Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В словах Путина о том, что членство Украины в НАТО — стратегический риск для России, есть логика, отмечает эксперт по безопасности Давид Богбот в интервью Parlamentní listy. Ни Альянсу, ни США это не поможет укрепить их обороноспособность. А прием Украины в организацию станет стратегической ошибкой, поэтому НАТО следует забыть об этой стране, считает аналитик.
Карел Выборны (Karel Výborný)
Интервью с экспертом в области безопасности Давидом Богботом (David Bohbot)
Parlamentní listy: Вы относитесь к наиболее видным экспертам по вопросам безопасности. Как вы оцениваете растущую напряженность на украино-российской границе? Нас ожидает новая мировая война?
Давид Богбот: Ситуация очень тяжелая, и дело на самом деле идет к войне между Россией и Украиной. Я знаю, как легко локальный конфликт может перерасти в войну континентальную или даже мировую, когда в игре интересы держав. Но мы знаем, что речь идет о России и Путине. Путин очень хорошо умеет все просчитывать и не нападет сразу. Он должен точно знать, кто против него, и кто всерьез готов вступить с ним в войну. Кроме того, если угроза войны между Россией и НАТО будет сохраняться долго, активизируются гуманитарные активисты, которые постепенно приобретут влияние как в Европе, так и в США. На самом деле война между Россией и Украиной продолжается уже более семи лет, и Украина подготовлена. Это исключает быструю победу России, поэтому с точки зрения стратегии, как я думаю, если Путин и захочет воевать, прежде его разведслужбы соберут информацию о подготовке Украины и внедрятся в силы, которые сосредоточились на границе. Такую тактику Россия применяла еще в 2014 году, и она себя оправдала. Поэтому если война и будет, то, на мой взгляд, не раньше марта — апреля.
— Как, по-вашему, людям следует относиться к сообщениям о том, что Россия и Белоруссия готовят совместные военные учения? Это некий силовой жест в адрес НАТО?
— Любые учения России и Белоруссии не имеют с военной точки зрения практически никакого значения. Белорусская армия не велика и не сильна. Так что это скорее стратегический российский жест в адрес НАТО. Таким образом Россия дает понять, что контролирует территорию, граничащую с Украиной, Польшей и другими государствами альянса. У России в Белоруссии не только радары, но и контингент и военные базы. Это дает ей возможность наносить удары не только на российско-украинской границе. Когда я служил в армии и учился, мне четко объяснили, что при обороне главная выгода заключается в том, что ты лучше знаешь территорию, у тебя готовая инфраструктура и логистические пути. Поэтому агрессору требуется намного больше солдат, чем обороняющимся. Но все это так только в том случае, если мы знаем место удара. Раз у России есть возможность напасть и из Белоруссии, у нее есть стратегическое преимущество, поскольку для обороны всех границ украинцам потребуется намного больше солдат, и поэтому Украина утратит свое преимущество.
— Пентагон сообщил о том, что привел в готовность тысячи солдат, и что США готовы немедленно поддержать своих союзников в конфликте с Россией. По-вашему, это лишь "бряцанье оружием" или на самом деле проводится военная мобилизация?
— Приведение в готовность нескольких тысяч солдат не военная мобилизация. Это скорее жест. Современные Соединенные Штаты под руководством Байдена слабы, и для России и Путина они не серьезный противник. Сегодня главную роль играет устойчивость общества. Современные американцы настроены мирно и против войны, а еще они не доверяют правительству. Русские же самоуверенны. Они верят в свой народ и своего лидера.
— Как вооруженный конфликт с Россией сказался бы на повседневной жизни в Чехии? Стоит ли нам ждать военного положения? Угрожает ли что-то, по-вашему, безопасности граждан нашей страны?
— Помимо экономических и социальных проблем, вызванных немедленным прекращением поставок нефти и газа, эта война принесла бы дестабилизацию, резкое ухудшение социальной обстановки и снижение доверия правительству. У нас нет боеспособной армии, о чем я говорю более 17 лет. Наши солдаты не способны защищать границы и города в ЧР. Нам также не удалось приобрести стратегических партнеров. Мы не наладили по-настоящему крепкие связи и в рамках Вышеградской четверки. Мы слишком полагались на США и Германию, что в данном случае может оказаться фатальной ошибкой. Война, даже если бы она не коснулась нас непосредственно, нанесла бы в ЧР масштабный экономический, социальный и политический ущерб, а мы совершенно к этому не готовы.
Reuters (Великобритания): украинские гражданские лица проходят военную подготовку на случай конфликта с РоссиейВ конце января в Киеве ветераны батальона Национальной гвардии Украины "Азов" провели военные учения для гражданских лиц. Для тренировок украинцам выдали деревянные штурмовые винтовки. Маневры состоялись на фоне нагнетаемой Западом военной истерии.
31.01.202200
— Какой, по вашему мнению, была бы война между НАТО и Россией? Похожей на войну в Кувейте, на Балканах или в Афганистане? Или это была бы война совершенно нового типа?
— Ни в коем случае. Российская армия — типичная армия державы, способная защищать территорию своей страны на суше, море и в космосе. Технологически она стоит на одной планке с НАТО, но обучена намного лучше. Лично я думаю, что война между Россией и НАТО была бы короткой. В конце концов, это же не нападение России на Америку, что, кстати, было бы большой ошибкой. Думаю, Россия пожалела бы о подобном шаге. Речь идет лишь об ударе по Украине, которая не входит в состав НАТО. Такая война укрепила бы позицию Путина и сплотила бы граждан России против врага, а в США произошло бы все наоборот. Война разделила бы американское общество. Было бы много демонстраций против войны, против правительства и против Байдена. Мы не должны забывать, что Россия стояла бы на стороне справедливости. Я поясню. В том, что говорит Путин об Украине, то есть, что ее членство в НАТО — стратегический риск для России, есть логика. Но ни НАТО, ни Соединенным Штатам Украина не поможет укрепить их безопасность ни на американских, ни на европейских границах.
— Можно ли еще завершить этот конфликт дипломатическим путем и избежать эскалации?
— Это возможно, но США и НАТО должны отказаться от намерения присоединить Украину к НАТО. Сейчас не время думать о принятии Украины, которая находится в состоянии войны с Россией. Со стратегической точки зрения это ошибка. Нам это не нужно. Нам нужна сильная и дружественная Америка так же, как и дружественная Россия. Нам надо вести себя как Израиль, который не боится поддерживать дружеские отношения как с Путиным, так и с Байденом и при этом не боится показать Путину, что может нападать в Сирии на иранские силы, хотя российская армия против. Так Израиль заработал уважение России. Да, он не настолько силен, чтобы воевать с ней, но Путин уяснил, что Израиль готов сделать что угодно для защиты своих границ и граждан. Будучи сильным лидером, Путин уважает других сильных лидеров, а Европа все чаще демонстрирует свою слабость.
Визит немецкого министра иностранных дел Анналены Бербок в Россию был ясным посланием Германии и всей Европы России о том, что они ее боятся. Это было сделано зря. Путин уже высказал свои требования. Приезжать к нему в Москву и говорить: "Мы хотим дипломатического решения", — значит подтверждать причину, по которой Путин не уважает ЕС. Нужно это менять. Единственные, кто показал, что настроен серьезно, были британцы, которые отправили военных инструкторов на Украину. Лично я надеюсь, что мы такого не сделаем. Мы недостаточно значимы для того, чтобы отправлять туда наших солдат. Если мы хотим что-то сделать для безопасности Европы, то нужно начать создавать настоящие армии.
— В чем, по-вашему, заключается главная причина того, что отношения между Западом и Россией настолько обострились? Дело в расширении НАТО, претензиях России или войне за газ? Или дело в чем-то совершенно ином?
— Главная причина в том, что мы долго не замечали, что за последние 20 лет Россия снова превратилась в державу с сильной и хорошо обученной армией, с ядерным оружием, с огромными ресурсами и большими амбициями. К газу все это не имеет никакого отношения: Россия заинтересована в его продаже, а Путин хочет торговать с Европой, но не воевать. Также все это имеет отношение к расширению НАТО и его приближению к российским границам, что Путин и простые россияне расценивают как угрозу.
— По-вашему, ЧР готова к столь серьезному ухудшению геополитической обстановки? Ведь Украина находится всего в 300 километрах от чешских границ.
— Я давно предупреждаю о плохой готовности армии ЧР к кризисной ситуации. У нас мало резервов, нет подготовленных людей и хорошо и постоянно проверяемых кризисных планов. Война, даже если она не выйдет за пределы Украины, своими последствиями очень быстро ослабила бы чешское правительство и государственные институты, привела бы к социальным волнениям, грабежам и росту преступности. Такая же ситуация, вероятно, сложилась бы и в странах по соседству с Чешской Республикой. Утрата государством авторитета привела бы к массовым беспорядкам и террористическим актам, а также к быстрой радикализации населения, происходящего из других культур. В некоторых соседних государствах это могло бы привести к гражданским войнам, которые вполне могли бы затронуть и нас. Прежде всего, я имею в виду террористические акты, совершаемые теми, кто увидит в ситуации удобный момент для укрепления своего влияния и власти.
(…)