Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Бельгийский профессор, специалист по стратегическим вопросам Свен Бископ выступает за то, чтобы урегулировать кризис между Россией и НАТО, пишет Le Monde. Он предлагает компромисс: Крым — России, Донбасс — Украине.
Бельгийский профессор, специалист по стратегическим вопросам Свен Бископ выступает за то, чтобы урегулировать кризис между Россией и НАТО.
Свен Бископ — профессор, директор Департамента безопасности и мирового управления Бельгийского королевского института международных отношений "Эгмонт". Автор книги "Большая стратегия в 10 словах" (июнь 2021, издательство Бристольского университета) рассказывает о возможном пути разрешения кризиса между Россией и НАТО.
— Каким вы видите возможное решение конфликта между Киевом и Москвой?
— В недавней статье "Украина, цена стабильности" я предложил идею нейтралитета Украины в обмен на прекращение российской поддержки Донбасса. Я думаю, что это действительно может быть ключом к достойному компромиссу.
— На какие уступки должны пойти обе стороны?
— Прежде всего надо отметить, что европейцы на самом деле никогда не хотели, чтобы Украина вступала в НАТО. То, о чем договорились в Бухаресте в 2008 году, было плохой сделкой. Тогда европейцы под давлением администрации Буша весьма неохотно согласились на интеграцию, сроки которой не были зафиксированы. Мне кажется, что мы могли бы сегодня пересмотреть это соглашение. Конечно, взамен Россия должна будет пойти на уступки, а не просто отправить обратно в казармы свои войска, которые могут вернуться в любой момент.
Русские должны будут полностью уйти с Донбасса и прекратить всякую поддержку сепаратистам, чтобы Украина смогла восстановить контроль над всей своей территорией. Взамен Киев должен отказаться от Крыма, незаконно аннексированного Москвой в 2014 году. Конечно, это может показаться несправедливым, но обеспечение стабильности того стоит. В любом случае мы знаем, что никто не готов развязать войну за Крым... Позже русские, американцы и европейцы могли бы приступить к переговорам о взаимном сокращении сил и вооружений.
— В принципе, это может быть интересным, но кто сегодня будет развивать такую идею?
— США и НАТО отвергли такую перспективу, но мне кажется, что в Западной Европе некоторые страны могли бы ее поддержать. Однако в нынешних условиях их лидеры хотят избежать дальнейшего разделения ЕС. И потом, надо бы еще понять, чего на самом деле хочет Владимир Путин: договоренности или создания замороженного конфликта, который может быть разморожен по его желанию?
Anadolu (Турция): жители Авдеевки у линии соприкосновения в Донбассе хотят мираКорреспондент Anadolu поговорил с жителями Авдеевки. Как они оценивают ситуацию, намерены ли покинуть свои дома и почему многие до сих пор не могут поверить в происходящее – читайте в репортаже информагентства.
26.01.202200
— Как вы оцениваете российскую угрозу сегодня?
— Она вполне реальна, потому что Путин поставил планку так высоко, что ему будет сложно ничего не добиться. Серьезно ли он говорит о том, что хочет обсудить архитектуру европейской безопасности? Я не думаю, что это возможно без разумного решения для Украины. Действительно ли Россия стремится к такому соглашению, которое было бы гарантией стабильности? Фактически Путин потерял Украину в 2014 году. После аннексии Крыма и агрессивных действий в Донбассе, он подтолкнул Киев в сторону Запада. Он рассчитывал на бунт пророссийских сил, но произошло все наоборот. Возможно, поэтому он хочет сохранить атмосферу нестабильности и считает, что в любом случае цена для его страны будет невысокой. Возможно, он также хочет установить некий коридор между Донбассом и Крымом.
— Что вы думаете по поводу нынешней позиции Евросоюза, который, кажется, прежде всего играет в умиротворение?
— Европейский союз всегда выступал за диалог по вопросам, представляющим взаимный интерес, несмотря на другие спорные вопросы, но Москва никогда не воспринимала эти предложения всерьез. Россия придерживается двух целей: создание зоны влияния на территориях бывшего СССР, кроме стран Балтии, и возвращение России в статус великой державы. Вопрос в том, когда она действительно почувствует к себе уважение... Иррациональный характер такого подхода может привести к эскалации в любой момент.
— Какова в конечном счете роль Европы в противостоянии Москвы и Вашингтона?
— Если, несмотря ни на что, дискуссия будет продолжаться, то необходимо будет создать новый конкретный формат с участием Брюсселя. Но до этого времени ЕС должен выработать единый взгляд на стратегию в отношении России. Этого пока не видно.
— Как можно расценить обращение России к НАТО с требованием покинуть территории стран, вступивших в организацию после 1997 года?
— Российский президент прекрасно знает, что это невозможно. С другой стороны, можно вернуться к диалогу по обычным или ядерным вооружениям при единственном условии, что обе стороны подойдут к этому серьезно.
Интервью взял Жан-Пьер Струбанс (Jean-Pierre Stroobants)