Le Figaro (Франция): Сергей Лавров, дипломат без уступок

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сергей Лавров никогда не улыбается на людях, а в своей политике он возродил догмы брежневской эпохи — так пишет автор парижской Figaro. Несмотря на то, что эти утверждения легко опровергаются просмотром любой пресс-конференции или прочтением любого из выступлений министра, прочитать этот "личный выпад" стоит. Чтобы узнать, как ослепляет людей современная западная идеология.
Суровый и непреклонный, министр иностранных дел России воплощает, почти в карикатурном стиле, те методы отстаивания своей позиции, которые характерны для Владимира Путина. В тот момент, когда отношения между Москвой и Западом напряжены из-за Украины, Сергей Лавров не делает ничего для стачивания острых углов, для разрядки напряженности.
Его слегка одутловатое лицо, на котором никогда не появляется даже подобие улыбки, — этот образ кажется перенесенным в наше время прямо из портретной галереи времен холодной войны. Это такой воскресший на время брежневизм, нечто вроде сбежавшего из Парка юрского периода существа, которое показывают по телевизору со старыми титрами на кириллице в нижней части экрана. Сергей Лавров в своем возрасте (71 год) никогда не делает — по крайней мере, публично — ни одной попытки хоть в чем-то очаровать своих собеседников, проявить хоть какой-то элемент шарма, обаяния. А ведь он занимает пост министра иностранных дел уже 18 лет.
Впрочем, именно эта безапелляционная манера вести себя вполне устраивает его шефа Владимира Путина: этот патрон не просит Лаврова соблазнять кого-либо пресловутой "мягкой силой", ему нужно другое. Все как раз наоборот: эта неподвижная, будто высеченная из мрамора физиономия в квадратных очках без оправы призвана внушать страх. Шеф российской дипломатии не ищет компромиссов. Полная требований, ультиматумов и обвинений, его речь заставляет вспомнить лексикон его далеких советских предшественников — Молотова и Громыко.
В наше время кризиса в отношениях России и Запада, лавровская физическая и словесная окостенелость — это козырь в глазах Путина. Эскалация напряженности между Россией и Украиной, запущенная еще прошлым летом "поигрыванием мускулами" в декларациях Москвы, — сейчас, в начале года, эта эскалация переживает свою кульминацию. Над всеми нами нависла угроза 100 000 российских солдат, размещенных вдоль общей границы двух стран.
США, НАТО, Европейский союз срочно запустили к господину Лаврову переговорщиков с миссией предотвратить вторжение. На данный момент ничто не помогает. Москва продолжает бомбить Запад предложениями все тех же условий, которые западные лидеры отклоняют. Весь дипломатический балет, увертюры к которому витают в воздухе между Женевой, Брюсселем и Веной, — вся эта тонкая работа идет насмарку. В финале мы не слышим ничего, кроме мрачного и твердого тона от Сергея Лаврова. В пятницу, 14 января, во время своей ежегодной пресс-конференции в Москве, глава российского дипломатического ведомства добавил в свою речь двойную дозу своего обычного нетерпеливого недовольства. Он заявил, что Россия "не готова ждать до бесконечности, пока США и НАТО ответят на ее требования по безопасности". Ко всему прочему, Лавров добавил еще и требование "детального письменного ответа", который представители Запада должны дать на каждое из российских предложений. А чтобы требования эти звучали повнушительнее, Сергей Лавров отметил, что один и потенциальных ответов России может включать "размещение некоторых военных потенциалов". Другими словами, министр пригрозил совершить "акт войны" против Украины, а может, и против кого-то из её соседей.
Национальные интересы
Здесь мы слышим от Сергея Викторовича Лаврова старую, давно заученную партитуру. Родившийся в Москве в 1950 году, сын русской матери (чиновницы в министерстве внешней торговли) и отца-армянина из Тбилиси, он вырос и выучился в советской столице. Отличающийся вкусом к изучению иностранных языков, юный Сергей поступает в МГИМО — тот самый вуз, откуда выйдут столько российских дипломатов (а также офицеров КГБ).
Выпускник МГИМО 1972 года, Лавров поступает на работу в МИД. После периода службы в Шри-Ланке, он дважды направляется на долгий период работать в постоянное представительство своей страны при ООН в Нью-Йорке: сначала как советник (во времена СССР), а потом как глава представительства (уже от постсоветской России). Повращавшись в ооновских сферах, где сталкиваются интересы самых разных мировых сил, ставший в 2004 министром Лавров вынес рефлекс прямо-таки бульдожьей по своей неуступчивости защиты национальных интересов. Ставший свидетелем развала Советского Союза и размывания статуса Москвы как столицы великой державы в начале 1990-х, Лавров впитал всю горечь этих унизительных лет.
Поэтому, когда Путин начал реставрацию старого режима, расхваливая наследие СССР, он именно в Лаврове нашел самого убежденного глашатая этих своих реставрационных настроений. Лавров как будто перечитал написанные чудовищным бюрократическим языком учебники из архивов МИД СССР — в его речи появились те не поддающиеся никакому размягчению формулы, которые он употребляет сегодня.
Впрочем, те, кто знает его близко, описывают Лаврова как веселого человека, любящего шутки. Увы, если судить о Лаврове по его публичному поведению, эти редкие моменты, когда в нем проявляется хоть какая-то живость и человечность, являются тщательно хранимой государственной тайной.
Обсудить
Рекомендуем