Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В ожидании заседания Совета Россия-НАТО в Брюсселе и переговоров представителей России и ОБСЕ в Вене автор NoonPost спрогнозировал итоги эти событий, к которым приковано внимание во всем мире. По его мнению, несмотря на невозможность прорыва, есть один очень важный и позитивный момент.
Пессимистическая атмосфера витает над американо-российским саммитом, который стартовал 10 января 2022 года. Представители России и США встретились в Женеве, чтобы обсудить гарантии безопасности во избежание эскалации конфликта на Украине.
Превентивные заявления, сделанные обеими сторонами, разрушают надежды на то, что эти переговоры приведут к позитивным результатам. Каждая сторона придерживается своих «красных линий» и отказывается идти на какие-либо уступки, что держит «украинское досье» в напряженности, которая, как утверждают некоторые эксперты, постепенно сойдет на нет после серии переговоров, запланированных на ближайшие дни. В среду, 12 января, в Брюсселе состоится заседание Совета Россия-НАТО, а 13 января в Вене пройдут переговоры представителей России и ОБСЕ.
Обе стороны знают, что неспособность договориться повысит уровень напряженности, особенно с учетом ряда нерешенных вопросов, которые, вероятно, помешают усилиям по урегулированию. Подобные настроения проявились в конфронтационных заявлениях госсекретаря США Энтони Блинкена и заместителя министра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, озвученных ими за несколько часов до начала переговоров.
Разногласия перед переговорами
Москва и Вашингтон имеют множество разногласий, которые, несомненно, бросят тень на атмосферу женевского саммита. Список возглавляет «украинское досье». Запад обвиняет Россию в размещении более 100 тысяч военнослужащих на границе с Украиной и угрожает ввести беспрецедентные санкции, если русские начнут новую войну и повторят «крымский сценарий» 2014 года.
Запад во главе с Вашингтоном требует от Москвы отвести войска от Украины и придерживаться Минских договоренностей по решению конфликта в Донбассе, заключенных между Киевом и пророссийскими сепаратистами на востоке страны. Россия, со своей стороны, требует гарантий нерасширения НАТО на восток и сокращения численности военного контингента альянса в Восточной Европе. Следует отметить, что в НАТО эти требования назвали «неприемлемыми».
Разногласия касаются не только Украины. Есть вопрос о разоружении, вокруг которого разворачиваются масштабные дискуссии. Он был поднят почти год назад, в попытке продлить договор о дальнейшем взаимном сокращении арсеналов развернутых стратегических ядерных вооружений еще на пять лет.
Вашингтон выразил готовность принять необходимые меры в этом направлении, не уточняя их характера, но с оговоркой, что Москва отведет войска от Украины. Русские сочли это невыгодным предложением и соглашение подверглось «заморозке». Кроме того, нельзя забывать о кибервойне между странами. Одна из сторон регулярно обвиняет другую в кибератаках с использованием хакеров, которые вмешиваются во внутренние дела, будь то выборы или вопросы экономики и безопасности.
Ситуация с правами человека также является дискуссионным вопросом. Администрация президента США Джо Байдена, утверждающая, что продвижение демократии и прав человека является приоритетом ее внешней политики, обвиняет Москву в многочисленных нарушениях прав человека. Вашингтон призывает Кремль отказаться от травли политических оппонентов, освободить российского оппозиционера Алексея Навального и расширить политические свободы в стране. Кроме того, во время переговоров может встать вопрос об обмене заключенными между США и Россией.
Российское вмешательство в Казахстан, где в последние дни идут масштабные протесты, и поддержка Москвой режима Александра Лукашенко в Белоруссии, переизбрание которого вызвало много споров и протестов, а также поддержка режима Башара Асада и предоставление ему всесторонней помощи, — все это обостряет разногласия и усложняет диалог между двумя странами.
Дипломатический кризис, включая обоюдный отзыв послов России и США для консультаций, является неопровержимым свидетельством того, что их отношения опустились на более низкий уровень. Количество дипломатов в посольствах обеих стран значительно снизилось после неоднократных взаимных высылок, что стало причиной и следствием нынешней напряженности в американо-российских отношениях.
Конфронтационные заявления
Накануне переговоров официальные представители обеих стран развернули информационную войну, в ходе которой подтвердили свою приверженность прежним позициям и отказ идти на какие-либо уступки в Женеве. Не важно какие цели они преследовали, эти заявления снизили шансы на позитивный исход переговоров.
Блинкен связал позитивный исход переговоров с готовностью России изменить свои «агрессивные» позиции. Он также заявил, что не ожидает прорыва на переговорах с Москвой, которая «держит оружие у головы Украины». Блинкен предупредил, что русские столкнутся с беспрецедентными экономическими санкциями: «Большая семерка» (G7), ЕС и НАТО ясно дали понять, что дальнейшая агрессия России против Украины повлечет за собой серьезные последствия«.
Москва сожалеет, что Вашингтон продолжает настаивать на односторонних уступках со стороны России и вместо конструктивного подхода предпочитает спекуляции, это не может стать основой для продуктивной дискуссии по гарантиям безопасности. На переговорах Россия будет настаивать на отказе НАТО от расширения на восток и размещения ударных вооружений вблизи российских границ. Об этом заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявил в беседе с «РИА Новости».
По его словам, в процессе обсуждений Москва столкнется с нежеланием Вашингтона и НАТО предоставить правовые гарантии безопасности, связанные с нерасширением альянса на Украине, что является основным требованием российской стороны. Рябков подчеркнул, что Россия под давлением и в режиме угроз, которые постоянно формулируются в ее адрес западными участниками предстоящих контактов, не пойдет ни на какие уступки. Ожидается, что переговоры по гарантиям безопасности с Вашингтоном выйдут за рамки одной встречи, учитывая приверженность каждой стороны своим позициям.
Предлагают ли переговоры что-то новое?
Москва настаивает на получении гарантий нерасширения НАТО, отказе от приглашения бывших советских республик в альянс и прекращении военной активности Запада на Украине, а Вашингтон, со своей стороны, призывает Россию отвести войска от Украины. Следовательно, вряд ли стоит ожидать какого-либо прорыва от переговоров.
Россия не будет обсуждать вопрос принадлежности Крыма ни с Киевом, ни с Западом, и арест Алексея Навального — с Вашингтоном. США, в свою очередь, не станут гарантировать полный вывод сил НАТО и не допустят усиления российского присутствия, угрожающего интересам Запада в этом регионе.
Здесь следует отметить, что Запад, поддерживающий сегодня Украину, может не предоставить ей членство в НАТО, так как ее вступление в альянс будет иметь серьезные экономические и социальные последствия, особенно для американских и европейских налогоплательщиков, а также увеличит риск прямой конфронтации с Россией. Таким образом, он может контактировать с Киевом, но без обременительных обязательств, особенно в период, когда градус напряженности остается на высоком уровне.
Вряд ли сегодняшние встречи приведут к «прорыву» или решению «украинского досье», но это не значит, что не будет достигнуто никаких позитивных результатов. Сам по себе саммит уже является успехом и отражает стремление сторон избежать эскалации.
Переговоры в Женеве, которые еще до своего начала имели пессимистичные прогнозы, снижают градус напряженности и купируют опасность военной конфронтации, что может позитивно сказаться на проведении новых раундов переговоров в Брюсселе и Вене, намеченных на 12 и 13 января.