Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Трамп 2.0 и новый миропорядок. Япония претендует на роль хаба в системе экономической безопасности

NK: Япония претендует на роль хаба в системе экономической безопасности

© РИА Новости Антон Денисов / Перейти в фотобанкФлаг на здании посольства Японии в Грохольском переулке в Москве.
Флаг на здании посольства Японии в Грохольском переулке в Москве. - ИноСМИ, 1920, 04.12.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мир должен подготовиться к изменениям, которые принесет ему приход к власти Трампа, пишет NK. Япония, Австралия и Британия могут возглавить процесс создания новых правил с участием Канады, Новой Зеландии и ЕС. А главным хабом в системе экономической безопасности станет Япония, считает автор статьи.
Почетный профессор университета префектуры Кумамото Такаси Сираиси
Чуть больше месяца остается до инаугурации президента США. Еще до вступления в должность он объявил о введении дополнительных пошлин на товары из Китая, Канады и Мексики. Среди его команды собраны приверженцы концепции "Америка превыше всего". Как реагировать миру на новую администрацию США? Эксперты из Японии, Азии и Европы делятся своими взглядами.
Прошло время гегемонии Америки после холодной войны: мир вступил в эпоху соперничества великих держав. Миропорядок, державшийся на двух столпах — "американском мире, основанном на военной силе" и "свободной экономике" — рушится.
О начале конкуренции было объявлено в конце 2017 года, в первый срок президентства Трампа. Тогда была представлена Стратегия национальной безопасности, где утверждалось, что соперничество великих держав вернулось. Китай и Россия были объявлены силами, бросившими вызов миропорядку. Более ранние предпосылки возникли в 2014 году, когда Крым присоединился к России.
Аренами конкуренции являются, конечно, такие геополитические регионы, как Украина, Ближний Восток и Южно-Китайское море. Конфликт на Украине и Ближнем Востоке можно назвать ограниченным, объекты ударов и боевые цели строго определены рамками. Стороны прощупывают красные линии, которые нельзя пересекать во избежание применения ядерного оружия.
Вероятно, Трамп будет искать возможности как-то договориться с Путиным. Байден был слишком осторожным в отношении использования оружия и других мер, Трамп же может сильнее давить на Россию. Свобода действий Израиля на Ближнем Востоке, очевидно, увеличится.
В стратегических планах Америки Украина и Ближний Восток второстепенны, первое место за Китаем. Если Вашингтон откажется от поддержки Украины, доверие к нему будет подорвано. Важно учитывать изменения в стратегии безопасности США. Геополитика и экономическая безопасность регионов с усиливающейся конкуренцией – это аспекты, требующие пристального внимания.
Принцип "маленький двор, высокий забор" должен применяться в области развития ИИ и производства полупроводников. Они напрямую связаны с квантовыми технологиями и обеспечением безопасности, поэтому важно строго регулировать эту узко очерченную область. Есть и другие области, где также желательно снижение зависимости от Китая. Например, сырье для вакцин и аккумуляторы для электромобилей.
В области оборудования для производства полупроводников уже заключены соглашения между тремя странами: Японией, США и Нидерландами. Наверное, следует расширить сотрудничество и на другие области. К примеру, разрабатывается проект взаимодействия Японии, Австралии, Англии, Дании в области морской ветроэнергетики. Необязательно исключать из соглашений США, но ключевым моментом является то, чтобы не слишком полагаться на лидерство следующей администрации Трампа.
Япония, Австралия и Англия, де-факто выступающие в качестве союзников, демонстрируют политическую волю, чтобы возглавить процесс создания новых правил с участием Канады, Новой Зеландии, Евросоюза.
Важно создать многоуровневую сеть сотрудничества, где Япония будет одним из хабов. Сюда же в индивидуальном порядке могут быть включены страны-члены АСЕАН. Представляется, что сотрудничество в области экономической безопасности, уже начатое некоторыми передовыми странами в формате "минилатерализма", будет ускорено. Япония имеет больше возможностей для реагирования в сфере экономической безопасности, чем в геополитике. Мировая экономика на пороге кризиса фрагментации. Как его избежать — вопрос политики.