие страну в 2014 году и военные разведчики, проводившие уникальные операции, в частности, по захвату «вагнеровцев», увольняются со службы, их унижают и поливают грязью. Против них открываются заказные уголовные дела. Все это вместе с отсутствием конкретных целей и боевых задач, кроме запрета адекватно реагировать на военные провокации РФ становится существенным фактором деморализации и снижения боеготовности армии.
Военный потенциал. Несмотря на значительные успехи Украины в военном строительстве на протяжении 2014 — 2019 годов российская армия имеет значительное преимущество над ВСУ. Вооруженные формирования РФ значительно превосходят нас по количеству бронетанковой техники, ракетно-артиллерийского вооружения, авиации и личного состава, готовых к оперативному использованию для наступления на нашу страну. Эти вопросы я подробно анализировал в своей статье «План Б», поэтому не буду прибегать к детализации.
Все эти составляющие могут подтолкнуть Путина к военной авантюре. Но такое развитие событий не является безальтернативным. Остановить Кремль от военного сценария может не капитулянтская позиция Зе-команды, поиск мира любой ценой, а быстрые и системные меры по укреплению обороноспособности страны. Только понимание Кремлем неотвратимости катастрофических кровавых потерь остановит вторжение российской армии.
Что надо делать
Конституция Украины ограничивает применение Вооруженных сил на территории Украины без одобрения Верховной радой решения президента об объявлении войны и использования ВСУ для отражения агрессии. Украина не может превентивно объявить войну РФ. Вместе с тем, объявление «военного положения», которое часто путают с объявлением «состояния войны» дает возможность властям лишь ограничивать права и свободы граждан (запрет политических мероприятий, выборов всех уровней, цензура СМИ, комендантский час и тому подобное). Для урегулирования вопроса использования армии мы в свое время объявили АТО, которую впоследствии законодательно изменил определенный режим проведения Операции объединенных сил (ООС). Проблема заключается в том, что законом ограничено действие правового режима ООС только на территории Донецкой и Луганской областей. Поэтому необходимо срочно внести изменения в законодательство, которые снимают эти ограничения.
Необходимо срочно принять антикризисные меры для восстановления энергетического комплекса страны, недопущения остановки тепло-, электроснабжения регионов и появления техногенных катастроф из-за недостатка угля, газа и дефицита электроэнергии. Не допустить оснований для применения Россией регулярных войск под прикрытием проведения «гуманитарной операции» и спасения замерзающего населения юга и востока Украины.
Усилить охрану (оборону) объектов критической инфраструктуры. Проверить готовность и провести обучение сил и средств гражданской защиты населения.
Провести уточнение мобилизационных планов и задач. Территориальным центрам комплектации и социальной поддержки (бывшим военкоматам) проверить состояние готовности призыва в ВСУ и других военных формирований. Провести сборы и подготовку с учетом закрепления за воинскими частями оперативного резерва первой очереди.
Главный сдерживающий фактор от агрессии РФ — это понимание врагом неотвратимости беспрецедентных потерь, полностью нивелирующих достижения наступления. Одним из эффективных инструментов нанесения врагу таких потерь должна стать система территориальной обороны (ТРО). Каждый регион, каждый населенный пункт нашей страны должны стать неприступной крепостью. Необходимо немедленно утвердить детальный план подготовки и развертывания сил ТРО и начать его реализацию в приграничных с РФ и Белоруссией областях. Обеспечить реальную потребность в вооружении, боеприпасах, военной, специальной и другой технике, в материально-технических ресурсах и соответствующем бюджетном финансировании. Принять необходимые изменения в госбюджет. Определить боевые задачи, стратегию и тактику сил ТРО с учетом специфики и особенностей каждого региона.
Немедленно приблизить дату введения в действие Закона Украины «Об основах национального сопротивления».
Создать оборонительные рубежи вдоль границы с РФ и Белоруссией с учетом наиболее вероятного маршрута возможного наступления и обеспечение прикрытия ключевых городов и оборонно-промышленных центров страны.
Восстановить необходимый уровень материально-технического и продовольственного обеспечения частей ВСУ и других военных формирований, обеспечение их горюче-смазочными материалами, вооружением, военной техникой и боекомплектом.
Повысить денежное обеспечение военнослужащих до уровня, значительно превышающего среднестатистическую зарплату в стране, поднять социальные стандарты прохождения военной службы.
Немедленно изменить подходы к формированию и выполнению государственного оборонного заказа. Главным приоритетом формирования ГОЗ должен стать анализ наступательных возможностей российской армии для обеспечения наиболее эффективных мер противодействия. Восстановить приоритетное финансирование Национальной ракетной программы. На порядок увеличить в войсках количество противотанковых ракетных комплексов. Восстановить полностью замороженное в последние два года собственное производство снарядов, мин и современных взрывчатых смесей. Особенно важной задачей является восстановление системы противовоздушной обороны, как путем финансирования собственных разработок, так и за счет военно-технического сотрудничества со стратегическими партнерами. Для обеспечения этого приоритета должно быть использована значительная часть международной военной помощи и кредитные ресурсы.
Оценить риск возможных попыток органов местного самоуправления к коллаборационизму в интересах РФ и состояние пророссийских настроений населения в потенциально уязвимых регионах. Обеспечить меры контрразведывательной защиты и оперативного реагирования на любые проявления сепаратизма и коллаборационизма, паникерских и капитулянтских настроений. Усилить политику противостояния информационной агрессии и враждебной пропаганде, обеспечить разработку и реализацию комплексной программы патриотического воспитания и прохождения военной подготовки во всех учебных заведениях.
Обеспечить максимально широкое освещение мероприятий подготовки к обороне в СМИ. Решительность и готовность украинцев к отпору агрессору сдерживает врага и способствует мобилизации помощи наших союзников.
Инициировать проведение заседания Совбеза ООН для обсуждения агрессивной политики РФ. Обеспокоенность наших партнеров военной угрозой со стороны России необходимо немедленно конвертировать в усиление санкционного пакета против РФ и в увеличение военной помощи для нашей страны.
Главное — не допустить повторения 2014 года. Когда двадцатого февраля началась оккупация Крыма, на следующий день президент, министр обороны, министр внутренних дел, руководители СБУ, разведки, Внутренних войск и много других руководителей центрального и регионального уровней бежали из страны, не отдав никаких приказов, даже не сообщив о начале агрессии, оставив после себя полностью небоеспособную армию, уничтоженный сектор безопасности и обороны и разрушенную экономику страны.
В условиях тяжелых испытаний и опасных угроз мы сможем себя защитить, когда консолидация и мобилизация нации, обеспечение надежной обороны и безопасности станут основой государственной политики и ежедневной профессиональной работы.
P.S. Когда вам не нравятся львы, это еще не повод выбирать баранов.