Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Казахстан стал очередным государством, в котором Путин пытается восстановить российскую империю, пишет Onet. Журналист увидел в помощи ОДКБ «российское вторжение» и предупреждает, что казахи, как и украинцы, отвернутся от России. Ведь в цивилизационном плане России «нечего им предложить», утверждает автор статьи. Правда, доводов он не приводит.
Казахстан до недавнего времени не вызывал у поляков особого интереса. Между тем геополитическое значение этой страны велико, а по мере переноса центра глобального противостояния из Европы в Азию оно будет лишь возрастать. Тлеющая революция и появление российских войск могут изменить расклад сил в схватке держав, США и Китая, каждая из которых обладает своими козырями и влияниями. Казахстанскому лидеру Нурсултану Назарбаеву удавалось их до сих пор уравновешивать и проводить относительно независимую внешнюю политику, но сейчас все может измениться.
Казахстан — это в первую очередь природные богатства и транзит. Его восточные оконечности в географическом плане еще относятся к Европе, при этом он граничит с Китаем (западные китайские территории в цивилизационном плане принадлежат к тому же региону, что и Казахстан). Он соединяет Россию и Индию, Россию и Ближний Восток. Не стоит также забывать о том, что в РФ проживает 20-миллионное исламское меньшинство, которое всегда было бомбой замедленного действия. Она не раз взрывалась, достаточно вспомнить о Чечне.
Казахстан лежит на огромных нефтяных месторождениях, кроме того, на него приходится 40% мирового производства урана. Когда вспыхнули беспорядки, цены на нефть и уран сразу же взлетели вверх, но казахстанские власти заверили, что перебоев в добыче не будет (правда, работники добывающих компаний успели выразить солидарность с протестующими). Важным активом Казахстана выступает также основанный в 1955 году космодром Байконур. Это первый и крупнейший такого рода объект в мире. Именно оттуда стартуют российские (и не только российские) космические корабли. В прошлом большое значение имел также крупнейший в мире ядерный полигон под Семипалатинском. Казахстан занимал четвертую строчку в списке стран, обладающих ядерными боеголовками, но, как и Украина, отказался от них под давлением России и Запада.
Именно Казахстан выступает узловой точкой в крупнейшем инвестиционном проекте, который сейчас претворяется в жизнь, то есть в китайской программе «Один пояс — один путь». Именно там маршрут, вопреки своему названию, разделяется на три ветки: иранскую, турецкую и российскую. Все они в конечном счете ведут в Западную Европу.
До сих пор Казахстан был, скорее, стабильным государством с относительно либеральным режимом. Одновременно он старался освободиться от влияний российской культуры и русского языка. Столицу перенесли из ранее практически русскоязычного города Алма-Ата в казахскоязычную Астану, которая в 2019 году в честь лидера страны получила название Нур-Султан (многим казахстанцам это не понравилось).
- 1Advance: российской «агрессии» в Казахстане не будет. Путину нужно другое
- 2WSJ: антипутинская риторика Болтона по Казахстану расходится с реальностью
- 3Чехи: США написали для Казахстана «украинский сценарий». Но обломались (Seznam zprávy)
- 4Cumhuriyet: США не удастся сделать из Казахстана вторую Украину
Россияне считают Казахстан частью «Русского мира» и совершают, хотя и в меньшем масштабе, ту же ошибку, что в случае Украины, о которой зачастую просто ничего не знают и не хотят знать. В этом плане независимые российские эксперты и оппозиционеры мало чем отличаются от представителей режима: все русскоязычные, а тем более жители с русскими корнями — это для них русские, мечтающие о присоединении к России. Присоединить к ней Северный Казахстан открыто призывал не только Владимир Жириновский, но и, например, Александр Солженицын.
Между тем существуют русскоязычные и имеющие русских предков казахстанцы и украинцы, которые не занимают пророссийскую позицию, а тем более не поддерживают идею присоединения своего государства или его части к России. На Украине и в Казахстане есть даже русские, которые говорят только на русском языке, но не хотят, чтобы он имел в их стране статус государственного. Ясно то, что Путин считает существование русского меньшинства (размер которого в несколько раз завышается) основанием для вмешательства в дела сопредельных государств и включения их в российскую сферу влияния.
Мы помним, однако, что российский президент думает в первую очередь о жителях России, а не Украины, Белоруссии или Казахстана. Больше всего он боится цветных революций в бывших советских республиках и смещения власти «улицей», а не дворцом. Сейчас, когда его рейтинг опустился до самого низкого за всю историю уровня, это представляет для него смертельную опасность.
Отправка в Казахстан 2,5 тысяч российских военных позволит России укрепить влияния, но настроит против нее казахстанцев, как ранее — украинцев или белорусов. В кратко- и среднесрочной перспективе это не имеет особого геополитического значения, но в долгосрочной — может оказаться решающим фактором в обретении независимости. Казахстан стал очередным государством после Грузии, Украины и Белоруссии, в котором Путин пытается восстановить российскую империю и в культурном плане вновь терпит поражение. Российское вмешательство вызвало возмущение казахстанцев. Оно было призвано их запугать, но может возыметь обратное действие. Россияне, впрочем, уже успели одуматься и за первыми имперскими жестами последовали попытки замять тему.
Сложилось мнение, что казахстанцы проиграли, едва успев начать. Напомню, однако, что в течение нескольких дней они успели распространить революцию на всю страну, захватить и сжечь важнейшие здания в Алма-Ате, взяв под контроль даже аэропорт. Они обзавелись оружием (в частности, грабя оружейные магазины), вступили в противостояние с полицией и сотрудниками органов безопасности, вынудили президента Токаева отправить в отставку правительство, а, главное, добились выполнения своего основного требования: изгнали Назарбаева, который покинул Совет безопасности и бежал. Может быть, он вернется, а, может быть, и нет. В 2019 году он назначил своим преемником главу марионеточного Сената Касыма-Жомарта Токаева и получил пожизненный иммунитет, а также титул лидера нации. Свои миллиарды Назарбаев, конечно, сохранил, и сможет пользоваться ими в Дубае или Москве.
Сложно сказать, в какой мере Токаев обретет самостоятельность, если это вообще возможно. Видимо, он не обладает сильным характером, раз практически сразу же обратился за помощью к россиянам. Он, вполне возможно, опасался окружения, в первую очередь органов безопасности. В конечном итоге ему не понадобились дополнительные силы, чтобы за один день отбить основные здания, площади и аэропорт, а также арестовать тысячи людей.
Мы знаем, что если Россия приходит куда-то с братской помощью, быстро она не уходит. Пока казахстанцы отступили, десятки или сотни человек лишились жизни, но протест не ликвидирован. Если Токаев сохранит власть, он может пойти двумя путями: запустить модернизацию, то есть поделиться с обществом доходами от продажи сырьевых ресурсов, или начать строить полицейское государство. Первое будет способствовать возрастанию запросов зарождающегося среднего класса, вначале связанных с экономической сферой, а потом и со сферой свобод. Второе может вновь обернуться бунтом.
В цивилизационном плане российский режим мало что может предложить казахстанцам, ведь его основными экспортными товарами выступают авторитаризм и сырьевые ресурсы, а с ними у Казахстана и так все в порядке. В этом плане он напоминает более состоятельный и относительно независимый от Москвы Азербайджан. Так что ранее Кремль лишь наблюдал, как США, а потом и Китай разворачивали в Казахстане экономическую колонизацию.
Сейчас обеим этим державам из-за инвестиций приходится, в свою очередь, лишь наблюдать за тем, как российские военные высаживаются в Казахстане. Американцы и китайцы, боясь повредить собственным экономическим интересам, ограничатся заявлениями об «озабоченности» и адресованными обеим сторонам призывами «воздержаться от насилия». У компаний «Шеврон», «Эксон Мобайл» и западноевропейских концернов в Казахстане слишком много месторождений и предприятий, чтобы рисковать раздуванием конфликтов. Бизнес любит спокойствие, а там, где царит или грозит воцариться «Русский мир», то есть тотальная коррупция, относительно уверенно дела можно вести только с диктатором.
«Организацию Варшавского договора — 2» или карманный «АнтиАльянс», то есть созданную в 1994 году Организацию Договора о коллективной безопасности, в которую Москва привлекла шесть постсоветских республик, россияне использовали впервые. Они не сделали этого ни в 2010 году, когда помощи просила Киргизия, ни недавно в ходе конфликта между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе.
Возможно, Россия извлекла выводы из событий в Белоруссии и на Украине и предпочла спрятаться за вывеской ОДКБ, чтобы войти в Казахстан вместе с военными Лукашенко и Пашиняна. Армянскому лидеру, который занимает пост председателя Организации, было поручено запустить статью 4 Договора о коллективной безопасности (аналог Пятой статьи Вашингтонского договора). Возможно, накануне переговоров с Альянсом Москва решила показать, что она выступает равноценным партнером, ведь у нее есть свой военный союз. Вопрос только, кто выступает тем иностранным оккупантом, который напал на Казахстан. Токаев говорил о террористах, российское телевидение — об исламистах из Афганистана, Кремль — о цветной революции, но авторы этих заявлений даже не притворяются, что в них верят.
Все размышляют, помогут или повредят последние события Украине, к границе которой России стянула 100 тысяч человек. Преобладает мнение, что Москва не способна проводить две операции одновременно, однако, в Казахстан она отправила всего 2 500 военных, причем не для участия в боях, а для защиты инфраструктуры, в первую очередь Байконура. Украина (по крайней мере в ближайшее время) сможет спать спокойно, если казахстанская революция разгорится. Даже США не удавалось вести две войны одновременно. Такая задача сейчас не по силам никому в мире.
© Министерство обороны РФ
Отправка российской части миротворческого контингента в Казахстан
Если он надеялся, что по вопросу Украины ему удастся добиться от Запада уступок на серии встреч руководства США и России (10 января в Женеве, двумя днями позже в Брюсселе и на следующий день в Вене), то его позиция укрепилась. Если он собирался начать вторжение, то ему придется подождать развития событий в Казахстане. Время у него есть до марта, ведь позднее начнет таять как почва, так и моральный дух военных, которых невозможно бесконечно держать в состоянии боевой готовности.