Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор Bloomberg недовольна, что Байден относится к России намного мягче и спокойнее, чем заявлялось в его предвыборной риторике. Тем самым американские демократы оказываются в неловком положении. Все президентство Байдена пока что является скорее подарком для Путина, пишет издание.
Из-за неспособности Байдена решительно выступить против России в украинском вопросе и по другим направлениям демократы оказались в неловком положении.
Во время предвыборной кампании 2020 года кандидат в президенты Джо Байден позиционировал себя как сторонник жесткого курса в отношении России. В ответ на сообщения (позже опровергнутые) о том, что президент Дональд Трамп игнорировал данные разведки, показывавшие, что Россия выплачивала награды за убийство американских солдат в Афганистане, Байден объявил: «Все президентство Трампа было подарком для Путина».
Такое отношение Байдена отчасти объяснялось навязчивой идеей его партии, которая выдвинула теорию (также опровергнутую) о сговоре Трампа с Россией, чтобы победить на выборах в 2016 году. Необъяснимое низкопоклонство самого Трампа перед российским президентом Владимиром Путиным подкрепляло эту теорию демократов. Поэтому вполне понятно, почему некоторые избиратели считали, что Байден будет проводить более жесткую линию против России, нежели Трамп.
Но на одиннадцатом месяце президентства Байдена такая жесткая линия пока не появилась. По поводу текущего кризиса на Украине, например, Байден со своей администрацией заявил Путину, что будут введены сокрушительные санкции, если он отдаст приказ на вторжение сосредоточенным на украинской границе войскам. В то же время Байден пригласил Путина на саммит НАТО, чтобы тот высказал свои претензии к альянсу, который хочет расколоть. Администрация Байдена подает неоднозначные сигналы о том, должна ли Украина предоставить особый политический статус сепаратистам в Донбассе до вывода Россией своих войск и роспуска незаконных вооруженных формирований, которые она создала во время первого вторжения на Украину в 2014 году.
Еще одна особенность политики Байдена заключается в том, что меры принуждения России предлагается вводить лишь в случае ее нападения, как следствие. По этой причине дестабилизирующее ситуацию сосредоточение Путиным войск на украинской границе по сути дела останется безнаказанным. Байден пока так и не воспользовался предоставленным ему конгрессом правом предоставить Украине военную помощь на сумму до 200 миллионов долларов, хотя эти полномочия предназначены как раз для такой чрезвычайной ситуации. На прошлой неделе группа законодателей-демократов из палаты представителей потребовала от Белого дома воспользоваться этими средствами.
Администрация Байдена также отказывается вводить жесткие санкции против трубопровода «Северный поток — 2», проложенного в обход Украины и предназначенного для прямых поставок газа в Германию. Тем самым она лишила оказавшуюся в тяжелом положении украинскую экономику важнейшего источника доходов и средства защиты от воинственной России. США намекают, что такие санкции будут введены в случае вторжения, но пока у России есть возможность для выполнения одной из приоритетных стратегических задач Путина.
Такое бездействие не осталось без внимания украинского президента Владимира Зеленского. «Важно, чтобы санкции применялись до, а не после возникновения конфликта, — сказал он на этой неделе репортерам. — Если они применяются после возникновения конфликта, они по сути дела становятся бессмысленными».
Отношение Байдена к России является частью общей закономерности. Вспомните отсутствие реакции на российскую хакерскую атаку против трубопровода Colonial в этом году, из-за которой на всей территории США возник дефицит бензина. Байден предупредил Путина, что Соединенные Штаты ответят в случае новой атаки российских хакеров против важных объектов инфраструктуры, однако на хакерские действия против трубопровода никак не отреагировал.
А еще Байден потакал России во время вывода американских войск из Афганистана. Поначалу США хотели заключить соглашения о борьбе с терроризмом с афганскими соседями Узбекистаном и Таджикистаном. Но Россия дала указание этим государствам отказаться от встречи с американцами, и из-за этого администрации Байдена пришлось вступать в контртеррористическое партнерство с Россией. Это стало молчаливым признанием того, что Путин властвует над республиками, некогда входившими в состав Советского Союза.
Президент и директор Центра анализа европейской политики Алина Полякова рассказала мне, что она довольна некоторыми звучащими в последнее время высказываниями администрации, однако многие ее собеседники из Восточной Европы шокированы тем, что Байден отказывается от проведения более воинственной политики в отношении России. «Многое из этого показывает, что критика в адрес России со стороны демократов звучала из-за Трампа, и не является отражением их политики», — заявила она.
Это создает политический кризис для демократов в дополнение к стратегическому кризису на Украине. Они четыре года позиционировали себя как партия антироссийских ястребов в противовес президенту, который казался им путинским лакеем. Но когда Байден пришел к власти, его администрация отказалась вводить жесткие санкции против российского трубопровода «Северный поток — 2», не стала наказывать Россию за хакерские атаки на важнейшие объекты инфраструктуры, а сейчас пытается удержать Россию от вторжения на Украину одними угрозами.
Кто-то может назвать это умиротворением. А кто-то может сказать, что и президентство Байдена пока тоже является подарком для Путина.