Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинский кризис играет для отношений России и США ту же роль, какую в свое время сыграл кризис Карибский, пишет Geopolitika. Только позиции поменялись. В новой «схеме» Украина — это Куба, США — это СССР, а Россия — это США. Однако результат будет тот же: стороны найдут выход из кризиса, а Украина в лучшем случае окажется в положении современной Кубы, считает автор статьи.
На прошлой неделе состоялась виртуальная встреча Байдена с Путиным. Те немногие детали этой беседы, которые дошли до СМИ, окружила плотная завеса пропаганды. СМИ выполнили то, за что им платят, и преподнесли встречу как победу той стороны, которую они представляют. Тем не менее бесспорным остается один факт: Соединенные Штаты, а значит и НАТО, не намерены военными средствами вмешиваться в события на Украине в случае российского вторжения.
Путин не раз ясно давал понять, что никакого вторжения не будет, если киевские власти не решат применить вооруженные силы против отступнических сепаратистских регионов на востоке страны и если НАТО не начнет размешать свои вооружения, способные угрожать безопасности России. Таким образом, если США хотят избежать любых шагов, способных подтолкнуть Россию к интервенции, Вашингтону нужно держать под жестким контролем украинское государственное и военное руководство. Не все его представители довольны происходящим и одинаково смотрят на внешне скромные результаты встречи Байдена и Путина.
Вообще интерпретация результатов обнажила очередной раскол. С одной стороны, президент Владимир Зеленский и его окружение стараются всячески продемонстрировать удовлетворенность и приветствуют упомянутую беседу, которая, по их словам, снижает напряженность в стране и подтверждает решимость США отстаивать украинскую территориальную целостность и суверенитет. С другой стороны, есть политики и представители общественности, кто понимает: на самом деле Джо Байден дал понять, что в случае российской интервенции США не намерены вмешиваться военными силами. При этом все патетические обещания об отправке оружия, политической поддержке и небывало суровых санкциях против России означают только одно: Украину бросят «один на один» с российской военной мощью, и тогда у Украины не останется ни шанса. Их пессимизм подтверждается и тем фактом, что после разговора с Путиным Джо Байден заявил, что намерен немедленно переговорить с лидерами ключевых европейских союзников НАТО, а разговор с Зеленским состоится в четверг. Иными словами, лидера Украины, о судьбе которой в основном и шла речь на встрече президентов величайших военных держав, выставили второразрядной политической фигурой, которая ничего не решает в том, что касается стратегических проблем возглавляемой им страны. Это вызвало большое разочарование, а украинские оппозиционные СМИ и люди в социальных сетях смеются над смонтированными роликами, в которых Зеленский у телефонной будки умоляет: «Байден, позвони мне, позвони!»
Правда, шутки тут неуместны, так как ситуация очень серьезная и опасная.
На Украине по-прежнему многочисленны воинствующие политические силы, которые вновь ждут удобного момента для захвата власти в Киеве. Для этого им нужна воинственная риторика и напряженная атмосфера в обществе. Они постоянно говорят о слабом президенте Зеленском и необходимости навести конституционно-правовой порядок в стране военными методами. Причем кроме Донбасса они часто рассуждают и о Крыме. Зеленский тоже упоминает полуостров, но не в контексте возвращения его с помощью оружия. Он говорит о продолжительной политической и дипломатической борьбе, в том числе, например, с помощью Крымской платформы.
Эти политические авантюристы в итоге и решат судьбу Украины и ее будущее. Единственное, что в связи с ними сейчас неясно, так это захочет ли Вашингтон их усмирять или нет. Часть из них сейчас не подконтрольна никому и считает, что Западу придется встать на защиту Украины, если он хочет защититься от агрессии против самого себя. Правда, в американском истеблишменте тоже есть силы, которые предпочли бы хаос на восточных европейских границах с Россией и большую российско-украинскую войну, как можно более продолжительную и изнурительную. Если Вашингтон не тронет их, и выше описанные люди силой придут к власти в Киеве и продолжат курс на жесткую конфронтацию с Москвой, то, несомненно, на линии соприкосновения на Донбассе участятся крайне опасные провокации и инциденты, хотя и сейчас их вероятность также высока. И тогда России не останется ничего другого, как начать вооруженную операцию.
В этом контексте, то есть помощи нынешнему правительству и президенту Украины, стоит рассматривать и недавний визит хорватского премьера Андрея Пленковича в Киев, где он встретился с украинским государственным руководством. Напомню, что первый визит в Киев Пленкович нанес еще при Петре Порошенко, которому предложил помощь. Пленкович тогда предложил поделиться опытом мирной реинтеграции хорватского Придунавья в конституционно-правовой порядок Республики Хорватии. Интересно, что вчерашний визит не вызвал, в отличие от предыдущего, негативную реакцию у российских СМИ, и они уже больше не высмеивали подобные предложения, проводя аналогии с якобы намеренным изгнанием хорватских сербов во время Гражданской войны. Кстати, это неправда, что подтверждается успешным завершением означенного процесса реинтеграции хорватского Подунавья под надзором ООН. Так вот очередной разговор на эту тему в Киеве и предложение Хорватии поделиться своим опытом не столкнулись с осуждением со стороны главных российских СМИ и аналитиков.
Зеленскому сейчас действительно нужно помочь усмирить воинствующие силы в стране, которым он, если говорить начистоту, не смог ничего противопоставить за время своего президентства, хотя много говорил об этом во время предвыборной кампании, называя себя «президентом мира» и «слугой народа». Особенно отчетливо его слабость перед этими силами стала понятна во время обращения к депутатам Верховной рады на прошлой неделе, когда из-за спекуляций о российском вторжении медиа- и политическая истерия в стране и на Западе достигли пика. Закончив свою речь, Зеленский вручил высокую государственную награду одному из членов ультранационалистического «Правого сектора» (Запрещенная в РФ экстремистская организация. — Прим. ред.), который «прославился» невероятными заявлениями в своих видео. Так, например, этот человек призывал, я цитирую: «Накормить всех собак русскими детьми с Донбасса».
Иными словами, Зеленский попытался угодить все еще очень влиятельным ультраправым силам в стране, чтобы заручиться их поддержкой для продолжения своей работы. Это ему не удалось, а, что хуже, он еще и разочаровал значительную часть тех, кто верил, что он на самом деле, как «слуга народа», вернет страну в мирное русло и поведет к стабильности и развитию.
О том, насколько сложна ситуация на Украине и с каким вниманием за ней по-прежнему следит Москва, свидетельствует и сегодняшняя новость.
На сегодняшней конференции для военных атташе иностранных государств в России глава Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал Валерий Герасимов заявил, что и без того напряженная ситуация на востоке Украины ухудшается.
Он сказал, что Киев не выполняет минские договоренности и что поставки самолетов, вертолетов и дронов для украинской армии подталкивают Киев к опасным действиям. Герасимов напомнил, что Вооруженные силы Украины и сами сообщали о начале применения на Донбассе переносных противотанковых ракетных комплексов Javelin, полученных от Соединенных Штатов. Кроме того, украинская армия получила разведывательные и ударные беспилотные летательные аппараты турецкого производства.
«Любые провокации со стороны властей Украины по силовому урегулированию ситуации в Донбассе будут пресекаться», — заявил глава российского Генерального штаба. По его словам, информация о грядущем вторжении России на Украину — ложь, а военная деятельность осуществляется на национальной территории Российской Федерации, и это ее суверенное дело. Москва не обязана никого об этом уведомлять. «Передислокация подразделений в ходе боевой подготовки — это рутинная практика для вооруженных сил любого государства», — подчеркнул Герасимов.
Вывод
Москва ясно дает понять, что встреча Байдена с Путиным для нее не предел, то есть ее проведение несколько снизило напряженность на Украине, но по прошествии какого-то времени все может вернуться к прежнему состоянию.
Тем самым Москва подтверждает, что готова к продолжению диалога с Вашингтоном ради получения правовых гарантий российской стратегической безопасности (устными уже не отделаться) и что она готова на более серьезные шаги, если не добьется своего.
Главная цель Вашингтона на переговорах с Москвой — достижение договоренности о стратегической безопасности, то есть о четком разграничении интересов и предсказуемости шагов. США это крайне необходимо для схватки с Китаем. Москва тоже поддерживает такой договор, но она будет настаивать на том, что разговаривать с США о глобальной стратегической безопасности не будет, пока не позаботится о российской стратегической безопасности. Причем есть ряд принципиальных аспектов, которые вскоре российские экспертные группы сообщат американским коллегам. Сам Путин вчера сказал, что эти аспекты также станут достоянием общественности, а это крайне важно, ведь это говорит о том, что Россия не намерена отказываться от них, то есть это императив и условие для достижения американо-российской договоренности о стратегической безопасности. Вот чему посвятили основную часть беседы Байден и Путин.
Украина же послужила лишь импульсом для американо-российских переговоров, которые продолжатся в скором времени. Отмечу, что точно так же за напряженностью на Украине весной этого года последовала личная встреча двух лидеров в Женеве.
Сегодня украинский кризис играет для американо-российских отношений ту же роль, какую Карибский кризис играл для отношений между США и СССР. Только позиции полностью изменились. В новой «схеме» украинского кризиса Украина — это Куба, США — это СССР, а Россия — это США. Однако результат один и тот же: будет достигнут договор о выходе из кризиса, и Украина в лучшем случае, если Киеву не хватит ума этого избежать, окажется в положении современной Кубы.