Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор из Forbes в когнитивном диссонансе. Ему и хочется, чтобы Европа отказалась от российских углеводородов, но он тут же признает, что без них она долго не выживет. А хваленые возобновляемые источники очень дороги и грозят Западу зависимостью от ... Китая. "Зеленая энергетика" не панацея: она приведет к новому витку экономических войн в мире.
Как и должен был ожидать любой, кто следит за Россией и ее спецоперацией на Украине, российское правительство прекратило поставки природного газа в Польшу и Болгарию из-за проблем с платежами по ним. Следуя директиве Путина, российский "Газпром", контрольный пакет акций которого принадлежит государству, заявил, что будет принимать оплату за газ только в рублях. По сообщениям агентства Forbes, итальянская нефтегазовая компания Eni открывает счет в рублях. Как и германская Uniper. Все это происходит потому, что США и их союзники заморозили долларовые и евровые счета российского Центрального банка за границей на сумму более 250 миллиардов долларов. Российскому правительству сейчас трудно обменивать валюту. Так что, если европейцам нужен российский природный газ, то им придется самим обменять их валюту на рубли и отправлять эти рубли русским.
Из-за зависимости Германии от российского газа сегодня инфляция на цены производителей в стране находится на самом высоком уровне с 1949 года.
Но способность России использовать природный газ в качестве политического оружия, подобно тому, как США используют доллар, ограничена во времени.
Европа собирается удвоить расходы на создание "пост-ископаемой экономики" (альтернативные источники энергии) или, по крайней мере, заключить сделки с другими странами, которые могут обеспечить надежные поставки энергоносителей, включая нефть и газ. Они уже не будут такими дешевыми, как те, что предлагали русские. Американский сжиженный природный газ (СПГ) стоит примерно на 30% дороже, хотя эта разница подвержена колебаниям.
Некоторые эксперты в Европе говорят, что она может скорее вообще запретить импорт нефти и газа из России, чем платить за них в рублях.
Во вторник комиссар ЕС по энергетике заявил, что к концу этого года Евросоюз может заместить две трети поставок природного газа из России, при этом треть будет поступать от альтернативных поставщиков, а еще одна треть этого энергоносителя будет заменена возобновляемыми источниками энергии.
Ожидалось, что на этой неделе Европейская комиссия объявит детали шестого раунда санкций против России, а в понедельник Германия заявила, что теперь поддержит эмбарго ЕС на российскую нефть. (Венгрия резко выступила против нефтяного эмбарго ЕС, в результате пакет остался несогласованным – Прим. Иносми). Однако министр экономики ФРГ Роберт Хабек открыто заявил, что такой шаг принесет стране большие издержки, заявив: "Мы навредим себе, это совершенно ясно".
Российский природный газ обеспечивает около 40% всего потребления этого топлива в ЕС. Если будет введено эмбарго, а осуществить это, как теперь понятно, будет сложно, то такой шаг будет иметь серьезные последствия не только для экономики России, но и для экономики Европы тоже. В краткосрочной перспективе почти вся Западная Европа зависит в обеспечении своих энергетических потребностях от газа.
Но европейцы собираются захотеть это изменить. А это означает, что Россия, которая по-прежнему является нефтегазовой державой, в ближайшие годы будет наблюдать за тем, как исчезает ее крупнейший рынок сбыта. Китай в какой-то мере восполнит эти потери, покупая российский газ, но он поступает в Поднебесную из Восточной Сибири, а в Европу из Сибири Западной. Кроме того, Китай переходит на возобновляемые источники энергии и является лидером в большей части цепочки поставок технологий для производства этой энергии.
По данным "Центра исследований энергетики и чистого воздуха", базирующегося в Финляндии, с начала спецоперации России на Украине в конце февраля Москва получила около 66 миллиардов долларов доходов от нефти и газа. Это дает ориентировочное понимание размеров возможных финансовых потерь Кремля.
Санкции в отношении российской нефти раскололи ЕСЕврокомиссия предложила запретить импорт российской нефти, однако Венгрия и Словакия заявили, что не могут с этим согласиться, пишет Hürriyet. В ЕС полагают, что проблему можно решить, если предоставить дополнительные права этим двум странам. Но претензии есть и у других членов Евросоюза, отмечает автор статьи.
06.05.202200
Александр Мирчев, почетный профессор государственного управления в Университете Джорджа Мейсона и вице-председатель Атлантического совета, много лет занимается политическими аспектами энергетики. В прошлом году я писал о его книге "Пролог: мегатренд альтернативной энергетики в эпоху конкуренции великих держав". В ней Мирчев утверждает, что возобновляемые источники энергии скоро станут экономическим полем битвы, изменив отношения между странами. И Россия во всем этом предстанет первым "мальчиком для битья". А вторым явится Саудовская Аравия: Европа уже заявила саудовцам, что их не интересует то, что они продают, то есть нефть.
"Мирчев излагает в своей книге проблемы, которые будут занимать ученых и политиков в ближайшие десятилетия", — написал Генри Киссинджер на обложке книги.
На страницах опуса Мирчева содержится важный месседж для "Газпрома" и ОПЕК в целом: Россия отстает, когда речь идет о новом "мегатренде" возобновляемых источников энергии. И это направление не заключается только в производстве электромобилей и ветряков. А сегодняшний развод России и ОПЕК с Западом лишает их возможности получать свои самые большие доходы от своих бывших партнеров. Мирчев, который знает постсоветский мир лучше, чем кто-либо другой, говорит, что Россия в конечном итоге "заплатит высокую цену", поскольку Европа ускорит создание внутренних источников энергии и диверсифицирует их за пределами России.
Конечно, все это легче сказать, чем сделать. Если говорить о "чистой энергии", то у европейцев есть хорошие АЭС во Франции и неплохие ветряные электрогенераторы в Великобритании, Германии, Дании и Нидерландах. Но теперь солнце и ветер оказываются прерогативой... Китая. Вдумайтесь: шесть из 10 крупнейших компаний-производителей ветряных турбин в 2021 году были китайскими.
Титаническая борьба между державами-экспортерами энергоресурсов, такими как Россия, и позорная зависимость Европы от российского газа приведут к новым реалиям и конфликтам национальных интересов, включая проблему доступа к новым источникам жизненно важных материалов, связанных с энергетикой, многие из которых тоже являются ископаемыми (например, литий).
Público (Испания): Россия признает, что эра нефти прошла. Россия берет курс на возобновляемые источники энергииСтатья рассказывает о планах России уйти от нефтяной зависимости. Поставлена задача: в ближайшие 10 лет оказывать влияние на энергорынок, расширяя экспорт нефти и газа. Следующий шаг — «перевод основы производственной системы на возобновляемые источники энергии». Амбициозный план, похожий на планы развитых стран.
24.12.202000
Мирчев говорит в "Прологе", что изменение энергетических рынков в сторону возобновляемых источников энергии не уничтожит напряженность, которую ископаемое топливо внесло в мировую экономику и геополитику. Просто изменятся объекты и цели конкуренции. Сейчас речь в первую очередь пойдет о редкоземельных и стратегических минералах, необходимых для новых военных систем (вспомните аккумуляторы с длительным сроком службы для дронов или автономных военных боевых машин).
Но это уже не исключительная монополия России. Хотя она и является крупнейшим в мире производителем никеля, на самом деле есть много других мест, откуда его можно получить. Никель используется в основном в автомобильных аккумуляторах и производстве нержавеющей стали. США производят большую часть своей нержавеющей стали из переработанного стального лома и не зависят в этом от России. США вообще ни в чем не зависят от России. Такие зависимости - это проблема Европы.
Чем больше обе стороны конфликтуют из-за платежей за природный газ и чем дольше сохраняется риск бойкота российского ископаемого топлива в масштабах всего ЕС, тем быстрее Россия остается позади. И если Мирчев прав, то русские вскоре совсем отстанут, потому что сегодня "мегатренд" новых энергетических материалов в Москве не на первом месте.
Россия заинтересована в более чистом топливе, только тогда, когда это касается ядерных реакторов ее "Росатома". В остальном же "Газпром" и "Роснефть" являются гораздо более предпочтительными источниками стабильных денежных потоков для государства.
Россия: осталась позади?
Для всех, кто интересуется макроэкономикой России, ее энергетическим бизнесом и глобальным проблемами будущего без ископаемых источников энергии, книга Мирчева обязательна к прочтению и должна быть под рукой на книжной полке в любом офисе.
Первые главы посвящены тому, как альтернативная энергетика превратилась в социально-политический и технико-экономический "мегатренд". Какие проблемы порождает стремление к альтернативной энергетике в смысле геополитической динамики и новых международных союзов? И что это означает для энергетической безопасности?
Понятно, что Россия, богатая ископаемым топливом, не захочет переключаться на солнечную и ветровую энергию, а также на аккумуляторы с длительным сроком службы. Русские и дальше могут обеспечивать свою страну энергией "по дешевке". Более 70% территории России работает на природном газе. Что произойдет, когда Европа решит, что Россия им больше не нужна? Выручка "Газпрома" в прошлом году выросла более чем на 120%. Это единственная российская компания, отвечающая за транспортировку природного газа в Европу по трубопроводу, что делает ее монополией. Когда этот спрос иссякнет, вместе с ним резко упадут и доходы от российского экспорта, если только не считать, что Китай, Турция и бедные соседние страны бывшего Советского Союза смогут компенсировать эти потери. Это возможно, но маловероятно, если страны будут мотивироваться на возобновляемые источники энергии требованиями Запада с точки зрения финансирования, особенно со стороны крупных банков развития (например, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития). Тем не менее, российская промышленность по-прежнему будет иметь доступ к обильному и сверхдешевому природному газу.
Мирчев считает, что альтернативная энергетика является катализатором глобальных изменений с огромными последствиями для национальной безопасности России (и национальной безопасности любой другой страны).
Развитие угля и парового двигателя в 19 веке, дизельного топлива и нефти в 20 веке, а также ядерной энергетики (для бомб и авианосцев) создали экономические и военные сверхдержавы.
"Энергия — это мягкая сила, — говорит Мирчев. - Но сегодня мы видим, что это еще и жесткая сила, как это было, например, во Второй мировой войне, когда и Япония, и Германия были в невыгодном положении из-за нехватки нефти. И как мы видим сейчас во влиянии российского газового экспорта в Европу на политику ЕС в отношении украинского конфликта".
Торговые войны в мировой экономике после исчезновения ископаемых источников энергии
Вокруг энергии сновав разгораются экономические войны.
Самая очевидная из них — между США и Китаем. Китай доминирует в цепочках поставок в США оборудования для получения солнечной энергии, является ключевым производителем таких важнейших материалов, как кобальт, и обладает огромными запасами многих редкоземельных металлов, используемых в военных целях.
США ведут свою экономическую войну с Китаем в области солнечной энергии. Министерство торговли расследует, не обходят ли китайские транснациональные корпорации карательные тарифы, производя вместо этого солнечные элементы и модули в Юго-Восточной Азии.
Более 80% американского импорта оборудования, связанного с солнечной энергией, в настоящее время поступает в США из горстки бедных стран Юго-Восточной Азии во главе с Вьетнамом, который никогда не был известен как заметный производитель таких технологий, пока не появился Китай.
Риск для США заключается в том, что руководство Демократической партии готово отказаться от преимуществ Америки в области добычи ископаемого топлива и энергетической независимости в пользу перехода на солнечную и ветровую энергию — двух промышленных секторов, в которых США сильно отстают.
Мирчев говорит, что Запад не будет передавать свои новейшие линейки продуктов, такие как аккумуляторные батареи, основанные на экологически чистых технологиях, для производства в азиатские страны. Китай захватил солнечную энергетику за счет кражи интеллектуальной собственности, политики аутсорсинга западных компаний и государственных субсидий Пекина. Китайцы монополизировали рынок солнечной энергии именно в то время, когда США собрались стать более зависимыми от солнца в плане производства электроэнергии.
США осваивают солнечную энергиюФедеральные чиновники одобрили план, согласно которому 285 тысяч акров государственных земель будут переданы под строительство мощных солнечных электростанций. Это стало свидетельством начала реализации нового подхода к освоению возобновляемых источников энергии на Западе США после многих лет отсрочек и фальстартов.
15.10.201200
SpaceX, принадлежащая Илону Маску, строит солнечную электростанцию в Техасе. Это будет на 100% "китайское солнце", собирающее солнечные лучи над государственным парком Бока-Чика.
Для некоторых Китай скоро станет образцом в области возобновляемой энергии.
"Если Индия дойдет до того, что решит, что прорыв в альтернативной энергетике отвечает ее национальным интересам, она, скорее всего, сделает то же самое", — говорит Мирчев о субсидиях и защитных мерах, направленных на локализацию производства технологий возобновляемых источников энергии, а не на их импорт.
Что касается лития и некоторых редкоземельных минералов, то Россия на этих рынках вообще не присутствует. Электромобили будут экспортироваться в Россию, а не производиться там.
Еще в 2014 году ВВС сообщала, что когда олигарх-миллиардер Михаил Прохоров попытался разработать гибридный автомобиль E-mobile, он потерпел неудачу. И хотя Россия является крупной горнодобывающей страной, она не является производителем лития, ключевого материала в аккумуляторах для электромобилей. Правда, предполагается, что Росатом может подключиться к этим технологиям.
Президент Байден недавно издал распоряжение о расширении добычи в США полезных ископаемых, используемых в возобновляемых источниках энергии, и будет использовать Закон об оборонном производстве для повышения спроса на них, хотя до сих пор не ясно, как это будет работать.
Мирчев говорит, что США должны подумать о национальной добыче других критически важных полезных ископаемых, особенно тех, которые имеют двойное применение — например, в аккумуляторах с длительным сроком службы и высокотехнологичном оборудовании в военной авиации.
"Реалистичная" энергетическая политика, какая бы страна ее ни придерживалась, заключается в том, что и в эру после ископаемых источников энергии конкуренция между странами будет приводить к взаимной уязвимости и даже зависимости, когда ни одна из сторон не может уверенно победить, говорит Мирчев. Посмотрите, как Европа и русские борются за природный газ. Или как США и Китай сражаются за солнечную энергию.
И наконец, разве сейчас не оказались неправы те, кто думал, что Россия никогда не будет усложнять жизнь своим европейским партнерам, потому что это поставит под угрозу интересы "Газпрома" и "Роснефти"?
Можно утверждать, что это месть за санкции и за то, что Россия называет воровством резервов Центрального банка. Но, с другой стороны, Европа и США утверждают, что ничего этого не произошло бы, если бы Россия не начала свою спецоперацию на Украине.
Рынок российского газа в Европе сходит на нет. И это не временное явление, если предположить, что Европа серьезно отнесется к своему желанию выйти из тисков углеводородов.
Анализ сложных человеческих систем (а рынки — именно такие системы) — это не точная наука. Ведь никто не мог предположить, что рубль вернется к тем позициям, которые он занимал до спецоперации. Но это происходит благодаря тому мощному рычагу в виде природного газа, которым все еще располагает российское правительство и его способности заставить своих клиентов платить за него в рублях.
Великобритания уже отходит от российского природного газа. Другие говорят, что они последуют этому примеру. И это делает возобновляемые источники энергии новой мощной основой будущей энергетики, говорит Мирчев в своей книге.